Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Дипломная работа на тему «Пенсии по возрасту»». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Пенсия по старости — преобладающий вид пенсионного обеспечения. Такую пенсию получают более 29 млн. человек. Название этой пенсии — пенсия по старости — традиционное для нашей страны; оно принято и в российском пенсионном законе. Так эти пенсии назывались в СССР со времени их введения на рубеже 30-х годов XX в. Так же они именуются во всех других странах. В союзном так и не вступившем в полном объеме в силу Законе «О пенсионном обеспечении граждан в СССР», принятом в мае 1990 г., эта пенсия называлась иначе — пенсия по возрасту. Причем по вопросу названия этой пенсии в то время велась оживленная и довольно острая дискуссия, в том числе политического характера. Сторонники переименования пенсии утверждали, что пенсионный возраст в СССР один из самых низких в мире, и это — величайшее завоевание социалистического общества; что в Конституции СССР сказано о праве каждого на пенсию по возрасту, а не по старости; и, наконец, что неудобно называть сравнительно не старых граждан, особенно женщин, пенсионерами по старости. Их противники пытались осторожно доказывать, что пенсионный возраст в стране не такой уж низкий, если учитывать некоторые неблагоприятные демографические и другие показатели (продолжительность предстоящей жизни и вероятность дожития до хронологического пенсионного рубежа, т. е. высокую смертность, условия жизни, труда и т.п.).
Трудовая пенсия по старости: понятие
Под пенсией по старости понимается ряд ежемесячных пожизненных выплат, которые производятся гражданам, которые достигли возраста, который установлен в Законе, из-за их длительной трудовой и другой деятельности общественно полезного характера, которые соизмеримы в большинстве ситуаций с их предыдущим заработком.
После того как в силу вступил Федеральный закон «О страховых пенсиях в РФ» данный вид пенсии стали называть страховой пенсией по старости.
В качестве страховой пенсии по старости выступает ряд ежемесячных денежных выплат для того, чтобы компенсировать ряду застрахованных лиц заработную плату и иные выплаты и вознаграждения, которые были ими утрачены из-за наступления нетрудоспособности из-за старости или инвалидности. Ряду нетрудоспособных членов семей застрахованных лиц компенсируется заработная плата и иные выплаты и вознаграждения кормильца, которые были утрачены из-за смерти данных застрахованных лиц.
Важно отметить, что наступление нетрудоспособности и утраты заработной платы и ряда других выплат и вознаграждений в некоторых ситуациях предполагается и не требует доказательств:
- пенсию назначают на пожизненной основе;
- необходим длительный трудовой стаж;
- для лица важно достичь конкретного возраста;
- важно иметь необходимое число пенсионных баллов;
- на пенсию не влияет фактическое состояние трудоспособности.
Понятие пенсии по старости
В Конституции РСФСР 1978 г. и в ныне действующей Конституции Российской Федерации 1993 г. также говорится о том, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, а не по старости. Почему же в российском пенсионном законе употребляется термин «пенсия по старости»? Возобладал здравый смысл, помимо прежних доводов. Дело в том, что возрастной ценз характерен не только для пенсии по старости. Некоторые другие пенсии также назначаются зачастую с учетом достижения определенного возрастного рубежа. Так, кадровым военнослужащим, выслуга которых менее 20 лет, пенсия за выслугу лет назначается при определенных условиях, если они на день увольнения с военной службы достигли 45 лет; пенсия по случаю потери кормильца взрослым членам семьи — пережившему супругу, матери и отцу — устанавливается, если они достигли соответствующего возраста: женщины 55 и мужчины 60 лет. Значит, такие пенсии также являются пенсиями «по возрасту». Все это вместе взятое и предрешило возвращение к традиционному, принятому во всем мире, названию пенсии.
Досрочная пенсия по старости и пенсия по старости при неполном общем трудовом стаже
Иногда досрочной пенсией называют любую пенсию по старости, которая устанавливается ранее достижения общего пенсионного возраста, т. е. 60 и 55 лет (соответственно мужчинам и женщинам). Это неверно. Досрочной пенсией признается такая пенсия, которая устанавливается в связи с определенными обстоятельствами ранее достижения соответствующего пенсионного возраста тем гражданам, которые имеют полный трудовой стаж, в том числе специальный. Досрочная пенсия может быть назначена, следовательно, ранее достижения как общего, так и пониженного пенсионного возраста.
В России предусмотрены три основания для установления досрочной пенсии по старости.
Первое основание: невозможность трудоустроить безработного гражданина, уволенного в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата, но имеющего стаж работы, дающий право выхода на полную пенсию по старости, включая пенсию на льготных условиях. Такая досрочная пенсия устанавливается с согласия гражданина по представлению органа службы занятости, но не ранее, чем за два года до установленного законодательством срока выхода на пенсию. Причем расходы, связанные с выплатой этой досрочной пенсии, возмещаются Пенсионному фонду РФ фондом занятости.
Второе основание: ликвидация предприятий, объектов, уменьшение объемов или перепрофилирование производств, влекущее сокращение штата в закрытом административно-территориальном образовании. Высвобождаемые работники по этим причинам в таком образовании имеют право на досрочный выход на пенсию, но не ранее, чем за два года до достижения соответствующего пенсионного возраста.
Третье основание касается депутатов Государственной Думы в случае роспуска Государственной Думы: депутату, который имеет трудовой стаж, равный требуемому для назначения полной пенсии по старости (включая пенсию при пониженном возрасте), полномочия которого прекращены в связи с роспуском Государственной Думы, с его согласия государственная пенсия назначается досрочно, но не ранее чем за два года до достижения установленного законодательством РФ пенсионного возраста. При этом он имеет право на ежемесячную доплату к пенсии. Досрочная пенсия устанавливалась также народным депутатам РФ созыва 1990—1995 гг. (см. гл. 17).
Пенсия по старости при неполном общем трудовом стаже назначается по достижении того же возраста, при котором устанавливается пенсия по старости на общих основаниях, т. е. по достижении мужчинами 60 лет и женщинами 55 лет. Минимальная продолжительность общего трудового стажа, необходимого для назначения такой пенсии, 5 лет. Следовательно, пенсия может быть установлена, например, при общем трудовом стаже 5, 7 или 10 лет (об общем трудовом стаже, порядке его исчисления и подтверждения см. гл. 6, 7). Во многих странах пенсии при неполном трудовом стаже не выделяются особо. Объясняется это просто: размер пенсии напрямую зависит обычно от числа проработанных лет, за каждый проработанный год начисляется определенный процент среднего заработка, например 2%. Однако минимум стажа, как правило, определяется.
Возможность назначения пенсии при неполном общем трудовом стаже по пенсионному Закону 1990 г. ныне не обусловлена какими-либо дополнительными условиями, в частности временем достижения пенсионного возраста, перерывами в трудовой деятельности, сроком обращения за пенсией и т.п. В прошлом пенсия при неполном стаже устанавливалась при определенных дополнительных условиях: работе не менее пяти лет, в том числе не менее трех лет непосредственно перед обращением за пенсией (в указанном 3-летнем периоде допускались перерывы в работе, не. превышающие в общей сложности шести месяцев). Все эти ограничения не восприняты новым пенсионным законом.
При назначении пенсий по старости при неполном общем трудовом стаже не применяются льготные условия возраста и стажа. Поэтому, например, многодетной матери, имеющей пять и более детей, не может быть установлена пенсия ранее достижения 55 лет, если ее общий трудовой стаж меньше 15 лет.
Размер пенсии по старости. Надбавки к пенсии
Размер трудовой (страховой) пенсии, в том числе по старости, всегда соизмеряется с трудовым вкладом человека, который определяется тем, как долго продолжалась трудовая деятельность и как она оплачивалась. В связи с этим подсчитывается соответствующий стаж (обычно в годах) и средний заработок. На основе этих двух показателей и определяется размер пенсии.
Прежде всего, выделяют размер пенсии в процентах к заработку. В мировой практике пенсионного обязательного страхования используются различные способы определения размера пенсии по старости из заработка: за каждый проработанный год начисляют определенный процент заработка, а затем определяют общий процент с учетом числа проработанных лет; устанавливается прямое процентное соотношение заработка и пенсии при полном стаже, после чего это соотношение корректируется соответствующим образом в зависимости от того, насколько стаж застрахованного больше или меньше полного стажа, и т.д. Наряду с этим устанавливаются минимальный и максимальный размеры пенсии (последний — прямо или косвенно).
Обычно уровень пенсионного обеспечения сравнивают с заработком до перехода на пенсию. Такое сравнение предполагает соответствующую переоценку прошлого заработка с учетом сдвигов в оплате труда и ценах на потребительские товары и услуги.
Не следует идеализировать страховые пенсионные системы, сложившиеся в развитых странах. Относительный уровень пенсионного обеспечения там сравнительно невысок, однако реальная сумма пенсии (абсолютный уровень обеспечения) позволяет человеку удовлетворять свои обычные потребности, гарантирует ему достойную жизнь (об относительном и абсолютном уровне пенсионного обеспечения см. § 1 гл. 8). Вспомним, что на питание и необходимые повседневные платные услуги в таких странах расходуется не более 25—30% заработка, а в ряде стран еще меньше.
В России по замыслу разработчиков Закона 1990 г. устанавливался сравнительно высокий относительный уровень пенсионного обеспечения: минимальный размер пенсии — на уровне реального прожиточного минимума, а максимальный — в 3—3,5 раза выше. Однако в дальнейшем уровень пенсионного обеспечения, как уже отмечалось, девальвировался, ныне для большинства пенсионеров он крайне низок и не может обеспечить им достойную жизнь.
Размер трудовой пенсии по старости в процентах к заработку составляет у нас от 55 до 75%. Исходный размер пенсии — 55%. Сверх 55% начисляется один процент заработка за каждый полный год общего трудового стажа, превышающего тот стаж, который требуется для назначения пенсии согласно ст. 10 (общие основания, определяющие право на пенсию), 11 (льготные основания, определяющие право на пенсию) и 12 (пенсия в связи с особыми условиями труда) Закона 1990 г., но не более 20%. Это дополнительное увеличение размера пенсии, сверх исходного, равного 55%. На размере пенсии в процентах к заработку отражается, следовательно, стаж в пределах 45 и 40 лет (соответственно у мужчин и женщин). Причем каждый год стажа сверх 25 и 20 лет значительно меньше влияет на размер пенсии. У мужчин в пенсию при стаже до 25 лет переходит 2,2%, а у женщин при стаже 20 лет — 2,75% заработка. Стаж на один год сверх этого (в пределах 20 лет) ведет к увеличению пенсии на 1% заработка.
При определении размера пенсии в процентах к заработку действует еще одно правило: при назначении пенсии в связи с особыми условиями труда и в связи с работой на Крайнем Севере увеличение ее размера на один процент заработка производится также за каждый полный год специального трудового стажа сверх необходимого для установления пенсии (но не более в общей сложности, чем на 20%).
Итак, в России трудовая пенсия по старости составляет преобладающую часть заработка — от 55 до 75%. Почему же фактически уровень пенсионного обеспечения оказался ныне значительно ниже даже при максимальной пенсии? Дело в том, что в последние годы существенно занижены минимальный размер пенсии по старости и, следовательно, ее максимальный размер, определяемый на основе минимума.
Минимальный размер пенсии по старости — это минимальная сумма такой пенсии (без надбавок и повышения ее в соответствующих случаях), ниже которой пенсия не может быть, если общий трудовой стаж равен требуемому для назначения полной пенсии. Минимальный размер пенсии по старости один, независимо от того, на каких основаниях установлена пенсия (на общих основаниях, на льготных основаниях, в связи с особыми условиями труда, в связи с работой на Крайнем Севере).
В российском пенсионном законе минимальный размер пенсии по старости является «базовым» — на его основе определяются: во-первых, минимальные размеры всех других видов пенсий; во-вторых, максимальный размер пенсии по старости и максимальные размеры всех других пенсий; в-третьих, уровень надбавок к пенсиям, а также повышения пенсий; в-четвертых, размеры социальных пенсий.
Все это определяет повышенную значимость во всей пенсионной системе минимального размера пенсии по старости, объективную потребность правильного его определения и корректировки. Вряд ли будет преувеличенным общий вывод о том, что уровень пенсионного обеспечения и, следовательно, уровень материального обеспечения определяет, в конечном счете, установленный законом минимальный размер пенсии по старости.
Сдерживая повышение минимального размера пенсии по старости, занижая его реальную «стоимость» в условиях непрерывного роста цен на потребительские товары и услуги, можно разрушить основы пенсионной системы, извратить ее целевое назначение, обесценить все пенсии и надбавки к ним. Это фактически и случилось в нашей стране: пенсионная политика, проводимая с конца 1993 г., направлена главным образом на замораживание минимального размера пенсии по старости.
Минимальный уровень пенсии по старости по своему целевому назначению должен, по крайней мере, обеспечить удовлетворение минимизированных витальных потребностей пожилого человека (минимальных потребностей для жизни) и гарантировать ему достойный образ жизни, как это предусмотрено Конституцией РФ. Таким и был замысел разработчиков Закона 1990 г. Удалось ли это осуществить на /. практике? Да, в первый период удалось. «Минимальный размер пенсии при общем трудовом стаже, равном требуемому для назначения полной пенсии, устанавливается на уровне прожиточного минимума, который определяется ежегодно Верховным Советом РСФСР. На 1991 год он определяется в сумме 100 рублей в месяц». Так обозначались основы для определения уровня минимального размера пенсии и сам минимум пенсии по старости в ч. 1 ст. 17 Закона 1990 г. в первоначальной ее редакции, т. е. в редакции от 20 ноября 1990 г., когда закон принимался Верховным Советом России.
Уровень минимальной пенсии по старости в размере 100 руб. в расчете на месяц соответствовал в то время прожиточному минимуму и мог гарантировать пожилому человеку, трудившемуся в прошлом многие годы, достойный уровень жизни, т. е. возможность приобретения необходимых потребительских товаров и услуг.
Однако в дальнейшем заложенный в законе метод определения минимального размера пенсии был упразднен, минимум пенсии стал корректироваться нерегулярно и произвольно — волевым порядком, явно выраженным «остаточным» способом.
В августе 2001 г. минимальный размер пенсии составлял всего 185 руб. 32 коп. и вместе с компенсацией в предельной сумме все еще был значительно ниже прожиточного минимума пенсионера.
Закон предусматривает повышение установленного минимального размера пенсии по старости при общем трудовом стаже, равном требуемому для назначения пенсии (без суммы компенсационной выплаты), на 1% за каждый полный год общего трудового стажа сверх требуемого для назначения пенсии, но не более чем на 20%.
Физические лица могут обращаться за пенсией в любое время после возникновения права на нее, без ограничения каким-либо сроком, путем подачи соответствующего заявления непосредственно либо через доверенное лицо.
Обращение за пенсией — это процедура подачи гражданином заявления в территориальный орган ПФР о назначении пенсии. Днем обращения за назначением пенсии считается день приема территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации заявления со всеми необходимыми документами. Перечень документов для назначения пенсии представлен на официальном сайте ПФР.
По желанию гражданина заявление со всеми необходимыми документами может быть подано в ПФ путем отправке по почте. В этом случае днем обращения за пенсией считается дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления.
Факт и дата приема заявления и необходимых документов от гражданина, обращающегося за пенсией, подтверждается распиской-уведомлением, выдаваемой территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации. В том случае, если заявление и необходимые документы поступили по почте, расписка-уведомление направляется в адрес заявителя по почте.
Важно отметить, что граждане подают заявление о назначении пенсии в территориальный орган ПФР по месту жительства.
В тех случаях, когда лицо, которому назначается пенсия, является несовершеннолетним или недееспособным, заявление подается по месту жительства его родителя (усыновителя, опекуна, попечителя). При этом, если родители (усыновители) ребенка проживают раздельно, то заявление подается по месту жительства того из родителей (усыновителей), с которым проживает ребенок.
Заявление о назначении пенсии по старости может быть принято территориальным органом ПФР и до наступления пенсионного возраста гражданина, однако не ранее чем за месяц до возникновения права на эту пенсию.
По результатам рассмотрения заявления гражданина, срок которого 10 дней, территориальный орган ПФР производит расчет размера пенсии и выносит соответствующее решение.
Заявление о назначении трудовой пенсии (либо о переводе на трудовую пенсию или с одного вида трудовой пенсии на другой) рассматривается не позднее чем через 10 дней со дня приема этого заявления со всеми необходимыми документами либо со дня представления недостающих документов для назначения пенсии.
В случае отказа в удовлетворении указанного заявления орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, не позднее чем через пять дней после вынесения соответствующего решения извещает об этом заявителя с указанием причины отказа и порядка его обжалования и одновременно возвращает все документы.
В случае несогласия гражданина, обратившегося за пенсией, с решением, вынесенным территориальным органом ПФР, по его заявлению данное решение может быть обжаловано.
Когда назначается страховая пенсия
В связи с недавними изменениями в законодательстве многие люди задаются вопросом, как получить страховую пенсию и имеют ли они на это право. Расскажем, кто получает страховую пенсию сегодня и какие условия для этого нужно выполнить. Общие требования для денежной выплаты по старости (без учета льгот) такие.
Достижение возраста 60 лет для женщин и 65 – для мужчин. Эти значения были установлены в 2019 году в ходе пенсионной реформы. Сейчас они определяются по переходным положениям, обозначенным в приложении 6 к Закону № 400-ФЗ. Возрастные границы повышаются разными темпами для каждой категории людей и достигнут требуемого уровня в 2034 году. В общей сложности переходный период составляет 10 лет для мужчин и 16 лет для женщин. Для наглядности ниже представлена таблица, которая позволит вам понять, какими темпами будет идти повышение пенсионного возраста.
Мужчины
Год рождения |
Год выхода на пенсию |
Пенсионный возраст |
1959 |
2020 |
61 год |
1960 |
2022 |
62 года |
1961 |
2024 |
63 года |
1962 |
2026 |
64 года |
1963 |
2028 |
65 лет |
Перечень оснований для досрочного назначения пенсионного обеспечения
Основания довольного многочисленные и сопряжены с выполнением ряда сопутствующих условий.
Основные основания для досрочного назначения страховой пенсии по старости в 2022-2023 годах по ФЗ-400 (ст. 8 и ст.30-32):
- несение государственной службы или муниципальной службы, а также государственной гражданской службы (то есть, работа в госаппарате);
- стаж не менее 42 и 37 лет при условии достижения возраста не менее 60 и 55 лет (такие граждане могут выйти на пенсию раньше на два года);
- многодетность женщины;
- наличие на воспитании инвалида с детства;
- наличие инвалидности (инвалиды тоже имеют право на получение страховой пенсии);
- тяжелые или вредные условия труда;
- осуществление творческой, учительской деятельности;
- увольнение по ликвидации в предпенсионном возрасте;
- работа на определенных должностях (летный состав, трактористы, пожарная служба и т.д.).
Какие районы считаются северными и приравненными к ним
Перечень берется из постановления Совмина №12 от 03.01.1983г. Хотя документ и утратил силу, но в данном случае применяется.
Районы Крайнего Севера:
- Мурманская область;
- Ненецкий АО;
- город Северодвинск, Мезенский, Лещуковской и Пинженский районы Архангельской области;
- ЯНАО;
- города Воркута, Инта, Усинский, Ижемский, Усть-Цилемский, Печорский районы, село Усть-Лыжа республики Коми;
- Магаданская область;
- Камчатская область;
- Таймырский, Эвенкийский, Северо-Енисейский и Туруханский районы, города Игарка и Норильск Красноярского края;
- Катангский район Иркутской области;
- Якутия;
- Беломорский, Калевальский, Кемский, Лоухский районы республики Карелия;
- Аяно-Майский и Охотский районы Хабаровского края;
- Курильский, Ногликскрй, Охинский, Северо-Курильский и Южно-Курильский районы Сахалинской области плюс город Оха;
- Монгун-Тайгинский и Тожинский районы республики Тыва;
- Белозерский и Белоярский районы ХМАО.
В числе приравненных к Крайнему Северу перечислены районы Архангельский области, республики Коми, Пермского края, республики Карелия, Тюменской, Томской, Иркутской областей, Красноярского края, Бурятии, Читинской и Амурской областей, Приморского и Хабаровского краев, Сахалинской области, республики Алтай и республики Тыва.
Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» от 15.12.2001 г.:
– устанавливает основы государственного регулирования обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации;
– регулирует правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования;
– определяет правовое положение субъектов обязательного пенсионного страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного пенсионного страхования.
Федеральный закон состоит из 6 глав (31 статьи).
Глава 1 «Общие положения»:
1) определяет предмет регулирования закона;
2) закрепляет, что законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании состоит из:
– Конституции Российской Федерации;
– законодательства Российской Федерации о налогах и сборах;
– Федеральных законов «Об основах обязательного социального страхования», «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», «Об управлении средствами государственного пенсионного обеспечения (страхования) в Российской Федерации» и «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации;
3) дает основные понятия, используемые в законе.
Глава 2 «Участники правоотношений по обязательному пенсионному страхованию» определяет, что субъектами обязательного пенсионного страхования являются федеральные органы государственной власти, страхователи, страховщик и застрахованные лица.
Глава 3 «Права и обязанности субъектов обязательного пенсионного страхования» раскрывает правомочия каждого участника правоотношений по обязательному пенсионному страхованию.
Глава 4 «Финансовая система обязательного пенсионного страхования» определяет порядок формирования и расходования средств бюджета ПФР, закрепляя, что бюджет ПФР формируется за счет:
– страховых взносов;
– средств федерального бюджета;
– сумм пеней и иных финансовых санкций;
– доходов от размещения (инвестирования) временно свободных средств обязательного пенсионного страхования;
– добровольных взносов физических лиц и организаций, уплачиваемых ими не в качестве страхователей или застрахованных лиц;
– иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
Глава 5 «Уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование» раскрывает порядок расчета и уплаты страховых взносов, а также объекты и базу для начисления страховых взносов и возлагает обязанность по контролю за правильностью исчисления и за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на налоговые органы.
Глава 6 «Заключительные и переходные положения» регулирует следующие вопросы:
– рассмотрение и разрешение споров по вопросам обязательного пенсионного страхования;
– право застрахованного лица на передачу своих накоплений в негосударственный пенсионный фонд;
– вступление в силу закона (со дня его официального опубликования).
Законодательная основа гарантии прав граждан на пенсионное обеспечение
В России приняты правовые нормы, дающие определенные гарантии прав иностранным гражданам, въезжающим в нашу страну с мечтой осесть в нашем государстве на постоянной основе. Тем не менее, сложности все равно существуют, и они продолжают отравлять жизнь людей.
Право на пенсионное обеспечение граждан, прибывших на жительство в Россию из бывших республик СССР, за исключением беженцев и вынужденных переселенцев, осуществляется по месту их жительства на территории России.
С целью урегулирования сложностей, возникающих у граждан в сфере пенсионного обеспечения, государства — участники СНГ заключили «Соглашение о гарантиях прав граждан государств — участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», заключенное 13 марта 1992 года правительствами Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана и Украины. Это соглашение не подписали республики Азербайджан и Грузия.
«Соглашение» по своей сути является всего лишь рамочным документом, в котором установлены основные принципы пенсионного обеспечения граждан. Главным постулатом достигнутого Соглашения стало утверждение, что пенсионное обеспечение граждан, проживающих в странах СНГ, и членов их семей должно осуществляться по законодательству того государства, на территорию которого они пребывают.
Каждое государство непосредственно отвечает за пенсионное обеспечение своих граждан.
В дополнении к «Соглашению» между Правительством РФ и правительствами некоторых бывших союзных республик СССР (Беларусь, Грузия, Латвия, Литва, Молдова, Эстония) заключены отдельные двусторонние соглашения в области гарантии прав граждан.
Гражданам, приехавшим в Россию на ПМЖ из союзных республик бывшего СССР, с которыми не заключено двухстороннее соглашение о пенсионном обеспечении, пенсия назначается на основании российского законодательства, при этом периоды работы на территории других государств после 13.03.1992 года в трудовом стаже не учитываются.
Действие «Соглашения о гарантиях прав граждан…» от 13.03.1992 года распространяется на трудовой стаж выработанный в период существования СССР.
В соответствии пункта 2 статьи 6 «Соглашения…» гражданам государств — участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.
Как осуществляется пенсионное обеспечение граждан прибывших из Казахстана
Так как Республика Казахстан не заключила двустороннего соглашения с Российской Федерацией о пенсионном обеспечении и взаимозачете страховых взносов, пенсия гражданам, прибывающим в Россию из Казахстана на ПМЖ, устанавливается с учетом российского законодательства и Соглашения между странами СНГ от 13.03.1992 года.
При назначении пенсии будет учитываться только стаж работы в Казахстане за период до 2002 года, в том числе и советский период. При этом период работы в СССР будет подвергнут валоризации (размер пенсионного капитала увеличится на 10%).
Стаж работы на территории Казахстана после 01.01.2002 года не будет приниматься во внимание при назначении пенсии в России, по тому как в соответствии российского законодательства в период после 2002 года страховой стаж учитывается только при уплате страховых взносов в Пенсионный фонд России.
Как проводится расчет пенсии?
В расчете используется следующая формула:
СП = ФВ * К + ПК * С * К, где:
- ФВ – фиксированная пенсия (та часть, которая будет гарантированно выплачена);
- К – премиальный коэффициент;
- ПК – годовой индивидуальный коэффициент;
- С – стоимость одного балла.
Индивидуальный коэффициент рассчитывается по следующей формуле:
ИПК = СВ / СВmax х 10, где:
- СВ – страховые взносы, которые выплачивает работодатель;
- СВmax – максимальный объем страховых взносов по тарифу 16%.
Расчет льготной пенсии осуществляется в стандартном порядке. Однако существуют исключения. Размер пенсии для военнослужащих рассчитывается особым образом:
(ОВД + ОВЗ + НВЛ) * 0,55 + 0,03, где:
- 3% — коэффициент, который начисляется за каждый год службы сверх стажа;
- ОВД – оклад;
- ОВЗ – выплаты за звание;
- НВЛ – надбавка, определяемая выслугой;
- 0,55 – % от стабильных выплат.
В данной формуле учтены дополнительные значения, которые актуальны именно для военнослужащих.
Как рассчитывается пенсия в 2023 году
Размер пенсии складывается из фиксированной части и надбавок. Формула расчета пенсии в 2023 году не меняется.
Формула расчета страховой пенсии по старости
СП = ИПК * СПК + (ФВ * КвФВ), где СП — размер страховой пенсии по старости; ИПК — индивидуальный пенсионный коэффициент; СПК — стоимость одного пенсионного коэффициента (балла) по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости (СПК на 2023 год = 123.77 руб.); ФВ — фиксированная выплата к страховой пенсии (ФВ на 2023 год = 7567 руб.); КвФВ — коэффициент повышения ФВ, применяется при отсрочке обращения за назначением страховой пенсии.
В 2023 году стоимость одного пенсионного коэффициента составляет 123.77 руб. Напомним, каждый год, начиная с 2021 года, пенсионер может получить не более 10 пенсионных баллов. Чем дольше гражданин не обращается за выплатой после достижения пенсионного возраста, тем пенсия выше. Применяется специальный увеличивающий коэффициент за период отсрочки.
Пенсионный калькулятор
В каком возрасте можно выйти на пенсию в России
Пенсия по возрасту (страховая) – это ежемесячные выплаты, которые назначаются в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы или иных вознаграждений, которые человек перестал получать вследствие старости. Страховая пенсия является самой распространённой пенсией в России, её размер ежегодно индексируется государством за счет увеличения фиксированной выплаты.
Пенсию по старости раньше получали мужчины в 60 лет, а женщины – в 55 лет. Однако после проведения пенсионной реформы в 2017 году было решено изменить этот срок в сторону увеличения. Чтобы не увеличивать срок слишком резко, правительство приняло решение о введении специального переходного периода, который будет длиться 10 лет.
За это время пенсионный возраст будет постепенно увеличен до 65 лет для мужчин и до 60 лет для женщин. Каждый год прибавляют по полгода до срока выхода на пенсию, а начиная с 2021 года, каждый шаг приравнивается к одному году. В конце этого периода, то есть в 2028 году, претендентам на выплаты нужно будет иметь 30 пенсионных баллов и 15 лет стажа.
Если нет трудового стажа
Самой популярной причиной отказа в назначении страховых пенсионных выплат по старости является то, что у гражданина нет страхового стажа, который нужен для оформления пенсии. Лица, подающие заявление в Пенсионный фонд, в этом году должны иметь стаж как минимум десять лет. При подсчете трудового стажа принимаются во внимания следующие моменты:
- общая трудовая деятельность (трудовая деятельность на основе трудового или коллективного договоров);
- время, когда лицо вело предпринимательскую деятельность (индивидуальный предприниматель и тому подобное), и при этом гражданин отправлял страховые взносы в Пенсионный фонд по установленным правилам;
- когда гражданин не работал и пребывал на отпускном из-за ухода за ребенком;
- время, когда лицо не осуществляло трудовую деятельность по причине ухода за инвалидом или пожилым человеком (возрастом от восьмидесяти лет);
- период прохождения лицом службы в вооруженных силах Российской Федерации (как обязательной, так и на контрактной основе);
- другие периоды, которые являются трудовой деятельностью и считаются как стаж, исходя из закона ФЗ-400.