Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как таксопарку с «подключенцами» выбрать систему налогообложения». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Итак, мы уже подсчитывали, сколько может заработать таксист-одиночка в среднем городе России — ок. 30 тыс. рублей. В городе миллионнике — примерно 45 тыс. рублей, в Москве, Петербурге — до 70 тыс. рублей.
Система ЕНВД для такси
Важно: с 2021 года ЕНВД такси больше не актуален! Те, кто ранее работал на этой системе налогообложения, должны теперь рассмотреть другие варианты.
До этого момента на системе ЕНВД работали многие таксопарки, поскольку она была до определенной степени выгодна: подходила для небольших служб такси (до 20 машин и до 100 водителей, трудоустроенных непосредственно в службе такси). Налог при этом рассчитывался по-разному для того или иного региона и мог быть понижен за счет страховых выплат. И даже то, что ЕНВД как система не действовала в Москве, не лишало ее популярности.
В 2021 года ЕНВД отменяют не только в такси, но и во всех других сферах деятельности, поскольку при всех вышеперечисленных плюсах были и не менее весомые минусы:
-
Для бизнеса с небольшим доходом система была нерентабельной;
-
При применении ЕНВД итоговый финансовый результат сложно было спрогнозировать;
-
Эту систему нередко применяли при дроблении бизнеса, чтобы уйти от более крупных налоговых выплат.
Если исходит из этих цифр, то владелец таксопарка в 20 машин в среднем городе будет получать примерно 15 тыс. от одной машины в месяц, значит 300 тыс. от всего своего парка, в большом городе — 450 тыс. в месяц со всего автопарка, в Москве примерно 700 тыс. рублей.
Конечно, владельцы бизнеса находят возможности увеличивать свои доходы за счет рекламы и рекламных контрактов, сокращать расходы на топливо, переоборудовав автомобили на использование газа вместо бензина и тд. Но это индивидуальное решение для каждого владельца бизнеса.
Особенности сферы грузоперевозок
Чтобы определить, какую налоговую систему выбрать, нужно заранее учитывать расходы бизнеса. В сфере грузовых перевозок предполагают затраты на:
- сервисное обслуживание машин (ремонт, замена шин и так далее);
- амортизация;
- расходы на бензин;
- зарплата водителям, грузчикам и другим работникам;
- расходы на парковку, услуги связи и другие накладные затраты;
- оплата аренды автомобилей (если они не в собственности предпринимателя);
- страховые взносы — за сотрудников и за самого ИП;
- страховка автомобилей;
- налоги и другие обязательные платежи.
Итоговая шпаргалка (пямятка)
Поле | Платежка по ЕНП | Платежка вместо уведомления о начислениях | Платежки не на ЕНС |
Плательщик (поле 8) | Краткое наименование организации или обособленного подразделения; Ф.И.О предпринимателя |
||
КПП плательщика (поле 102) | У российских организаций – «0», но допустимо указать КПП плательщика. У ИП – «0» | КПП, присвоенный инспекцией, куда организация платит налоги, сборы или взносы. У ИП – «0» | |
Статус плательщика (поле 101) | 01 | 02 | 01 |
КБК (поле 104) | КБК ЕНП – 18201061201010000510 | КБК налога, сбора или взносов | КБК налога или сбора |
ОКТМО (поле 105) | 0, но допустимо указать ОКТМО территории, куда по НК зачисляется платеж | ОКТМО территории, куда по НК зачисляется платеж | |
Основание платежа (поле 106) | |||
Налоговый период (поле 107) | Период, за который перечисляете налог или взносы | ||
Номер документа-основания платежа (поле 108) | |||
Дата документа-основания платежа (поле 109) |
Есть ли другие налоговые системы?
Да, например, патентная система налогообложения. Здесь сумма уплачиваемого налога фиксированная и зависит только от количества используемых автомобилей. Размер дохода никак не влияет на сумму уплачиваемого налога. Соответственно, при достаточно высоком доходе патент может быть выгоднее, чем УСН 6% и наоборот. В каждом регионе свои ставки по патентной системе.
В некоторых регионах услуги такси попадают под систему налогообложения в виде ЕНВД. Здесь сумма налога зависит от количества посадочных мест в автомобилях, используемых для перевозки пассажиров. Размер полученного дохода не влияет на сумму уплаченного налога. ЕНВД может быть выгоднее, чем патент, так как при ЕНВД, в отличии от патентной системы, сумму налога можно уменьшить на сумму страховых взносов, которые уплачивает предприниматель. В каждом регионе налог рассчитывается исходя из установленных в данном регионе базовой доходности и соответствующих коэффициентов.
«У налоговиков нет никаких методичек о работе по новым правилам»
В IT-сфере Петр (имена героев статьи изменены) работает около 15 лет, он высокооплачиваемый ведущий программист. Мужчина зарегистрирован как ИП, сейчас ре выполняет заказы от большой российской фирмы. За работу компания переводит деньги на расчетный счет предпринимателя. Также айтишнику компенсируют налоги, которые он должен оплачивать в Беларуси — упрощенку и в ФСЗН.
— До прошлого года упрощенку я платил в размере 5%, в 2022 году она поднялась до 6%. В квартал сумма была около 1500 рублей. «Социал» оплачивал по минимуму — последние отчисления составили чуть больше 1500 рублей за год.
По словам собеседника, по такой схеме работали многие белорусские айтишники, зарегистрированные как ИП. Однако для них все изменилось после февраля этого года, когда в отношении нашей страны были введены санкции. Получать деньги через банки стало значительно труднее (а в некоторых случаях и вовсе невозможно), из-за этого кто-то релоцировался или открывал ИП в других странах.
Не более одного заказчика в такси
Предлагается закрепить законодательно, что при перевозках пассажиров автомобилями-такси допускается наличие не более одного заказчика.
Не всем участникам рынка к настоящему моменту понятна эта формулировка. Есть предположения, что она не вводит запрет на посадку дополнительных пассажиров в такси после того, как первый заказчик сел туда и началась поездка.
Вместе с тем тот же «Яндекс Go» тестирует в России совместные поездки, когда двое клиентов по тарифу «Попутчик» могут ехать в одной и той же машине просто потому, что им по пути.
Судя по формулировке, предложенной в проекте постановления, подобные эксперименты могут быть заведомо заблокированы в Беларуси.
Проектом постановления предусмотрено, что автомобиль-такси (в том числе автомобиль-такси, выполняющий автомобильные перевозки пассажиров с использованием электронной информационной системы, когда оплата пассажиром выполненной автомобильной перевозки осуществляется наличными денежными средствами или с использованием банковской платежной карточки) должен быть оборудован программной кассой, используемой в сфере автомобильных перевозок пассажиров автомобилями-такси или кассовым суммирующим аппаратом, совмещенным с таксометром, прошедшим метрологическую оценку в соответствии с законодательством об обеспечении единства измерений и включенным в Государственный реестр моделей (модификаций) кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем, с указателем режимов использования автомобиля-такси, другим дополнительным оборудованием кассового суммирующего аппарата, совмещенного с таксометром, и средством контроля налоговых органов.
— Мы полностью поддерживаем ввод обязательства на использование программных касс при осуществлении перевозки пассажиров в случае оплаты поездки наличными денежными средствами. Но в этом случае ассоциация запрашивает информацию по поводу способа обеспечения деятельности программной кассы, возможности выдачи электронного документа на электронную почту пассажира при оплате поездки наличными средствами, — отметили в АПиД.
Обязанность оплаты транспортной пошлины лежит на всех владельцах автомобилей и других ТС. Кем является собственник — юридическим или физическим лицом — не имеет значения (абз. 1 ). Индивидуальные предприниматели также отчисляют в казну плату за использование транспортного средства. На эти обязательства не влияет система налогообложения:
- обычная;
- патент;
- УСН;
- ЕНВД.
Важно! Если ТС было передано в пользование по доверенности до 29.07.2002 г., то налогоплательщиком считается лицо, указанное в документе. Именно оно обязано отчислять налоговую пошлину за владение транспортом.
На 2021 год налогоплательщиками считаются собственники транспортных средств, с которых необходимо уплачивать налог. К таким объектам относятся:
- автомобили, мотоциклы, автобусы;
- водный транспорт (яхты, катера и пр.);
- воздушный (вертолёты, самолёты).
Освободиться от налога можно, если транспортное средство ИП не попадает под критерии объекта налогообложения (п. 2 ). Платить не требуется за:
- Отдельные виды водного транспорта (немощные лодки, промысловые суда, суда для пассажирских и грузовых перевозок и пр.).
- Легковые автомобили, обустроенные для инвалидов.
- Агротранспорт.
- Воздушные судна санавиации.
Полный список объектов представлен в Налоговом кодексе (п. 2 ст. 358 НК РФ).
Как платят транспортный налог индивидуальные предприниматели
Во все времена порядок уплаты дорожного налога для физических лиц (в т.ч. и ИП) одинаков, и 2021 год – не исключение. Вся процедура выглядит следующим образом:
- Для предпринимателя сотрудниками ИФНС рассчитывается заранее сумма налога. Она зависит от налоговой ставки и количества лошадиных сил в автомобиле. Если транспортное средство входит в перечень дорогостоящих, к нему применяется повышающий коэффициент. Узнать список роскошных автомобилей можно на сайте Минпромторга, он обновляется ежегодно. Для обычной техники коэффициент не применяется. Сведения для расчета берутся налоговиками на основании данных, предоставленных ГИБДД, ведь именно там происходит постановка машин на учет и выдаются документы на них. Если автовладелец зарегистрировал технику в одном регионе, а затем переехал в другой, для расчета будут применяться ставки по месту регистрации.
- ИП получает квитанцию. Она доставляется Почтой России по адресу регистрации самого предпринимателя. В организациях-юридических лицах все совершенно по-другому: там корреспонденция поступает по адресу нахождения предприятия.
- Предприниматель оплачивает налог. Для этого можно использовать банковский терминал, личный кабинет на официальном сайте банка, выпустившего пластиковую карточку, а также электронные деньги. При желании можно посетить офис финансового учреждения и оплатить все наличными.
Во избежание недоразумений рекомендуется сохранять квитанции об оплате – они могут пригодиться, если при зачислении сумм была допущена ошибка или при незачете денежных средств самими налоговиками.
В чем причина массового интереса таксистов к открытию ИП
Большая часть работников такси в недалеком прошлом в той или иной мере числилась сотрудниками таксомоторных компаний. Шоферы либо заключали договоры, либо официально устраивались на работу в компании такси.
Естественно, значительную часть заработков приходилось отдавать за услуги этих компаний. В последнее время среди работников такси возник серьезный интерес к открытию ИП.
Таксисты не стали лучше разбираться в бухгалтерии и налогообложении. Интерес к ИП в такси спровоцирован, в первую очередь, компаниями, которые занимаются извозом или предоставляют услуги по доступу к клиентской базе.
Наиболее агрессивно кампанию по открытию ИП в такси проводит Яндекс. Тем, кто перестает работать через посредников, открывает ИП и начинает работать напрямую, эта компания предлагает различные льготы: приоритет в предоставлении выгодных заказов и т.п.
Основным преимуществом такой работы такси Яндекс называет возможность уплачивать налог 6% только с тех денег, которые такси получило по перечислению в безналичном варианте.
Профессиональные таксисты — и в интернете множество сообщений на эту тему — сильно сомневаются в том, что так получится. Компании-агрегаторы и диспетчерские службы уже 2 года передают информацию обо всех заказах силовым структурам. Пока информация об этом используется для поиска террористов и преступников.
Но как только один сотрудник налоговой технически сможет контролировать не 10 таксистов, как сейчас, а сотню, весь наличный оборот попадет под налогообложение. Такое бывает и сейчас, но те работники такси, кто пока не попался, считают, что все хорошо.
Общее мнение работников такси, которое они высказывают в интернете, можно сформулировать так: ИП выгодны в первую очередь компаниям. Переведя сотрудников в бизнесмены, они избавляются от необходимости платить за них в различные фонды, практически за них не отвечают и навязывают им массу дорогостоящих услуг.
Однако у отдельного таксиста может быть на этот счет собственное мнение. Работать «на дядю» многим надоело, и они рассматривают ИП в такси, как шанс организовать, а в дальнейшем и расширить собственное дело, добиться независимости и финансового благополучия.
Обе точки зрения правильные. Если вы хотите только рулить в такси и не вникать в далекие от вас сферы налогов и бухгалтерии, сложности ведения бизнеса вам ни к чему. Но вас могут лишить возможности работать, если вы его не откроете.
Для тех, кто интересуется развитием дела в такси, ИП может стать стартовой площадкой. В обоих случаях нужно представлять, что вас ожидает в процессе открытия ИП в такси и после того, как вы стали бизнесменом. Открытие ИП в такси таит массу нюансов. Неважно, зачем вы решили стать индивидуальным предпринимателем. Вам все равно придется изучить все эти нюансы, чтобы принять правильное решение.
Как изменится стоимость патента
Принцип расчета суммы налога ПСН в 2023 г. не поменяется. Потребуется, как и раньше, определить налоговую базу (потенциальный доход за год по конкретной деятельности), действующую ставку и срок действия патента (при необходимости подсчитать его в днях).
Стандартная ставка составляет 6 %, но субъекты РФ, напомним, могут снизить ее вплоть до нуля. Поэтому для целей расчета ее размер нужно уточнять. При расчете используют следующие формулы:
- для патента сроком на год: НБ х 6%;
- для патента сроком от месяца, меньше года: (НБ /365(366) дн. х ЧДС патента) х 6%.
Как работает лицензия на такси для водителей?
Лицензия или разрешение – документ, позволяющий водителю такси легально заниматься перевозками пассажиров в 2023 году.
Оформив разрешение, шофер получает такие преимущества:
- доверие со стороны клиентов;
- возможность работать напрямую со службами такси и получать постоянные заказы на перевозки пассажиров, а не «бомбить» по городским дорогам в надежде подвезти попутчика;
- защита от контролирующих органов.
В свою очередь, клиент, который едет на легальном автомобиле с разрешением, получает:
- знание водителем русского языка;
- гарантию того, что шофер прошел мед. освидетельствование перед работой, сел за руль трезвым, в нормальном физическом и психическом состоянии;
- безопасность, которая обеспечивается соблюдением водителем правил дорожного движения;
- прозрачность тарифов расчета стоимости услуги;
- возврат вещей, забытых в машине после поездки.
Учитывая небольшую стоимость лицензии, преимущества от ее оформления кратно покрывают затраты времени и средств на подачу заявки.
Налоги для ИП такси в 2019 году
Деятельность такси подлежит обязательному лицензированию, согласно федеральному закону №69. Лицензию получают на каждый автомобиль.
Порядок получения лицензии, срок ее действия (но не менее 5 лет) и стоимость определяется региональным законодательством. В регистрирующий орган подается заявление, копии паспорта, выписка из ЕГРИП, ИНН, копия свидетельства о регистрации автомобиля или договора лизинга. В течение 30 календарных дней лицензия будет оформлена.
Для того чтобы получить лицензию, необходимо также соблюсти определенные требования: водительский стаж не меньше 5 лет (или не менее 3 лет, подтвержденных документально), пройденный техосмотр, шашечки на боках и на крыше фонарь.
Для ИП такси налоги будут зависеть от того, в каком регионе будет работать предприниматель. Дело в том, что перечень видов деятельности, переводимых на ЕНВД, устанавливается в рамках Налогового кодекса решениями местных властей (городских округов, муниципальных районов, г. Москва и г. Санкт-Петербург). Согласно НК, оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, которое осуществляется ИП и организациями с числом транспортных средств не больше 20, может переводиться на систему налогообложения единый налог на вмененный доход (ЕНВД).
На упрощенной системе налогообложения (УСН) или, как её ещё называют «упрощёнке», вы освобождаетесь от налогов, уплачиваемых на общей системе (НДС, налог на прибыль, на имущество и т.п.), но за работников (если они у вас есть) продолжаете уплачивать все налоги и взносы в общем порядке
Для применения УСН есть ограничения. Вы можете работать на упрощенном режиме если:
- вид деятельности не запрещен для данной системы — это все деятельности, разрешенные для ИП,
- сумма годового дохода не более 150 млн. рублей,
- количество наемных работников не больше 100,
- сумма основных средств на балансе ИП не более 150 млн. рублей.
УСН — налог, сумма которого напрямую зависит от вашей выручки. Если у вас есть доход, вы платите налог, если дохода нет, налог не платите. При этом вы можете выбрать один из 2-х вариантов УСН, который вас больше устраивает:
-
УСН — доходы. Ставка 6 % от валовой выручки. Расходы в расчет не берутся. Работать по данной системе выгодно, если у вас мало расходов или есть проблемы с их документальным подтверждением. Вести надо только налоговый учет. А с начала 2020 года, если вы применяете онлайн-кассу, ваши доходы автоматически видит налоговая и сама начисляет сумму к уплате.
К тому же сумму налога по УСН 6% можете уменьшить:
- если у вас нет работников — на 100% на сумму уплаченных страховых взносов за себя. Например, вы заработали 250 000 рублей в за год, за себя оплатили 40871 рублей годовых взносов. По УСН вы должны оплатить: (250 000 — 40871) х 6% = 12548 рублей.
- если у вас есть работники, тогда сумму дохода уменьшается на 50% суммы, уплаченных взносов за работников и за себя.
Похожие записи: