Как действовать в случае ДТП с участием “служебного” транспорта

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как действовать в случае ДТП с участием “служебного” транспорта». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В первую очередь, прибывшие сотрудники правоохранительных органов составляют схему ДТП со слов всех участников аварии. Документ считается действительным, только если водители подписали бумагу, тем самым подтвердив точность отображенных в ней данных. Если одна из сторон по состоянию здоровья не может ознакомиться со схемой, работа над ней будет отложена на время.

Данные для сотрудников ГИБДД

Далее сотрудники ГИБДД собирают следующие сведения для протокола:

  • Личные данные водителей и потерпевших.
  • Данные автомобилей-участников ДТП и номера страховок.
  • Показания всех участников аварии.
  • Показания свидетелей и очевидцев.
  • Список нанесенных повреждений автомобилям и травм, которые получили пострадавшие.

Положение о порядке проведения служебной проверки

Организация вправе издать локальный акт, регламентирующий порядок проведения проверки (например, положение о служебном расследовании).

Документ обычно определяет:

  • какова цель служебного расследования ДТП (установление обстоятельств и причин аварии, разработка мероприятий по устранению причин происшествий);
  • лиц, проводящих проверку, и сроки;
  • порядок сообщения об аварии;
  • порядок проведения проверки;
  • основные вопросы, которые выясняются при проверке предприятия в части организации работы по безопасности;
  • документальное оформление события;
  • разбор причин произошедшего в трудовом коллективе.

Порядок проведения расследования

Начинается служебное расследование ДТП на предприятии с создания комиссии, которая займется разбором произошедшего. Обычно в нее включают руководителя или его заместителя, специалиста по охране труда, юриста.

Выделяют следующие этапы разбирательства:

1. Осмотр места происшествия и определение:

  • даты, времени, точного места;
  • модели ТС, его государственного номера;
  • числа пострадавших;
  • технического состояния ТС, характера и степени повреждения его и груза;
  • сведений о водителях, в том числе о его состоянии (здоров, трезв и т. д.);
  • цели поездки и вида перевозки;
  • информации о том, по назначению ли использовался транспорт;
  • погодных и дорожных условий.

При осмотре места комиссия знакомится с протоколом осмотра места и транспорта, фиксирует общий вид произошедшего, осматривает документы.

Виды инструктажей по безопасности дорожного движения, оформление, порядок проведения

Всего существует 5 видoв инструктажeй пo БДД:

  • * ввoдный;
  • * предрейсoвый;
  • * периoдический;
  • * сезoнный;
  • * специaльный.

Запрещенo дoпускать к работe нa линии вoдителей, нe прoшедших сoответствующих видoв инстрyктажей.

Ввoдный инстрyктаж пo БДД

Ввoдный инструктaж пo безoпасности движeния прoводится со всeми вoдителями трaнспортных срeдств, принимаeмыми на работy.

Ввoдный инcтруктаж пo безопаснoсти дорожногo движeния провoдится нaчальником (инжeнером) слyжбы БД.

Ввoдный инструктaж включаeт слeдующие пoложения:

  • * oсновные требoвания, предъявляемыe к водитeлям на прeдприятии;
  • * прaвила oрганизации безопаснoсти движeния транспоpтных сpедств на теppитории пpедприятия;
  • * особенности условий pаботы пpедприятия, установленные маршруты движения;
  • * порядoк подготoвки к выезду на линию и ведение путевoй дoкументации;
  • * oсобенности пeревозки aвтотранспортом пaссажиров;
  • * поpядок пpохождения пpедрейсового и послеpейсового мeдицинских осмотpов;
  • * пoрядок прoхождения периoдических мeдицинских пeреосвидетельствований, специальных, пеpиодических и сeзонных инстpуктажей;
  • * дeйствия водитeля пpи доpожно-тpанспортном пpоисшествии;
  • * oказание первoй дoврачебной пoмощи пoстрадавшим в ДTП;
  • * aнализ aварийности пo пpедприятию.

Что делать в первую очередь

После столкновения автомобилей водители должны остановиться. Нельзя двигать транспортные средства с места происшествия. Далее следует сообщить непосредственному руководителю о произошедшем ЧП.
Когда в ДТП принимает участие служебный автотранспорт, закон требует проведение служебного расследования. Оно организуется предприятием для выяснения обстоятельства происшествия и определения виновника столкновения.

Читайте также:  Льготы на транспортный налог — 2023. Кто и почему может не платить

Обязательства по подготовке сотрудников возлагается на руководителя предприятия. И если водители нарушают ПДД, спрос от различных инстанций будет, в первую очередь, с руководства.

В процессе служебного расследования потребуется выяснить:

  • обстоятельства, которые возникли до столкновения автотранспорта;
  • причины, повлекшие аварию (в том числе, внешние факторы, не зависящие от водителей);
  • последствия столкновения, полученные повреждения у автомобилей, травмы у людей;
  • лиц, причастных к автоаварии;
  • недочеты в работе предприятия, повлекшие ДТП.

ДТП при любых обстоятельствах требует выяснения причин его совершения. При осуществлении проверки, организация пользуется Положением о службе расследований ДТП на ведомственном транспорте и Методикой проведения расследований.
Стоит отметить, что действующее законодательство Российской Федерации дает юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, минимальный срок пять суток на составление акта, произошедших с принадлежащими им транспортными средствами ДТП.

Если погибло 3 и более человек и пострадало больше 5, проверка должна завершится в течение 7 суток.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ (БДД)

Часть 2 упомянутой статьи гласит: если компания применяет в работе транспортное средство, она обязана иметь в штате сотрудника, который возьмет на себя обязанности ответственного по БДД. Это может быть:

  • специалист в этой сфере;
  • инженер по БДД;
  • сотрудник, занимающий другую должность, но взявший на себя эти функции по совместительству.

Как следует из выше обозначенного нормативно-правового акта, это должен быть специалист с высшим образованием. Если он прошел обучение по направлению «Техника и технология наземного транспорта», то достаточно пройти аттестацию и подтвердить свою профпригодность.

Если же образование у сотрудника по другой специальности, сначала ему придется пройти профпереподготовку в объеме не менее 250 часов. Только после этого можно переходить к аттестации. Требований относительно продолжительности работы в Приказе нет.

Пункт 16.2 Приказа содержит перечень того, что он должен уметь. Соответственно, все это он и будет осуществлять в процессе трудовой деятельности.

Работу этого специалиста можно охарактеризовать как организационно-координационную. Это и агитация по предупреждению аварий, и информирование водителей и инженеров о состоянии транспорта, и стажировки шоферов-новичков.

Обязанности специалиста, ответственного за безопасность дорожного движения, включают в себя также разработку:

  • мероприятий по предотвращению ДТП;
  • отчетов об их проведении и полученных результатах;
  • проектов внутренних нормативных актов;
  • материалов для инструктажей водителей.

На этого сотрудника возлагаются функции контроля соблюдения водителями режима труда и отдыха, прохождения ими медосмотров. Также он проводит анализ причин произошедших аварий и формулирует предложения по снижению негативной динамики.

Должностные обязанности ответственного за БДД на предприятии следует закрепить в инструкции. Также там нужно указать меры его ответственности. Так, например, его аттестацию могут аннулировать в случае доказанной вины в произошедшем ДТП.

В связи с бурным ростом количества транспортных средств, увеличением протяженности дорог, увеличением перевозок грузов и пассажиров увеличивается интенсивность дорожного движения, что ведет к росту количества ДТП, в этой связи обеспечение БДД — приоритетная задача как государства, так и отдельно взятого предприятия.

Порядок проведения служебного расследования ДТП

Свое начало расследование берет на месте происшествия. Руководство компании, чей сотрудник стал участником ДТП, обязано в кратчайшие сроки делегировать туда своего представителя (чаще всего – специалиста по БДД) или комиссию для оказания помощи пострадавшим и доставки их в медицинские учреждения, а также фиксирования следов аварии и поиска свидетелей.

Сбор информации считается первым этапом процедуры. Для качественного анализа следует собрать как можно больше данных, включая:

  • время происшествия;
  • место аварии и имеющиеся погодные условия;
  • дорожные условия, обстановку;
  • характеристику транспортного средства;
  • наличие и число пострадавших, характер травм;
  • информацию о подчиненном-водителе, его состоянии;
  • цель и вид поездки;
  • документы (на автомобиль, путевой лист);
  • наличие или отсутствие отклонений от заданного маршрута;
  • вид ДТП.
Читайте также:  Где оформить удостоверение «Ветеран труда» в Вологде в 2023 году

Фиксировать их стоит в заранее продуманной бумаге на протяжении осмотра места происшествия и опроса участников.

Также можно вести фото- и видеосъёмку. На ее основании должны четко определяться:

  • место аварии;
  • положение автомобиля в пространстве;
  • следы транспортного средства и его повреждения;
  • номера автомобилей-участников ДТП.

В процессе следует контактировать с работниками ГИБДД (не только для выяснения нюансов, но и контроля правильности составления ими документов). В случае несогласия с их мнением следует внести поправки и коррективы.

Для кого необходимо проводить инструктажи по БДД

Под приказ Минтранса попадают организации и водители, которые занимаются перевозками пассажиров или грузов. При этом не важно, производят ли они перевозки для коммерческих целей или для собственных нужд компании.

Важно: если в вашей организации или ИП есть хотя бы один водитель, то проводить инструктаж – обязательно!

Проведение инструктажей – это обязанность специально назначенного руководителем ответственного сотрудника, который должен иметь профильное «транспортное» образование или пройти профессиональную переподготовку по квалификации ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения.

Если у вас нет сотрудника с нужным образованием, переобучать ответственного придется за счет компании.

2.1. Тяжесть последствий ДТП.

В зависимости от степени тяжести последствий ДТП делятся на повлекшие:

— материальный ущерб;

— легкие телесные повреждения;

— телесные повреждения средней степени тяжести и тяжкие;

— смерть потерпевшего;

— особо тяжкие последствия (погибло 4 и более или ранено 15 и более человек).

Материальный ущерб от ДТП может складываться из стоимости ремонтно-восстановительных работ при повреждении транспортного средства, грузов, дорожных и иных сооружении; затрат на выполнение функций правоохранительных органов; оказание медицинской помощи; потерь от остановки движения.

Степень тяжести вреда здоровью.

Судебно-медицинская экспертиза устанавливает характер телесных повреждений участников ДТП и причины смерти, причины телесных повреждений и их связь с ДТП.

Квалифицирующими признаками тяжести вреда здоровью являются (п. 12 Правил судебно-медицинской экспертизы тяжести вреда здоровью):

— опасность вреда здоровью для жизни человека;

— длительность расстройства здоровья;

— стойкая утрата общей трудоспособности;

— утрата какого-либо органа или утрата органом его функций;

— утрата зрения, речи, слуха;

— полная утрата профессиональной трудоспособности;

— прерывание беременности;

— неизгладимое обезображивание лица (установление неизгладимого обезображивания лица не входит в компетенцию судебно-медицинского эксперта, так как это понятие не является медицинским);

— психическое расстройство.

Для установления тяжести вреда здоровью достаточно наличия одного из квалифицирующих признаков. При наличии нескольких квалифицирующих признаков тяжесть вреда здоровью устанавливается по тому признаку, который соответствует большей тяжести вреда здоровью.

Стойкая утрата общей работоспособности.

С судебно-медицинской точки зрения стойкой следует считать утрату общей трудоспособности либо при определившемся исходе, либо при длительности расстройства здоровья свыше 120 дней (п. 15 Правил судебно-медицинской экспертизы тяжести вреда здоровью).

Легкие телесные повреждения.

Телесные повреждения признаются легкими, если сопровождаются (п.п. 47-49 Правил судебно-медицинской экспертизы тяжести вреда здоровью):

— кратковременным расстройством здоровья, продолжительностью не свыше 21 дня;

— незначительной стойкой утратой работоспособности (до 5 %).

Телесные повреждения средней степени тяжести.

Признаками вреда здоровью средней тяжести являются (п. 44- 46 Правил судебно-медицинской экспертизы тяжести вреда здоровью):

— отсутствие опасности для жизни; длительное расстройство здоровья (более 21 дня);

— значительная стойкая утрата общей трудоспособности менее чем на одну треть (от 10 % до 30 % включительно).

Тяжкие телесные повреждения.

Вред, причиненный здоровью, считается тяжким, если это (п. 29 Правил судебно-медицинской экспертизы тяжести вреда здоровью):

— опасный для жизни вред здоровью;

— потеря зрения, речи, слуха;

— потеря какого-либо органа либо утрата органом его функций;

— неизгладимое обезображение лица;

— расстройство здоровья, соединенное со стойкой утратой общей трудоспособности не менее чем на одну треть (более чем на 33%);

— полная утрата профессиональной трудоспособности;

— прерывание беременности;

— психическое расстройство.

Опасным для жизни является вред здоровью, вызывающий состояние, угрожающее жизни, которое может закончиться смертью. Предотвращение смертельного исхода в результате оказания медицинской помощи не изменяет оценку вреда здоровью как опасного для жизни.

2.2. Административная и уголовная ответственность при совершении ДТП. Условия наступления материальной ответственности за причиненный ущерб, ограниченная и полная материальная ответственность. Условия наступления уголовной ответственности.

Всегда ли нужен специалист, ответственный за безопасность дорожного движения

Считается, что такой сотрудник нужен только на предприятиях, оказывающих услуги по транспортировке грузов и людей, с большим собственным автопарком. Но это не так. Поскольку автомобили используют в той или иной степени практически все компании, и безаварийная езда нужна всем, лучше иметь в штате соответствующего специалиста.

По закону «О безопасности дорожного движения» № 196-ФЗ, назначение такого сотрудника необходимо в любой организации, которая имеет свой автопарк либо арендует легковые машины, грузовики, автобусы и др.

Ответственный за безопасность дорожного движения на предприятии может не назначаться, если:

  • отсутствуют собственные или арендованные автомобили, а предприятие пользуется услугами специализированных перевозчиков;
  • свой автотранспорт есть, но компания сдает его в аренду. В этом случае за дорожную безопасность отвечают арендаторы.

Служба безопасности дорожного движения

В связи с бурным ростом количества транспортных средств, увеличением протяженности дорог, увеличением перевозок грузов и пассажиров увеличивается интенсивность дорожного движения, что ведет к росту количества ДТП, в этой связи обеспечение БДД — приоритетная задача как государства, так и отдельно взятого предприятия.

Для организации работы по предупреждению ДТП на предприятии должна быть организована служба (отдел) безопасности дорожного движения. Численность отдела БДД рассчитывается по числу водителей. При численности водителей менее 50 чел. допускается работу по обеспечению БДД возложить на работника, совмещающего эту работу с другими обязанностями, при численности водителей 51–200 чел. численность службы БД должна составлять 1 чел., при численности водителей 201–500 чел. должно быть 2 человека, при численности водителей свыше 500 чел. – должно быть 3 человека, а при численности водителей свыше 750 чел. – на каждые 250 чел. водителей должна вводиться дополнительная штатная единица.

Рассмотрим Положение о службе безопасности движения. Положение готово к применению, вам останется только скопировать его. Можно внести свои дополнения, распечатать, утвердить руководством, а после ознакомления сотрудников можно запускать в действие.

1. Общие положения.

1.1. Служба безопасности движения — это структурное подразделение предприятия.

Сроки служебного расследования на предприятии при ДТП

Для проведения служебного расследования по факту участия в дорожно-транспортном происшествии транспортного средства, которое принадлежит предприятию, отводится 5 дней.

Если в результате ДТП есть 2 и более погибших, или число пострадавших превышает 4 человека, то служебное расследование должно быть закончено в течение 7 дней.

В тех случаях, когда в аварии погибло семь и более человек, или получили ранения более 14 человек, служебное расследование проводится на уровне региона, и на это законодатель отводит 10 дней.

Сроки определены сжатые, но установленного времени достаточно, чтобы достичь целей служебного расследования.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *