Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Обязательный аудит за 2022 и 2023г.». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Аудиторские услуги – то есть аудит и сопутствующие ему услуги – общественно значимым организациям могут оказывать лишь те аудиторские фирмы, сведения о которых внесены в Реестр аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям.
Установлено, какие аудиторские организации вправе обслуживать общественно значимые организации
Ранее такого реестра не было, но аудиторские организации были обязаны уведомлять о начале оказания услуг по проведению обязательного аудита отчетности «общественно значимых организаций» Федеральное казначейство.
Это касается аудита отчетности за 2023 год и далее. Сопутствующие аудиту услуги общественно значимым организациям оказывают только такие аудиторские организации начиная с 1 января 2023 года.
Новой редакцией Закона об аудиторской деятельности определены:
- условия внесения сведений в этот реестр;
- орган, уполномоченный вести реестр, – Федеральное казначейство;
- порядок внесения сведений в реестр;
- публичный характер реестра;
- основания для отказа во внесении сведений в реестр;
- основания для исключения сведений из реестра;
- условия завершения аудита отчетности, проводимого аудиторской организацией, сведения о которой исключены из реестра.
Лицензированию подлежат следующие сферы деятельности:
- создание, написание и продажа шифровальных (криптографических) программ, информационных и телекоммуникационных систем, которые защищены с помощью шифровальных (криптографических) средств, проработка заказов, а также оказание услуг в области кодирования информации, техническое сопровождение шифровальных (криптографических) средств, информационных и телекоммуникационных систем, которые закодированы с применением шифровальных (криптографических) средств (исключение — техобслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных и телекоммуникационных систем, при защите которых используются шифровальные (криптографические) средства, предназначено для удовлетворения собственных потребностей юр. лица либо ИП);
- разработка, производство, реализация, приобретение в целях продажи специальных технических средств, которые предназначены для негласного получения данных;
- деятельность по выявлению электронных устройств, предназначенных для негласного получения информации (исключение — указанная деятельность ведется для обеспечения личных потребностей юр. лица или ИП);
- создание и производство средств защиты конфиденциальной информации;
- деятельность по технической защите засекреченной информации;
- производство и реализация продукции полиграфии, которая защищена от подделок;
- разработка, производство, испытание и ремонт авиатехники;
- разработка, производство, испытание, установка, монтаж, техобслуживание, ремонт, утилизация и реализация вооружения и военной техники;
- разработка, производство, испытание, хранение, ремонт и утилизация оружия гражданского и служебного назначения, базовых элементов огнестрельного оружия, торговля гражданским и служебным оружием и основными частями огнестрельного оружия;
- разработка, производство, испытание, хранение, реализация и утилизация боеприпасов (сюда же относят патроны для гражданского и служебного оружия, составные элементы патронов), пиротехнических изделий IV и V классов согласно национальному стандарту, применение пиротехнических изделий IV и V классов по техническому регламенту;
- хранение и уничтожение химоружия;
- эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов относящихся к I, II и III классам опасности;
- деятельность по тушению пожаров в населенных пунктах, на объектах производственного значения и инфраструктуры, по тушению лесных пожаров (не относится деятельность добровольной пожарной охраны);
- монтаж, техническое обслуживание и ремонт средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений;
- производство лекарственных средств;
- производство и техническое обслуживание медицинской техники (исключение составляет техническое обслуживание, осуществляемое для обеспечения личных нужд юр. лица или ИП);
- оборот наркотических и психотропных веществ, их прекурсоров, выращивание наркосодержащих растений;
- деятельность в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется в медицинских целях) и генно-инженерно-модифицированных организмов III и IV степеней потенциальной опасности, осуществляемая в замкнутых системах;
- пассажирские перевозки внутренним водным и морским транспортом;
- перевозки внутренним водным и морским транспортом опасных грузов;
- пассажирские перевозки воздушным транспортом (не относится к деятельности, которая осуществляется для обеспечения собственных нужд юр. лица, ИП);
- перевозки грузов воздушным транспортом (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юр. лица либо ИП);
- пассажирские перевозки автотранспортом, которые оборудованы для перевозок свыше 8 человек (исключение составляет работа по заказам или в целях обеспечения собственных нужд юр. лица либо ИП);
- перевозки ж/д транспортом пассажиров;
- перевозки ж/д транспортом грузов, представляющих опасность;
- погрузка и разгрузка опасных грузов на ж/д транспорте;
- погрузка и разгрузка опасных грузов на внутреннем водном транспорте и в морских портах;
- деятельность по осуществлению буксировок морским транспортом (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);
- деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I — IV классов опасности;
- деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах;
- частная детективная и охранная деятельность;
- заготовка, хранение, переработка и реализация лома черных и цветных металлов;
- содействие трудоустройству российских граждан за пределами территории России;
- предоставление услуг связи;
- теле- и радиовещание;
- изготовление экземпляров аудиовизуальных произведений, программ для ЭВМ, баз данных и фонограмм на разных носителях (исключение — деятельность самостоятельно осуществляется лицами, которые обладают правами на использование данных объектов авторских и смежных прав в силу федерального законодательства либо иных официальных бумаг);
- применение источников ионизирующего излучения (генерирующих) (не касается источников, используемых в медицине);
- образование (исключение — частные образовательные фирмы, располагающиеся на территории «Сколково»);
- деятельность в сфере освоения космоса;
- геодезические и картографические работы, относящиеся к федеральному назначению. Их результаты должны быть значимы на общегосударственном и межотраслевом уровнях. Не затрагивает направления, связанного с инженерными изысканиями для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции, капремонта объектов капитального строительства);
- выполнение маркшейдерских работ;
- воздействие на гидрометеорологические, геофизические явления и процессы;
- гидрометеорология и схожие ей области (не касается аналогичных направлений работы, проводимых в процессе инженерных изысканий для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства);
- деятельность в сфере медицины (не затрагивает медицинские и иные организации, которые имеют статус частных предприятий и находятся в пределах «Сколково»)
- реализация лекарственных препаратов;
- сохранение объектов культурного наследия народов РФ;
- осуществление экспертизы промбезопасности;
- обращение взрывчатых материалов, используемых в промышленности.
Если не соблюден порядок получения лицензии или при осуществелении деятельности подлежащего лицензированию могут быть выписаны штрафы.
- Нарушение требований при выдаче разрешения:
- для организаций: 30 000 – 40 000 рублей;
- для предпринимателей: 3 000 – 4 000 рублей.
- Существенные отступления от условий выдачи лицензии:
- для организаций: 40 000 – 50 000 рублей;
- для предпринимателей: 4 000 – 5 000 рублей (приостановление работы на период, не превышающий 90 дней).
- Отсутствие разрешения:
- для организаций: 40 000 – 50 000 рублей;
- для предпринимателей: 4 000 – 5 000 рублей.
Помимо всего прочего может быть изъяты продукция, сырье, материалы и оборудование.
- Отсутствие разрешения при изготовлении (реализации) алкогольной продукции: 200 000 — 300 000 рублей.
Могут изъять сырье, полуфабрикаты, товары, оборудование, транспорт или другие предметы, которые применялись для производства и реализации.
Кому нужно получать лицензию
В статье 12 закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 № 99-ФЗ приводится перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии. Всего их 53, среди них:
- деятельность, связанная с шифрованием и защитой информации;
- деятельность, связанная с оружием и военной техникой;
- производство лекарств и медтехники;
- охранная и детективная деятельность;
- оказание услуг связи, телевидение и радиовещание;
- деятельность по изготовлению экземпляров аудиовизуальных произведений, компьютерных программ, баз данных и фонограмм на любых носителях;
- образовательная деятельность;
- фармацевтическая и медицинская деятельность;
- перевозки водным и воздушным транспортом;
- перевозки железнодорожным транспортом пассажиров и опасных грузов;
- перевозки пассажиров автотранспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек.
Если изучить вакансии на job-сайтах, от профессиональных аудиторов требуют:
- 1. Высшее экономическое образование.
- 2. Уверенное владение компьютером.
- 3. Опыт работы бухгалтером или аудитором.
- 4. Знания:
- в области экономики, финансов, законодательства;
- принципов налогового, бухгалтерского и управленческого учета;
- методологии проверок;
- 1С или подобных программ.
- 5. Навыки составления и ведения аудиторской документации.
Дополнительные требования:
- высокий уровень знания английского языка;
- готовность к командировкам.
Что же входит в функции аудитора? Перечень обязанностей достаточно большой: чем больше, тем выше уровень зарплаты.
1. Непосредственно проведение аудиторских проверок. При работе в частных аудиторских фирмах для этого ездят по всей стране, а в случае международных компаний — и за границу. Поэтому, претендуя на должность в таких компаниях, стоит запланировать частые командировки.
Поскольку клиентами становятся разные компании, то аудитор должен быстро разбираться в специфике их работы. Аудиторская проверка включает мониторинг хозяйственной и финансовой деятельности компании. Это требует умения отличать непреднамеренные ошибки от фальсификаций.
Также аудитор проверяет имеющуюся документацию: есть ли все необходимые бумаги и правильно ли они оформлены. Следовательно, надо постоянно следить за изменениями законодательства, чтобы быть в курсе актуальных требований.
По результатам проверки аудитор составляет отчет, в который вносит заключение и предложения по устранению недостатков и совершенствованию работы компании. А значит — необходимо уметь выражать мысли так, чтобы клиенты поняли и согласились с мнением аудитора.
2. Оценка эффективности работы системы внутреннего контроля в компании. С последующей разработкой рекомендаций по ее улучшению.
3. Контроль затрат компании по подразделениям либо дочерним организациям.
4. Консультации собственников и руководителей компаний по различным вопросам. К ним относятся рекомендации по улучшению бизнес-процессов и снижению рисков, связанных с:
- текущей деятельностью компаний;
- планируемым вложением средств, возможными инвестиционными проектами.
Перечень обязанностей
Обязанности аудитора зависят от того, штатный он специалист или приглашенный.
Цель аудитора внутри компании (то есть, штатного) – оценка эффективности работы предприятия. Соответственно, его задачи непосредственно связаны с налаживанием учета и отчетности в организации, а именно:
- проверка достоверности финансовой отчетности;
- оценка качества ведения бухгалтерского учета и соблюдения установленного порядка;
- обеспечение сохранности активов;
- выявление недоработок в документообороте;
- обеспечение соблюдения законодательства на предприятии;
- после проведения аудита – подготовка отчета по его итогам.
Другими словами, это основной контролер над бухгалтерами, экономистами и другими специалистами компании, причем тоже штатный.
- знания в области экономики, финансов;
- безупречное знание финансового законодательства;
- знание особенностей составления финансовой документации;
- умение выявлять ошибки и нарушения (уметь отличать преднамеренные ошибки от непреднамеренных);
- умение быстро вникать в производственный процесс проверяемой компании;
- знание иностранного языка (для работы в престижной фирме);
- знание программ Word, Excel, а также навыки работы с 1С, Гарант или Консультант плюс.
Также согласно Кодексу этики аудиторов от 31.05.2007г. к основным принципам поведения аудиторов относятся:
- честность;
- объективность;
- профессиональная компетентность;
- должная тщательность;
- конфиденциальность и профессиональность поведения.
- Аудиторскую деятельность в ближайшие два года ждут большие изменения. Они связаны и с членством в СРО, и с нахождением в Реестре, и с новыми обязанностями.
- Введен новый термин «руководитель аудита», а также определены полномочия и требования к нему.
- Частные аудиторы во многом утрачивают свои полномочия. Права на проведение обязательного аудита перераспределены в пользу аудиторских организаций.
- Определена минимальная допустимая численность аудиторов, трудящихся на основных местах, для членства в СРО.
- Теперь аудиторская компания может состоять в нескольких СРО.
- Иметь интернет-страницу, регулярно обновлять и освещать на ней вопросы совей деятельности — новая обязанность аудиторских фирм.
Делистинг депозитарных расписок
В закон с поправками об отмене обязательного аудита (законопроект № 19912-8) также включили положения о делистинге депозитарных расписок российских компаний с иностранных площадок с последующей конвертацией в российские акции. Такие поправки были разработаны после обвала расписок крупнейших российских компаний, в том числе на Лондонской фондовой бирже.
Изменения содержатся в ст. 6 законопроекта № 19912-8.
В частности, указано, что не допускаются размещение и организация обращения за пределами РФ акций российских эмитентов посредством размещения в соответствии с иностранным правом ценных бумаг иностранных эмитентов, удостоверяющих права в отношении акций российских эмитентов.
Теперь российские компании обязаны в течение пяти рабочих дней со дня вступления поправок предпринять необходимые и достаточные действия, направленные на расторжение договоров с банками-депозитариями. Кроме того, они обязаны не позднее пяти рабочих дней после совершения таких действий представить в Банк России информацию об этом и приложить подтверждающие документы.
Помимо этого, установлено, что заключение любых сделок, принятие любых решений российских эмитентов, а также совершение от их имени любых иных действий относится к компетенции единоличного исполнительного органа. Такие сделки, решения и действия российского эмитента не требуют получения согласия совета директоров или общего собрания акционеров независимо от содержащихся в уставе требований о получении подобных согласий и не могут быть оспорены по основаниям, установленным ст. 174 ГК РФ.
Со дня вступления в силу поправок в отношении акций российских компаний, организация обращения которых за пределами РФ прекращается:
- запрещается зачисление акций российских компаний на счета депо депозитарных программ, открытые до дня вступления в силу поправок;
- акции российских компаний, учтенные на счетах депо депозитарных программ, не предоставляют права голоса, не учитываются при подсчете голосов, по ним не выплачиваются дивиденды.
Невыплаченные дивиденды могут истребовать лица, являвшиеся держателями ценных бумаг иностранных депозитариев по состоянию на день вступления в силу поправок и получившие акции российских компаний при погашении принадлежащих им ценных бумаг иностранных депозитариев в порядке, установленном Законом № 208-ФЗ для невостребованных дивидендов.
На получение акций в результате их списания со счета депо депозитарных программ не распространяются положения по поводу:
-
получения предварительного или последующего согласия Банка России на приобретение акций банка;
-
получения согласия на сделки с акциями банка антимонопольным органом (о направлении уведомления в антимонопольный орган);
-
приобретения 30 и более процентов обыкновенных акций публичного акционерного общества.
Аннулирование аттестата
Несмотря на то, что по закону аттестат аудитору выдается на неопределенный срок, его могут аннулировать.
Произойти это может в следующих случаях (ст. 12 закона № 307-ФЗ):
- Выявление факта предоставления подложных документов при получении аттестата.
- Вынесение решения суда о запрете на право заниматься аудиторской деятельностью.
- Выдача аудитором заключения, которое заведомо является ложным.
- Нарушение аудиторской тайны.
- Нарушение требований проведения аудита, которые прописаны в ФЗ № 307.
- Неучастие в проведении аудиторских проверок в течение трех лет. В данном случае есть исключения, которые устанавливаются на законодательном уровне. Например, это правило не касается участников коллегиального исполнительного органа аудиторской СРО.
- Непрохождение ежегодного обучения в объеме, установленном на законодательном уровне.
- Уклонение от внешней проверки качества аудиторской работы.
Решение об аннулировании аттестата принимает либо СРО, в котором состоит аудитор, либо СРО, выдавшее аттестат.
Все во имя человека, все для блага человека
Естественно, все эти изменения продиктованы ничем иным, как заботой о благе аудируемых лиц: дескать, понятие «серый аудит» не выдумка, а реальность, так же как и понятие «откат»; фирм развелось великое множество, за всеми не уследишь; квалификация аудиторов оставляет желать лучшего. В результате страдает качество работы, а следовательно, пользователь бухгалтерской отчетности. Поэтому нужно перенять практику, которая есть во многих странах: лицензирование отменить, экзамены ужесточить, а контроль передать общественным организациям, которые будут блюсти чистоту своих рядов.
Сторонники отмены лицензирования аудита ссылались на то, что лицензия на аудиторскую деятельность вовсе не является гарантией от плохого качества услуг. В самом деле, впечатление от работы с аудиторами у различных бухгалтеров могло варьироваться от восторга до полной растерянности и чувства разочарования в аудите как таковом. При этом лицензирующий орган (Минфин России) не только выдавал лицензии, но и имел полное право проверить, как ведет себя получившая лицензию компания. Положение о лицензировании аудиторской деятельности было утверждено в свое время Постановлением Правительства РФ от 29.03.2002 N 190 «О лицензировании аудиторской деятельности» и предусматривало, что «лицензирующий орган с целью контроля за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий проводит проверки их деятельности». Правила проверки регулировались п. п. 6 — 10 этого Постановления. Надо сказать, что проверки проводились, но тотального контроля не было, и аудиторские фирмы особенно по этому поводу не напрягались.
Отмена лицензирования не отменяет контроля, а просто передает его в другие руки, а как эти руки будут работать, еще никто не знает. Предполагается, что проверкой качества аудита займутся профессиональные объединения, в которые аудиторские компании должны будут вступать в обязательном порядке. Такие объединения имеют право проверять своих членов, поэтому какой-никакой опыт у них есть. Вопрос состоит в том, достаточен ли он для проведения проверки такого количества аудиторов и аудиторских фирм. Ведь согласно законопроекту в ст. 20 должны быть внесены поправки, и предполагается, что саморегулируемое объединение должно иметь в своем составе не менее 3000 аудиторов или не менее 1500 аудиторских компаний. Это довольно высокий порог. Если учесть, что аудиторская фирма может быть членом одного аудиторского объединения, а ее сотрудники — членами других объединений, то сейчас саморегулирующимся аудиторским объединениям придется определить, сделать им ставку на юридических или на физических лиц.
Перемены ждут не только аудиторские фирмы. Предполагается внести изменения в определение понятия «аудитор».
Федеральный закон |
Проект N 146680-4 (вносится |
1. Аудитором является |
1. Аудитором признается |
Аудитор должен состоять членом |
|
Как видим, аттестат - это еще не все. Желающий получить почетное |
Но самый приятный сюрприз приготовлен аудиторам в п. 6 данного законопроекта. Итак, до 1 января 2009 г. аудиторы, имеющие аттестаты, выданные до вступления в силу настоящего федерального закона (того самого, который в проекте), должны пройти аттестацию на право осуществления аудиторской деятельности в порядке, установленном Федеральным законом от 07.08.2001 N 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» с учетом внесенных в него настоящим федеральным законом изменений. После указанного срока квалификационные аттестаты аудитора, выданные в установленном порядке до вступления в силу настоящего федерального закона, аннулируются.
Лицензирование аудиторской деятельности, СРО аудторов
Согласно 17 статьи ФЗ «Об аудиторской деятельности» аудиторская деятельность имеет отношение к видам деятельности, на осуществление которых требуется лицензия. Выдача, приостановление и аннулирование лицензий происходит по законодательству РФ о лицензировании некоторых видов деятельности.
При получении лицензии на осуществление аудиторской деятельности в ней ставится дата, которая соответствует дате принятия решения о выдаче лицензии.
Иногда при оказании некоторых видов сопутствующих аудиту услуг необходимо получить соответствующую лицензию, без которой аудиторские компании и индивидуальные аудиторы не имеют права оказывать услуги. Выдачей лицензий занимается Минфин РФ.
Замечание 1
Лицензия выдается на пять лет, но если лицензиат подаст заявление о продлении, то лицензию можно продлевать на 5 лет неограниченное количество раз.
Лицензия на аудиторскую деятельность
Лицензирование аудиторской деятельности – процедура оформления специального разрешения, которое дает право специалистам осуществлять внутренний и внешний аудит организаций.
Рынок аудиторских услуг стремительно развивается. Спрос на профессионалов, которые смогут навести порядок в финансово-бюджетной сфере предприятия, неуклонно растет. Аудиторы – одна из самых престижных профессий.
Это независимые эксперты, способные провести оценку финансовой эффективности компании, дать рекомендации по исправлению и устранению ошибок. Действующее законодательство к аудиторской деятельности предъявляет ряд требований.
Одно из основных – лицензирование.
Значение лицензирования аудиторов сложно переоценить. Ведь наличие у специалиста данного документа — гарантия предотвращения нанесения ущерба правам владельца финансовой отчетности непрофессиональными действиями.
Лицензированием занимается Министерство Финансов России. Порядок получения документа определен Правительством РФ. Разрешение выдается сроком на 5 лет.
Аудиторская компания вправе продлевать его неограниченное количество раз.
Документы, являющиеся предметом аудиторской проверки
В процессе аудита проверке подвергаются все имеющиеся у предприятия учредительные формы и дополнительные документы, способствующие проведению анализа.
Документ | Выявляемые нарушения законодательства |
Устав | Несоответствие размера УК, указанного в Уставе и фактически внесенных долей |
Протоколы общего собрания учредителей | Отсутствие протоколов либо неверное составление документов, либо отсутствие удостоверения нотариуса при проведении сделок с долями |
Решения участника | Отсутствие документа или его неверное оформление |
Реестры акционеров | Несвоевременное внесение изменений в реестр |
Лицензии | Несоответствие лицензии видам деятельности, осуществляющим предприятием |
Акты оценки имущества, внесенного в УК | При передаче части доли уставного капитала отсутствует отчет о независимой оценке стоимости имущества |
Акты передачи акций | Нарушение прав акционеров по преимущественному приобретению эмиссионных акций и конвертируемых в акции ценных бумаг |
Свидетельства о праве собственности | Отсутствуют права на имущество, заявленное в учредительных документах как адрес месторасположения и договор аренды с собственником |
Журналы, баланс, оборотные ведомости по счетам учета капитала | Дополнительные бухгалтерские документы должны отражать сделки с долями УК, акциями, взносами учредителей |
Методики проведения аудита
Аудиторские компании применяют специально разработанные системы проверок для разных задач, поставленных перед проверяющими лицами. При разработке методик придерживаются одного из основных подходов: бухгалтерского, юридического, специального и отраслевого. При реализации методик действия осуществляются по единой схеме. В процессе изучения материала проверка производится пошагово:
- Проведение предварительного этапа ознакомления с деятельностью предприятия;
- Выработка плана процедуры, этапов, сроков, ответственных лиц;
- Определение нормативных документов по предмету проверки;
- Оценка рисков проверки, анализ внутреннего контроля;
- Подбор первичных документов предприятия по заданному участку;
- Определение возможных вариантов ведения учета;
- Изучение регистров аналитического и синтетического учета;
- Анализ информации, отраженной в отчетности;
- Подготовка перечня возможных нарушений;
- Поиск искажений, недостоверной информации, внесенной в регистры и отчетность;
- Проведение аудиторских процедур согласно запланированного порядка (программы).
По окончании аудита составляется заключение по исследованным материалам. В процессе изучения документов применяются различные инструменты в виде опросов, тестирования, построения графиков, схем и других способов проведения анализа.
Аудитор обобщает выводы проведенного анализа в форме заключения – официального документа, предназначенного для пользователей. При выявлении недостатков приводится краткий перечень ошибок в учете и рекомендаций по оптимизации операций. Положительное заключение предоставляет информацию о аудиторе, проверяемом предприятии, охватываемые темы, выводы.