Планы на ближайшие три года: налоговая политика до 2023 года

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Планы на ближайшие три года: налоговая политика до 2023 года». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Как было отмечено выше, пандемия оказала масштабное негативное влияние на экономическую активность. По оценкам МВФ, в 2020 году в мире ожидается самый глубокий спад за период после Второй мировой войны. Экономическая активность упала вследствие двойного шока – со стороны предложения и спроса.

Налоговая политика в 2021 – 2023 годах

Базовый прогноз на ближайшие три года построен с учетом влияния на экономическую активность распространения новой коронавирусной инфекции и предполагает реализацию национальных целей развития на период до 2030 года, предусмотренных Указом Президента РФ от 21.07.2020 № 474.

Отметим, что данный базовый прогноз строится исходя из цены нефти Юралс 45 – 48 $/барр. и курса доллара США к рублю в диапазоне 72 – 74 руб. за доллар США.

Итоги 2019 – 2020 годов

Разработчики Основных направлений признают, что реализация бюджетной политики в 2019 и 2020 годах происходила в принципиально разных условиях.

В течение 2019 и начала 2020 годаключевой задачей единой экономической политики было содействие достижению национальных целей развитиястраны посредством обеспечения устойчивых темпов роста экономики и расширения потенциала сбалансированного развития.

В 2020 годуусловия реализации экономической политики принципиально изменились в связи с глобальной пандемией новой коронавирусной инфекции. Меры, направленные на сдерживание ее распространения, привели к беспрецедентному в послевоенной истории сокращению экономической активности в мире и вызвали глубокое падение на глобальных сырьевых и финансовых рынках. В связи с вышеуказанным экономическая политика в этот период ориентирована прежде всего на содействие борьбе с пандемией и ее последствиями посредством создания условий для быстрого восстановления экономики с минимальными потерями для потенциала развития.

Расчет налоговой нагрузки

Налоговая нагрузка (НН) может быть рассчитана:

  • в абсолютной величине – подсчетом точной суммы налоговых начислений. Это значение недостаточно информативно, оно необходимо, в основном, аналитикам компании;
  • в относительной величине – определением процента средств, направленных на погашение налоговых обязательств (КНН), по отношению к выручке компании за год, по формуле:

КНН = СН (сумма налогов) / В (общая выручка за год, включая внереализационный доход) х 100%.

Относительная нагрузка указывает, какую часть дохода фирма отчисляется в бюджет.

Порядок расчета ФНС конкретизировала в приказе № ММ-3-06/333@. Рассчитывая НН следует:

  • учесть только «очищенную» от НДС и акцизов выручку;
  • учесть уплаченный НДФЛ;
  • не включать в расчет страховые взносы.

В расчете НН для предприятий, работающих на ОСНО, в сумме начисленного налога следует учитывать:

  • начисленные к уплате налоги – на прибыль, НДС, другие, указанные в соответствующих декларациях;
  • выручку, отраженную в отчете о финансовых результатах (без НДС).

Как контролировать налоговую нагрузку

Налоговики при составлении плановых проверок в первую очередь включают в нее компании:

  • работающие с отрицательными показателями доходности;
  • с большой долей вычетов по НДФЛ или НДС;
  • с заниженным уровнем нагрузки по основным взносам, соответствующим выбранной системе налогообложения;
  • с долгами по оплате налогов;
  • с уменьшенными относительно прошлых годов объемами взносов в бюджет;
  • применяющие необоснованные льготы на уплату налогов.
Читайте также:  Налог с продажи недвижимости: когда платить и как рассчитать

Все эти факторы ведут к тому, что фискальная служба начинает сомневаться в «добросовестности» предприятия и на имя руководителя отправляется официальный запрос с требованием объяснить несоответствия. Если ответ будет невнятным или не соответствующим реальному положению дел, то не избежать проверки.

С другой стороны, анализ обязан проводиться и внутри предприятия для своевременного обнаружения проблем с налоговой политикой и выявления ее нерациональности. В этом случае можно будет выполнять ряд мер, корректирующих налогооблагаемую базу с планированием налоговой нагрузки. Этим может заниматься лично руководитель или главный бухгалтер под контролем владельца бизнеса.

Нужно будет внимательно следить, чтобы налоговая нагрузка не была меньше более чем на 1% среднестатистической по отрасли. Коэффициент может быть больше указанного ФНС, но это будет означать, что предприятие переплачивает налоги. Чтобы спланировать нагрузку по взносам в бюджет, нужно:

  • проверить текущий требуемый уровень налоговой нагрузки;
  • спланировать нагрузку по каждому виду налогов и по предприятию в целом;
  • определить методы, которыми можно будет достигнуть намеченный результат;
  • контролировать выполнение задания и периодически самостоятельно делать расчеты.
  • Своевременная смена налоговой политики позволит избежать выездной проверки налоговиками.

Абсолютная и относительная налоговая нагрузка

Абсолютная налоговая нагрузка складывается из величины уплачиваемых налогов за определенный период. Другими словами, это совокупная сумма налоговых обязательств (в рублях). Этот показатель обычно используется в экономических расчетах применительно к конкретному бизнесу (при составлении бизнес-планов, построении бизнес-моделей, определении рентабельности новых направлений деятельности и т.п.).

Относительная налоговая нагрузка показывает отношение общей суммы налогов организации к совокупным поступлениям от ее деятельности. Другими словами, это доля выручки, которая приходится на уплату налогов. Поэтому относительная налоговая нагрузка выражается не в сумме, а в процентах. Именно этот показатель использует ИФНС, когда решает вопрос о необходимости назначения проверки.

Как на экономику повлиял коронавирус

На экономику России, как и на экономику большинства других стран, он повлиял довольно негативно. Сильно пострадали отдельные сектора, такие как гостиничное дело и предприятия общественного питания – некоторые из них не смогут восстановиться и открыться вновь. Довольно много заведений малого бизнеса уже никогда не откроется снова, так как не справится с необходимостью оплаты постоянных расходов без доходов.

По оценкам экспертов, из-за пандемии ВВП России может упасть на 10-20%, среднегодовая цена на нефть при этом не превысит 25 долларов США.

Кроме того, во время любого кризиса начинается отток капитала. Люди не торопятся вкладывать деньги в предприятия других стран, если там не стабильная ситуация. Во время кризиса капитал «утекает» в самые развитые страны, а Россия пока к ним не относится.

Еще одна проблема, с которой пришлось столкнуться стране – изоляция. Во время пандемии люди были вынуждены сидеть дома. Для бизнеса это максимально губительно – невозможно строить планы, никакой поддержки от государства ждать не приходится.

В перечень пострадавших от коронавируса вошли:

  • предприятия розничной торговли непродовольственными товарами;
  • транспортная деятельность – перевозка пассажиров, грузов;
  • предприятия культуры, организация досуга и развлечений – музеи, зоопарки, концерты, кинотеатры, народные промыслы, анимация, выставки;
  • физкультурные заведения – фитнес залы, спортзалы, санатории и курорты;
  • туризм полностью;
  • общепит полностью;
  • гостиничный бизнес;
  • дополнительное образование взрослых и детей;
  • бытовые услуги населению – стирка, уборка, готовка, химчистка, ремонт, салоны красоты, парикмахерские и прочее.

Как определить налоговую нагрузку: формулы расчета

В документах, определяющих налоговую нагрузку, приводятся следующие формулы по расчету данной величины (результат, полученный по любой из формул, выражается в процентах):

Читайте также:  Алименты с неработающего отца на ребенка в 2023 году
Показатель налоговой нагрузки Формула расчета Пояснения
Для ОСНО (общей системы налогообложения) ННосно = (Нндс + Нп) : В ННосно — налоговая нагрузка по ОСНО;

Нндс — НДС к уплате, согласно декларации;

Нп — налог на прибыль к уплате;

В — выручка без НДС по отчету о прибыли и убытках.

Для ЕСХН (единого сельскохозяйственного налога) ННесхн = Несхн : Десхн ННесхн — налоговая нагрузка по ЕСХН;

Несен — ЕСХН-налог к уплате;

Десен — доход по ЕСХН-декларации.

Для УСН (упрощенной системе налогообложения) ННусн = Нусн : Дусн ННусн — налогвая нагрузка по УСН;

Нусн — УСН-налог к уплате;

Дусн — доход под декларации.

Для индивидуального предпринимателя ННндфл = Нндфл : Дндфл ННндфл — налоговая нагрузка по НДФЛ;

Нндфл — НДФЛ по декларации;

Дндфл — доход по 3-НДФЛ.

По НДС (вариант 1) ННндс = Нндс : НБобщ ННндс — налоговая нагрузка по НДС;

Нндс — НДС к уплате;

НБобщ — налоговая база (сумма налоговых баз по разделам 3 и 4 декларации по НДС).

По НДС (вариант 2) ННндс = Нндс : НБрф ННндс — налоговая нагрузка по НДС;

Нндс — НДС к уплате;

НБрф — налоговая база по разделу 3 декларации по НДС.

По налогу на прибыль ННп = Нп : (Др + Двн) ННп — налоговая нагрузка по налогу на прибыль;

Нп — налог на прибыль к уплате;

Др — доход от реализации по декларации;

Двн — внереализационный доход по декларации.

Графическое изображение изменения цены продукции

Допустим, что рынок продукта, производимого экономическим субъектом, находится в состоянии равновесия в точке C (см. рисунок). Впоследствии вводится косвенный налог в размере НИ, в связи с чем производителям придется увеличить цену продукции, чтобы покрыть вновь возникшие налоговые издержки. Это вызывает сдвиг кривой предложения. При этом равновесие рынка перемещается в точку A. Обратный эффект на практике не действует, т.е. при снижении (отмене) косвенного налога цена на продукцию не уменьшается, или изменение цены незначительно.

При этом площадь прямоугольника показывает сумму налога, которая поступит в государственный бюджет. При этом площадь прямоугольника показывает часть налоговой нагрузки продавцов, а площадь прямоугольника — часть налоговой нагрузки покупателей.

Соотношение налоговой нагрузки производителей и покупателей может быть представлено в следующем виде:

.

Кому и зачем это нужно

Определение, сколько денег уходит на налоги, является важным моментом, определяющим деятельность экономических субъектов на различных уровнях:

  • сами налогоплательщики – могут оценить эффективность своей деятельности, определить, насколько велик риск налоговой проверки, принять решение об оптимальном налоговом режиме, прогнозировать дальнейшие действия;
  • федеральная налоговая служба с помощью данных цифр проектирует свою контролирующую деятельность, а также имеет возможность влияния на модернизацию налоговой системы в целом;
  • Министерство финансов и другие экономические государственные структуры на основе показателей налоговой нагрузки изучают экономическую ситуацию на региональном и государственном уровнях, планируя и прогнозируя дальнейшую финансовую политику страны.

Как объем фискальных платежей влияет на плательщиков и государство

Установка оптимального размера фискальных платежей — важная задача, стоящая перед любым государством. У государства и налогоплательщиков всегда различная позиция по этому вопросу.

Государство за счет поступлений от налогов и иных обязательных сборов пополняет бюджет. От этих поступлений зависят объемы финансирования социальных задач (образование, медицина), развития инфраструктуры населенных пунктов, обороноспособности и иных государственных вопросов. В то же время избыточное налоговое бремя может вызвать обратный эффект. При чрезмерном росте фискальных платежей ведение бизнеса станет неэффективным, снизится число налогоплательщиков, что в результате приведет к снижению платежей в бюджет. Если плательщики будут большую часть доходов отдавать государству, а не направлять на развитие производства, то производственный процесс станет неэффективным и неконкурентоспособным.

Читайте также:  Отказ в гарантийном ремонте: что делать?

Предпринимательское сообщество, в свою очередь, всегда нацелено на снижение налогового бремени.

Задача государственного управления состоит в том, чтобы найти баланс между интересами страны и интересами налогоплательщиков (бизнеса и простых граждан), который обеспечит выполнение государственных задач и в то же время не задавит плательщиков излишним бременем по платежам в бюджет.

Кому и зачем это нужно

Определение, сколько денег уходит на налоги, является важным моментом, определяющим деятельность экономических субъектов на различных уровнях:

  • сами налогоплательщики – могут оценить эффективность своей деятельности, определить, насколько велик риск налоговой проверки, принять решение об оптимальном налоговом режиме, прогнозировать дальнейшие действия;
  • федеральная налоговая служба с помощью данных цифр проектирует свою контролирующую деятельность, а также имеет возможность влияния на модернизацию налоговой системы в целом;
  • Министерство финансов и другие экономические государственные структуры на основе показателей налоговой нагрузки изучают экономическую ситуацию на региональном и государственном уровнях, планируя и прогнозируя дальнейшую финансовую политику страны.

Доля вычетов по НДС от суммы начисленного налога равна либо превышает 89 % за 12 месяцев.

Методика

Критерий рассчитывается на основании данных Деклараций по НДС, и представляет собой отношение общей суммы НДС, подлежащей вычету (раздел 3, стр. 340 гр. 6) к сумме начисленного НДС (раздел 3 стр. 180 гр. 6)., умноженное на 100%. Результат не должен быть больше 89%

Подсказка для бухгалтера На сегодня уровень в 89% не зависит от сферы деятельности, хотя понятно, что в оптовой торговле НДС к вычету выше, а в сфере услуг ниже этого порога. Нужно сказать, что в настоящий момент ФНС всё-таки ведёт работу по дифференциации данного критерия. К сожалению, ФНС не делает исключений для предприятий реализующих по 0%-й и 10%-ой ставкам, а у них вычеты зачастую больше всего начисленного налога. Такие плательщики автоматически официально вносятся в число тех, у кого в любой момент вероятна выездная проверка. Единственным ограничением является пункт 5 статьи 89 НК РФ, в соответствии с которым за год обычно допускаются лишь две подобные ревизии. Увеличить их количество вправе руководитель ФНС России, но подобное решение — редчайший случай. Вне зависимости от сферы деятельности большие вычеты могут быть вызваны следующим рядом причин: покупкой и вводом в эксплуатацию дорогого оборудования, увеличением запасов ТМЦ, оплатой дорогостоящих услуг. Отчасти этот показатель может быть спланирован, но нужно ли это делать, и в какой степени — зависит от конкретной ситуации. Дополнительным ориентиром может служить расчёт средней доли вычетов по НДС по вашему региону (данные могут быть получены из отчётности ФНС по форме 1-НДС, регулярно публикуемой на сайтах региональных налоговых управлений). С большой вероятностью эту долю можно назвать безопасной для предприятия, т.к. она позволяет затеряться среди подавляющего большинства.

При расчёте доли вычетов за 9 месяцев 2007 года «Рога и копыта» получили 91%:

Руководство фирмы, не желая привлекать к себе внимание налоговых органов, решило, что уровень вычетов за год должен соответствовать норме, т.е. быть не больше 89%. Исходя из прогноза суммы выручки на 4 кв., посчитали предполагаемый НДС к начислению в 4-м квартале — 297 тыс. руб. т.о. должно выполняться условие:

Следовательно, вычеты за 4 кв. 2007 года должны быть менее 246 тыс. руб. Для соблюдения данного условия нашли возможность одну из крупных покупок перенести на 1 кв. 2008 года.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *