Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Обязанности воспитателя в детском саду: от младшего до старшего». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Понятие «воспитатель» весьма растяжимое, поскольку оно относится к работникам детских садов, интернатов и школ (воспитатели группы продленного дня), к сотрудникам домов малютки, детских домов и даже исправительных учреждений. Воспитатели работают как с маленькими детьми, так с подростками и взрослыми, как со здоровыми людьми, так и имеющими различные проблемы со здоровьем. Они трудятся как в государственных бюджетных, так и в частных автономных учреждениях.
Воспитатель воспитателю рознь
У разных категорий воспитателей цели, задачи, условия работы подчас весьма ощутимо различаются. Исходя из этого, единого варианта должностной инструкции нет и быть не может, поэтому документ всегда должен корректироваться, в зависимости от того, к кому именно он применяется.
Воспитатель несет ответственность:
4.1. За нарушение Устава образовательной организации.
4.2. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося.
4.3. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.
4.4. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности — в пределах, определенных административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.
4.5. За причинение материального ущерба — в пределах, определенных трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.
Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством
Должностная инструкция воспитателя ДОУ
1. Общие положения
1.1. Данная должностная инструкция воспитателя ДОУ разработана в соответствии с Профстандартом «01.001 Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального, основного и среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», утвержденного приказом Минтруда и Соцзащиты РФ № 544н от 18 октября 2013 г.; с учетом ФГОС дошкольного образования, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. №1155; Федерального Закона №273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» в редакции от 1 марта 2021 года, Трудовым кодексом Российской Федерации и другими нормативными актами, регулирующими трудовые отношения между работником и работодателем.
1.2. Воспитатель детского сада принимается на работу и освобождается от должности заведующим ДОУ.
1.3. Воспитатель ДОУ должен иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы.
1.4. Воспитатель детского сада непосредственно подчиняется заведующему и старшему воспитателю дошкольного образовательного учреждения.
Обычно на должность воспитателя назначаются лица, имеющие среднее профессиональное либо высшее образование в области педагогики, дошкольного воспитания, психологии или социологии, желательно с опытом работы, со знанием детской психологии и логопедии, методик развития детей дошкольного возраста. Желательны пройденные курсы повышения квалификации.
Знакомство с должностными обязанностями воспитателя дошкольного учреждения происходит еще до факта подписания трудового договора. Работнику необходимо понимать, что для эффективного выполнения своей работы ему должны быть присущи определенные личностные качества, потому что в профессии воспитателя они очень важны. К наиболее важным качествам относятся:
- любовь к детям и умение найти подход к любому ребенку;
- способности организатора;
- позитивность и жизнерадостность;
- стрессо- и психологическая устойчивость;
- коммуникабельность и организованность;
- грамотность речи и высокий культурный уровень;
- способность принимать быстрые и правильные решения в любых ситуациях.
Профессиональный стандарт необходим работодателю для понимания четких функциональных требований к работнику. Приказом от 18.10.2013 № 544н «Об утверждении профессионального стандарта Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» утверждены в том числе и обязанности воспитателя при приеме детей в группу:
- регулирование поведения обучающихся для обеспечения безопасной образовательной среды;
- реализация воспитательных возможностей различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т. д.);
- развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни;
- использование конструктивных воспитательных усилий родителей (законных представителей) обучающихся, помощь семье в решении вопросов воспитания ребенка.
Часто случаются такие ситуации, когда родители или администрация требуют от воспитателя больше, чем положено. Также бывает, что воспитатель пренебрегает своими правами и обязанностями. Чтобы такого не происходило, рекомендуется ознакомиться с должностной инструкцией. Основные права воспитателя ДОУ:
- Педагог детского сада имеет все права, которые гарантирует ему государство. Права отражены в таких документах, как Конституция РФ, Трудовой кодекс РФ, Федеральный закон об образовании РФ и локальные акты детского сада.
- Право доступа к Приказам ФГОС ДО, Минобрнауки России, к внутренним нормативным распоряжениям.
- Организация творческой работы групп и участие в ней.
- Самостоятельный подбор образовательных и воспитательных техник и методик.
- Участие в собраниях с родителями и педагогическим коллективом.
- Право на комфортные условия работы: необходимая мебель, наличие дополнительного инвентаря, канцелярия.
Курсы повышения квалификации для воспитателей
Повышение квалификации необходимо любому специалисту, который хочет строить свою карьеру и развиваться в профессии. Конкуренция среди педагогов высокая, поэтому для получения новых знаний и приобретения навыков для работы требуется соответствующая квалификация.
Повышение квалификации не должно восприниматься как формальный процесс, так как это возможность повышения своего уровня компетентности в сфере педагогики.
Педагоги должны в соответствии с ФГОС повышать квалификацию не реже 1 раза в 3 года.
Воспитатели, которые работают в ДОУ с детьми до 7 лет, должны соответствовать стандартам педагога (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель). Поэтому для них требование о прохождении профессиональной переподготовке 1 раз в 3 года остается таким же.
Если у специалиста нет соответствующего образования, но он хочет работать воспитателем, требуется профессиональная переподготовка.
Какие обязанности у воспитателя в детском саду:
- осуществлять контроль за жизнью и здоровьем детей во все время их пребывания в саду;
- проведение различных видов занятий, развивающих, спортивных, подготовку к праздникам и пр.;
- создавать благоприятную атмосферу, которая способствует бесконфликтному общению между малышами;
- прививать воспитанникам навыки самообслуживания;
- разрешать конфликты, проявлять выдержку и тактичность с детьми и их родителями;
- контролировать состояние здоровья воспитанников;
- немедленное сообщение об опасности и форс-мажорных ситуациях непосредственному начальству или в соответствующую службу;
- проходить медицинский осмотр в соответствии с графиком.
Если воспитатель не выполняет свои обязанности, что делать в такой ситуации родителям? В первую очередь необходимо обратиться к заведующей ДОУ, написать заявление в двух экземплярах, попытаться решить конфликтную ситуацию с требованием ответа в письменном виде.
Часто случаются такие ситуации, когда родители или администрация требуют от воспитателя больше, чем положено. Также бывает, что воспитатель пренебрегает своими правами и обязанностями. Чтобы такого не происходило, рекомендуется ознакомиться с должностной инструкцией. Основные права воспитателя ДОУ:
- Педагог детского сада имеет все права, которые гарантирует ему государство. Права отражены в таких документах, как Конституция РФ, Трудовой кодекс РФ, Федеральный закон об образовании РФ и локальные акты детского сада.
- Право доступа к Приказам ФГОС ДО, Минобрнауки России, к внутренним нормативным распоряжениям.
- Организация творческой работы групп и участие в ней.
- Самостоятельный подбор образовательных и воспитательных техник и методик.
- Участие в собраниях с родителями и педагогическим коллективом.
- Право на комфортные условия работы: необходимая мебель, наличие дополнительного инвентаря, канцелярия.
Должностные обязанности воспитателя логопедической группы детского сада
Работа с детьми, имеющими патологии речи, особенно сложна и очень ответственна, поэтому специалист, работающий с такой категорией воспитанников, должен четко представлять, что именно входит в его обязанности.
Кроме выполнения непосредственных действий, входящих в круг обязанностей любого воспитателя, при работе в логопедической группе он должен являть собой пример правильной, четкой и связной речи, потому что малыши всегда ориентируются на пример взрослых.
Воспитатель находится в тесном сотрудничестве с логопедом, выполняет специальную программу по развитию и совершенствованию речевых навыков воспитанников, закрепляет материал, полученный детьми на логопедических занятиях.
Работа воспитателя детского сада сложна, но это очень благородное занятие, ведь нет ничего выше, чем воспитывать подрастающее поколение.
В детском саду большое внимание уделяют развитию в детях нравственности, патриотичности, уважения к старшим.
Поэтому воспитатель должен обладать высокими морально-этическими принципами, которые он будет передавать детям.
Существует этический кодекс для педагогов дошкольных учреждений.
В нем подробно описывается личность воспитателя, особенности взаимоотношений с воспитанниками, родителями или опекунами ребенка, а также с педагогическим коллективом, обществом и государством.
В пример можно привести некоторые положения из этого документа:
- Педагог должен стремиться стать положительным примером для своих воспитанников.
- Педагог выбирает методы работы с воспитанниками, развивающие в них такие положительные черты и качества, как самостоятельность, самоконтроль, желание сотрудничать и помогать другим.
- Педагог не только воспитывает и обучает детей, но и является хранителем культурных ценностей, общественным просветителем: порядочным и образованным человеком.
- Педагог видит в своем воспитаннике личность, и уважает её вне зависимости от каких-либо особенностей.
Полный текст кодекса можно посмотреть, к примеру на этом сайте.
Обычно на должность воспитателя назначаются лица, имеющие среднее профессиональное либо высшее образование в области педагогики, дошкольного воспитания, психологии или социологии, желательно с опытом работы, со знанием детской психологии и логопедии, методик развития детей дошкольного возраста. Желательны пройденные курсы повышения квалификации.
Знакомство с должностными обязанностями воспитателя дошкольного учреждения происходит еще до факта подписания трудового договора. Работнику необходимо понимать, что для эффективного выполнения своей работы ему должны быть присущи определенные личностные качества, потому что в профессии воспитателя они очень важны. К наиболее важным качествам относятся:
- любовь к детям и умение найти подход к любому ребенку;
- способности организатора;
- позитивность и жизнерадостность;
- стрессо- и психологическая устойчивость;
- коммуникабельность и организованность;
- грамотность речи и высокий культурный уровень;
- способность принимать быстрые и правильные решения в любых ситуациях.
Учебно-воспитательная работа
План учебно-воспитательной работы составляется методистами детского сада. При разработке учитываются требования ФГОС ДО и особенности специфики учреждения.
Воспитатель должен четко следовать плану и проводить процесс обучения с индивидуальным подходом к каждому ребенку. В обязанности педагога в учебно-просветительской работе входит:
- Наблюдение за детьми и контроль всех занятий (музыкальные занятия, ИЗО, физическая культура и др.).
- Анализ учебной программы. Выявление пунктов, которые воспринимаются детьми лучше, а какие хуже. Выдвижение своих предложения по корректированию учебно-воспитательного плана.
- При работе с детьми необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого, следовать указаниям узких специалистов (психологов, логопедов и др.).
- Вовремя информировать родителей о состоянии и поведении ребенка. Отвечать на вопросы, касающиеся учебного процесса.