Нормативное регулирование бухгалтерского учета

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Нормативное регулирование бухгалтерского учета». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Это наиболее многочисленная группа документов, к которой относятся План счетов бухгалтерского учета и инструкция по его применению, методические рекомендации по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг) в промышленности, сельском хозяйстве и др. отраслях; методические указания, инструкции по заполнению форм бухгалтерской отчетности и т. д.

Бухгалтерские стандарты (положения) по бухгалтерскому учету

Учетный стандарт (ПБУ) – свод основных правил, устанавливающий порядок учета определенного объекта или их совокупности.

Цель стандартов состоит в обеспечении единообразного подхода к учету, исходя из требований Международных стандартов финансовой отчетности и особенностей формирования национальной системы бухгалтерского учета.

Стандарты (ПБУ):

  • определяют основы учета на соответствующих участках (учета основных средств, учета материалов, учета денежных средств, учета финансовых вложений и т.д.);

  • дают основные понятия, необходимые для их единого толкования в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности;

  • определяют подходы к решению вопросов и возможные варианты их решения, т.е. предусматривают многовариантность решения учетных проблем.

В стандартах не содержится конкретного механизма применения бухгалтерских приемов. Они излагаются в методических рекомендациях, указаниях, письмах Минфина РФ, т. е. в документах третьего уровня. Основным и главным национальным бухгалтерским стандартом является единый План счетов финансово-хозяйственной деятельности организаций. Кроме того, утверждены и действуют 20 национальных учетных стандартов:

    1. ПБУ № 1/2008 «Учетная политика организации» утв. приказом Минфина РФ № 106н от 06.10.2008 г.

    2. ПБУ № 2/2008 «Учет договоров строительного подряда», утв. приказом Минфина РФ № 116н от 24.10.2008 г.

    3. ПБУ № 3/2006 «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте», утв.приказом Минфина РФ № 154н от 27.11.2006 г.

    4. ПБУ № 4/99 «Бухгалтерская отчетность организаций», утв. приказом Минфина РФ № 43н от 06.07.99 г.

    5. ПБУ № 5/2001 «Учет материально-производственных запасов», утв. приказом Минфина РФ № 44н от 09.06.2001 г.

    6. ПБУ № 6/2001 «Учет основных средств», утв. приказом Минфина РФ № 26н от 30.03.2001 г. (с последующими изменениями и дополнениями).

    7. ПБУ № 7/98 «События после отчетной даты», утв. приказом Минфина РФ № 56н от 25.11.98 г.

    8. ПБУ № 8/2001 «Условные факты хозяйственной деятельности», утв. приказом Минфина РФ № 96н от 28.11.2001 г.

    9. ПБУ № 9/99 «Доходы организации», утв. приказом Минфина РФ № 32н от 06.05.99 г. (с последующими изменениями и дополнениями).

    10. ПБУ 10/99 «Расходы организации», утв. приказом Минфина № 33н от 06.05.99 г. (с последующими изменениями и дополнениями).

    11. ПБУ № 11/2008 «Информация о связанных сторонах», утв. приказом Минфина РФ № 48н от 29.04.2008 г.

    12. ПБУ № 12/2000 «Информация по сегментам», утв. приказом Минфина РФ № 11н от 27.01.2000 г

    13. ПБУ № 13/2000 «Учет государственной помощи», утв. приказом Минфина РФ № 92н от 16.10.2000 г.

    14. ПБУ № 14/2007 «Учет нематериальных активов», утв. приказом Минфина РФ № 153н от 27.12.2007 г.

    15. ПБУ № 15/2008 «Учет расходов по займам и кредитам», утв. приказом Минфина РФ № 107н от 06.10.2008 г.

    16. ПБУ № 16/2002 «Информация о прекращаемой деятельности», утв. приказом Минфина РФ № 66н от 02.07.2002 г.

    17. ПБУ № 17/2002 «Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы», утв. приказом Минфина РФ № 115н от 19.11.2002 г.

    18. ПБУ № 18/2002 «Учет расчетов по налогу на прибыль организации», утв. приказом Минфина РФ № 114н от 19.11.2002 г.

    19. ПБУ № 19/2002 «Учет финансовых вложений», утв. приказом Минфина РФ № 126н от 10.12.2002 г.

    20. ПБУ № 20/2003 «Информация об участии в совместной деятельности», утв. приказом Минфина РФ № 105н от 24.11.2003 г.

    21. ПБУ № 21/2008 «Изменение оценочных значений», утв. приказом Минфина РФ №106н от 06.10.2008 г.

Следует отметить, что Минфином и иными исполнительными органами власти могут издаваться документы в виде писем, разъясняющих тот или иной конкретный узкий вопрос применения норм правил ведения бухгалтерского учета и составления отчетности. Однако в соответствии с п. 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. N 1009 издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается. Поэтому они могут порождать правовые последствия, а следовательно не включаются в систему нормативно-правового регулирования учета и отчетности.

В настоящее время действует более 300 документов Минфина РФ и более 50 документов ФКЦБ, как носящих нормативно-правовой характер (нормативные акты и акты применения права), так и содержащих разъяснения по вопросу их применения, в которых затрагиваются вопросы ведения бухгалтерского учета и составления отчетности. Поэтому в рамках отчета можно остановиться только на отдельных из них.

  • Методические рекомендации, инструкции Минфина РФ
    План счетов бухгалтерского учета и Инструкция по его применению, утвержденные Приказом Минфина от 31.10.2000 № 94н
Читайте также:  Алименты с неработающего отца на ребенка в 2023 году

Одной из причин принятия нового Плана счетов явилась необходимость осуществления сближения российской практики бухгалтерского учета с международными стандартами финансовой отчетности.

ФЗ «О рынке ценных бумаг» содержит в отношении организаторов торговли на рынке ценных бумаг лишь требование о раскрытии информации самим организатором торговли (ст.9).

  • Постановлением ФКЦБ от 04.01.2002 № 1-пс утверждено Положение о требованиях, предъявляемых к организаторам торговли на рынке ценных бумаг»

Данное Положение содержит перечень требований к правилам допуска к обращению и исключения из обращения ценных бумаг. Данные правила разрабатываются организатором торговли и обязательно должны быть согласованы с ФКЦБ (п.2.9. Положения).

Согласно п. 5.4.1. эмитент ценных бумаг должен раскрыть организатору торговли информацию о существенных фактах (событиях и действиях), затрагивающих финансово-хозяйственную деятельность эмитента ценных бумаг, о количестве акционеров эмитента; о ежеквартальных отчетах эмитента ценных бумаг в соответствии с требованиями по составу и срокам представления такой информации, установленными нормативными правовыми актами комиссии; о том, что одно лицо (и (или) его аффилированные лица) стали владельцем более 75% акций этого эмитента.

  • Положение «О системе контроля организаторами торговли на рынке ценных бумаг и дополнительных требованиях к участникам торгов и эмитентам ценных Федеральной Комиссией по рынку ценных бумаг от 26.10.2001 № 28

Положение регулирует отношения, связанные с осуществлением организаторами торговли на рынке ценных бумаг контроля за сделками с ценными бумагами, осуществленными через них. Согласно п. 3.3. эмитенты обязаны в дополнение к установленным законодательством РФ и нормативными актами ФКЦБ России предоставлять организатору торговли ежеквартально установленную законодательством о ценных бумагах отчетность и бухгалтерскую отчетность с приложениями.

Глава 1. Нормативное регулирование бухгалтерского учета в Российской Федерации

В законодательстве Российской Федерации в связи с осуществлением мероприятий по переходу на рыночные условия хозяйствования произошли изменения в функциях управления органов исполнительной власти различных уровней, степени их влияния на происходящие процессы. Важную роль в этой деятельности играет бухгалтерский учет. Бухгалтерский учет впитал в себя лучшие традиции и правила зарубежной практики ведения учета, сохраняя в целом национальную систему организации бухгалтерского учета. Переход на рыночные условия экономики потребовал разработки новой системы нормативных документов, регламентирующих вопросы организации и ведения бухгалтерского учета в организациях, а также определения роли государственных органов в ее создании.

В Российской Федерации ведется постоянная работа по совершенствованию системы нормативного регулирования бухгалтерского учета. Данная система регулирования бухгалтерского учета в нашей стране состоит из документов четырех уровней (см.приложение 1).

Первую группу документов составляют законодательные акты Российской Федерации, прямо или косвенно регулирующие постановку бухгалтерского учета в организациях. Сюда относятся:

  • Конституция Российской Федерации;
  • кодексы Российской Федерации (гражданский, административный, трудовой, бюджетный, земельный, налоговый);
  • Федеральные законы;
  • указы Президента;
  • постановления Правительства.

Особое место в этом уровне системы занимает Федеральный закон № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»[1]. Целью данного закона является установление единых требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также создание правового механизма регулирования бухгалтерского учета в России. Сюда же можно отнести Федеральный закон № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности»[2] и иные федеральные законы, прямо или косвенно регулирующие порядок ведения бухгалтерского учета и составления отчетности.

Раскрытие конкретного механизма применительно к определенному виду деятельности или организационно-правовой форме осуществляется в документах третьего уровня системы: методических указаниях, методических рекомендациях, инструкциях (см.приложение 6). В качестве примера можно назвать Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации (утв. Приказом Минфина России 01.07.2013 N 65н (ред. от 06.06.2017)[18]. Методические указания зачастую принимаются в развитие ПБУ. К примеру, на основе ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» Приказом Минфина РФ от 28 декабря 2001 г. № 119н утверждены Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов[19]. Методическими указаниями и рекомендациями устанавливаются особенности ведения бухгалтерского учета организациями отдельных видов деятельности.

Один из важнейших документов этого уровня является План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению, утвержденные Приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н[20] (см.приложение 3). К данному уровню относятся многочисленные оперативные указания Министерства финансов РФ по вопросам, впервые возникающим в хозяйственной деятельности организаций. Так, «Письмом Минфина России от 25 октября 1996 г. № 92 разрешены вопросы, возникающие при ведении бухгалтерского учета и отчетности садоводческими товариществами»[21]. Следует отметить, что в соответствии со ст. 5 Федерального закона «О бухгалтерском учете» общее методологическое руководство бухгалтерским учетом в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации[22]. От лица Правительства РФ эту функцию выполняет Министерство финансов Российской Федерации. В данном Законе также отмечено, что нормативные акты и методические указания по бухгалтерскому учету, издаваемые органами, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, не должны противоречить нормативным актам и методическим указаниям Министерства финансов Российской Федерации.

Структура нормативной документации

Систему бухгалтерского учета в России определяет Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011г. № 402-ФЗ.

Законодательство РФ в этой сфере состоит из Закона N 402-ФЗ, других федеральных законов, нормативных правовых актов.

Читайте также:  Нужно ли переименовывать СНТ в ТСН по новому закону?

Свод федеральных законов, принятых в соответствии с ними нормативных актов в Законе N 402-ФЗ не приводится, то есть в систему законодательства входят все федеральные законы. На практике специалисты БУ в своей работе обращаются прежде всего именно к этому закону, затем, в случае необходимости, используют нормы иных федеральных законов, раскрывающих правила осуществления того или иного факта хозяйственной жизни. К ним относятся: Гражданский Кодекс РФ, Налоговый Кодекс РФ, Таможенный Кодекс РФ, Трудовой Кодекс РФ, Воздушный Кодекс РФ, Устав железнодорожного транспорта РФ, Устав автомобильного транспорта и другие законы.

Правила Закона 402-ФЗ обязательны к применению для всех экономических субъектов в РФ: организаций всех видов (в т. ч. госорганов и некоммерческих организаций), индивидуальных предпринимателей, иностранных филиалов и представительств.

Второй уровень регулирования бухгалтерского учета и отчетности

Второй уровень регулирования бухгалтерской отчетности составляют Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ). ПБУ разработаны и утверждены Министерством финансов РФ.

ПБУ относятся, прежде всего, к системе нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности. Они не являются законодательными документами и не регулируют указанные вопросы в рамках юридического поля.

Одним из важнейших документов второго уровня регулирования бухгалтерской отчетности является Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, в котором сформулированы важнейшие принципы учета в организациях. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности утверждено Приказом Министерства финансов РФ от 29 июля 1998 г. № 34н, в настоящее время, данное положение действует в редакции Приказа Министерства финансов РФ от 24.12.2010 № 186н.

Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации является основным документом второго уровня нормативного регулирования бухгалтерской отчетности. Многие статьи данного положения были изменены в новой редакции по причине введения в действие части первой ГК РФ и других нормативных актов. Следует отметить, что данный шаг предпринимался законодателями в целях учета новых требований современной рыночной экономики России. В новой редакции также были заменены ранее действовавшие положения о бухгалтерских отчетах и главных бухгалтерах.

Однако, несмотря на всю важность данного документа, его нельзя отнести к документам первого уровня, поскольку данное положение утверждено не законодательным органом, а приказом Министерства финансов России.

Положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, устанавливают принципы, правила и способы ведения организациями учета хозяйственных операций, составления и представления бухгалтерской отчетности.

Многие Положения по бухгалтерскому учету непосредственно связаны с составлением отчетности – это прежде всего ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», утвержденное приказом Министерством финансов РФ от 6 июля 1999 г. № 43н. Некоторые ПБУ претерпели изменения с момента их первой публикации. На данный момент действуют следующие Положения по бухгалтерскому учету, которые распространяются на все организации, являющиеся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации за исключением кредитных организаций, государственных и муниципальных учреждений.

Методички и внутренние нормативные акты

Рассмотрение вопроса, какими нормативными документами регламентируется ведение бухучета, будет неполным без упоминания о методических указаниях и рекомендациях, которые регулярно выпускает Минфин. В их числе отдельную нишу занимают письма Минфина, в которых чиновники отвечают на вопросы и высказывают позицию по различным ситуациям, прямо не урегулированным законодательством. Хотя такие письма Минфина и не являются НПА (п. 2 правил, утвержденных постановлением правительства от 13.08.1997 № 1009), они реально помогают бухгалтерам в разрешении спорных ситуаций и иногда даже помогают отстоять свою позицию перед контролирующими органами.

Ну и, наконец, в самом низу пирамиды НПА находятся внутренние документы организации:

  • учетная политика;
  • инструкции;
  • приказы.

Уровень нормативного регулирования бухучета

Нормативное регулирование бухучета в Российской Федерации сформировано в типе четырех уровней в системе:

Уровни Справки, документы Службы, которые принимают решения
1 уровень — закон Государственные законы, указы, постановления кодексы Правительство РФ, Государственная Дума, Президент РФ
2 уровень — нормативный Положения (стандарты) по бухучету Министерство финансов России
3 уровень — методический Методические указания, письма, инструкции Министерство финансов России, консультационные компании, федеральные органы исполнительной власти, и др.
4 уровень — организационный Организационная распорядительная документация (распоряжения, приказы и т. п.) Компании,

Фирмы,

Учреждения,
Организации

По принципу непротиворечивости нормами бланков системы регулирования бух учета, на практике (для исключения противоречивых требований нор) нужных использовать три юридических правила.

Новейшая история практики бухгалтерского учета в нашей стране — это процесс все большего сближения его методов с предписаниями международных стандартов финансовой отчетности (МСФО). Сегодня даже Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» в качестве одного из базовых принципов регулирования бухгалтерского учета в России устанавливает принцип «применения международных стандартов как основы разработки федеральных и отраслевых стандартов» (ст. 20 Закона № 402-ФЗ).

Однако при этом сами МСФО Закон № 402 определяет как «стандарты бухгалтерского учета, применение которых является обычаем в международном деловом обороте независимо от конкретных наименований таких стандартов» (ст. 3 Закона № 402-ФЗ), то есть не относит к нормативным правовым актам, что, нужно сказать, полностью соответствует их правовому статусу во всем мире.

Мы уже так давно рассматриваем МСФО как некий глобальный комплекс правил ведения учета, что иногда стали забывать — это рекомендательные, профессиональные стандарты, их применение не является обязательным до того момента, как иное будет определено законодательством определенной страны и/или международными правовыми актами. Глобальное влияние МСФО в последние годы стало столь могущественным и неоспоримым, что они стали восприниматься как некое наднациональное бухгалтерское законодательство. Хотя на самом деле это абсолютно не так, и, повторим, в пределах правового поля каждой отдельной страны обязательность применения МСФО устанавливается национальным законодательством. Это очень важный момент, формирующий правовую практику применения МСФО, в том числе и в России.

Читайте также:  С 1 марта изменятся суммы и порядок выдачи пособий: Что нужно учесть получателям

В настоящее время отсылки к текстам МСФО буквально переполняют отечественные нормативные документы. Это делает актуальным вопрос об определении правового статуса МСФО в России с позиций применения их предписаний на практике. Давайте попробуем определить status quo международных стандартов в текущей отечественной учетной практике и порядок легитимного применения их предписаний при ведении учета отечественными организациями.

Прежде всего, вспомним, какой глобальный статус к настоящему времени получили сами Международные стандарты финансовой отчетности.

Уровни нормативного регулирования бухгалтерского учета

Нормативное регулирование бухгалтерского учета в России сформировано в виде четырехуровневой системы:

  • 1-й уровень — нормативно-правовой, включающий регулирование на основе федеральных законов, правительственных постановлений, президентских указов. Указанные нормативные акты устанавливают единые законные нормы для ведения бухучета в России. Основным нормативным актом здесь можно назвать закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ.

О последних изменениях в закон «О бухучете» читайте в КонсультантПлюс. Пробный полный доступ к системе можно получить бесплатно.

  • 2-й уровень — направленный на стандартизацию учета операций и установление общих правил по оформлению хозяйственных операций. Регулирование второго уровня производится при помощи различных утверждаемых федеральной исполнительной властью положений по бухучету и по его ведению, которы со временем должны быть заменены на ФСБУ (федеральные стандарты бухучета).

Перечень ПБУ 2020-2021 года смотрите здесь.

  • 3-й уровень содержит методологические указания. В данной подгруппе собраны различные инструкции, методологические рекомендации и другие нормативные документы, утверждаемые министерствами, регуляторами, профобъединениями бухгалтеров и различными органами государственной исполнительной власти. Указанные методологические акты (пример — план счетов бухучета) формируются на основе и для разъяснения документов 1–2-го уровней.

Подробнее о главном методологическом указании по составлению бухгалтерских проводок читайте в этой статье.

  • 4-й уровень позволяет решить детальные организационные вопросы. Документы этого уровня содержат инструкции по построению бухучета в разрезе отдельных активов/пассивов, учетной политики в отдельных компаниях и являются обязательными для исполнения. Документы из этой группы не могут вступать в противоречия с нормативно-правовыми актами и рекомендациями 1–3-го уровней, но построены на их основе и с целью реализации указанных в них законных норм. Данные документы являются локальными для компаний и утверждаются их руководителями.

Как построена система нормативного регулирования бухгалтерского учета в России?

Система нормативного регулирования бухгалтерского учета имеет свою иерархию (руководящие документы приведены по убыванию значимости):

  1. Закон № 402-ФЗ.
  2. Положение по ведению бухучета и отчетности, утвержденное приказом Министерства финансов России от 29.07.1998 № 34н.
  3. План счетов и ФСБУ/ПБУ, а также положение о документах и документообороте в бухучете, утвержденное Министерством финансов СССР 29.07.1983 № 105. К настоящему времени приняты 4 ФСБУ. С 2021 года применяется ФСБУ 5/2019 «Запасы» (оно заменило ПБУ 5/01), а с 2022 станут обязательными ФСБУ 25/2018 по учету аренды, ФСБУ 6/2020 по учету ОС и ФСБУ 26/2020 по капвложениям.
    Порядок учета МПЗ по новому ФСБУ 5/2019 существенно отличается от действовашего ранее. Перестроить учет с 2021 года вам поможет Путеводитель от КонсультантПлюс. Получить пробный доступ к системе можно бесплатно.
  4. Инструкции и методики, а также локальные регулирующие документы.

При помощи четко прописанных правил фискальные органы могут контролировать степень их соблюдения и привлекать к ответственности нарушителей.

В формировании правил ведения и организации бухучета в России за основу берется информация из Программы реформирования бухучета в соответствии с международными стандартами финотчетности, утвержденной правительственным постановлением от 06.03.1998 № 283.

Как построена система нормативного регулирования бухгалтерского учета в России?

Система нормативного регулирования бухгалтерского учета имеет свою иерархию (руководящие документы приведены по убыванию значимости):

  1. Закон № 402-ФЗ.
  2. Положение по ведению бухучета и отчетности, утвержденное приказом Министерства финансов России от 29.07.1998 № 34н.
  3. План счетов и ФСБУ/ПБУ, а также положение о документах и документообороте в бухучете, утвержденное Министерством финансов СССР 29.07.1983 № 105. К настоящему времени приняты 4 ФСБУ. С 2021 года применяется ФСБУ 5/2019 «Запасы» (оно заменило ПБУ 5/01), а с 2022 станут обязательными ФСБУ 25/2018 по учету аренды, ФСБУ 6/2020 по учету ОС и ФСБУ 26/2020 по капвложениям.
    Порядок учета МПЗ по новому ФСБУ 5/2019 существенно отличается от действовашего ранее. Перестроить учет с 2021 года вам поможет Путеводитель от КонсультантПлюс. Получить пробный доступ к системе можно бесплатно.
  4. Инструкции и методики, а также локальные регулирующие документы.

При помощи четко прописанных правил фискальные органы могут контролировать степень их соблюдения и привлекать к ответственности нарушителей.

В формировании правил ведения и организации бухучета в России за основу берется информация из Программы реформирования бухучета в соответствии с международными стандартами финотчетности, утвержденной правительственным постановлением от 06.03.1998 № 283.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *