Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Трудовые споры — понятие, виды и причины». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Под трудовыми спорами, согласно ТК РФ, понимаются не все разногласия между работодателем и работником. Они приобретают статус спора только после того, как поступили на разрешение уполномоченного органа. В этой связи важно выделит стадии возникновения рассматриваемого явления.
Трудовые споры и дисциплинарная ответственность
Одним из гарантов «защиты» от трудовых споров является дисциплина труда. Если работодатель выполняет все требования законодательства, а работники не нарушают дисциплину труда, то можно с уверенностью сказать, что трудовые конфликты в организации будут исключены.
Под дисциплиной труда понимается обязательное для всех сотрудников подчинение тем правилам, что определены Трудовым Кодексом РФ. Если они нарушаются, трудовые обязанности не исполняются или исполняются не в полной мере, то работнику грозит дисциплинарная ответственность. К нему может быть применен один из взысканий: замечание, выговор или увольнение. Это законные дисциплинарные меры. Все они носят нематериальный характер.
На заметку! Работодатель не имеет права применять меры, которые нет в ТК РФ. Очень часто встречаются ситуации, когда работодатель применяет взыскания, которые носят материальный характер (штрафы, например). Отметим, что этой категории мер нет в законе, поэтому действия работодателя незаконны. В этой ситуации у работника есть все основания, чтобы начать инициировать разрешение трудового спора и обратиться в суд.
Если же работником был нанесен ущерб работодателю, то материальная ответственность все же наступает. Она может быть двух видов:
- Ограниченная. Сумма, направленная на возмещение ущерба, не может быть больше среднемесячной заработной платы.
- Полная. Сумма компенсации равна размеру ущерба и выплачивается полностью. Это вид имеет место, когда между работником и работодателем заключен договор о материальной ответственности.
Законное применение мер дисциплинарной ответственности исключает возможность «возгорания» трудового спора.
Комментарий к ст. 387 ТК РФ
1. На практике регистрация заявлений работников производится в журнале. С записью, произведенной в журнале о регистрации поданного заявления, работник вправе ознакомиться. Регистрация возможна также на карточках, в компьютере.
2. Обязанность комиссии разрешить спор по существу в 10-дневный срок обеспечивает быстрейшее восстановление нарушенного права работника. Дата проведения заседания определяется КТС. Работник и работодатель об этом своевременно информируются.
3. Работник может взять свое заявление обратно или отказаться от предъявляемого к работодателю требования на заседании КТС.
Работнику трудовым законодательством не предоставляется свободное от работы время для присутствия на заседании комиссии в связи с рассмотрением трудового спора. Поэтому заседание комиссии проводится в свободное для него время.
Работник, подавший заявление, может в силу объективных причин в течение длительного срока отсутствовать на работе (например, командировка, болезнь). Трудовое законодательство не предусматривает продление срока рассмотрения спора в связи с наличием объективных причин, препятствующих работнику присутствовать на заседании комиссии. На этом основании следует полагать, что заявление работника по истечении 10-дневного срока снимается с рассмотрения. Это не лишает работника права после возвращения вновь обратиться с заявлением в комиссию.
4. Заседание КТС проводится публично, чтобы работник и все желающие могли присутствовать при разрешении спора.
Правило об обязательности разрешения спора в присутствии работника дает ему возможность представить дополнительные доказательства в обоснование своих требований, активно участвовать в обсуждении и исследовании доводов работодателя.
5. Работник может не присутствовать на заседании комиссии. При наличии его письменного заявления трудовой спор рассматривается в его отсутствие. Работник вправе поручить представлять его интересы представителю первичной профсоюзной организации, иного представительного органа работников.
6. При неявке работника на заседание комиссии рассмотрение его заявления переносится на другое время в течение 10-дневного срока, установленного для рассмотрения трудового спора в КТС. О переносе даты рассмотрения трудового спора своевременно информируются работник и работодатель. Если работник вновь не явился на заседание комиссии, то выясняется причина, по которой он отсутствовал. Наличие уважительной причины влечет перенесение рассмотрения его заявления. Отсутствие уважительной причины предоставляет возможность КТС не рассматривать поданного заявления и вынести решение о снятии трудового спора с рассмотрения.
В пределах установленного трехмесячного срока обращения в КТС работник вновь может обратиться в комиссию.
7. Комиссия по трудовым спорам имеет право вызывать на заседание свидетелей, приглашать специалистов для проведения технических и бухгалтерских проверок, представителей профсоюзов, избранных в организации. Проведение заседания комиссии в рабочее для них время обязывает работодателя на основании ст. 170 ТК освободить их от выполнения трудовых обязанностей.
В срок, установленный комиссией, по ее требованию работодатель обязан представить необходимые документы и расчеты.
8. ТК не закрепляет права работника заявить отвод членам комиссии. Однако на практике это имеет место. Работник может заявить отвод по следующим основаниям: непосредственная подчиненность работника одному из членов комиссии, наличие неприязненных отношений и т.д. Заявление работника об отводе члена комиссии подлежит рассмотрению на ее заседании.
9. Требование паритетности, установленное законодателем при ее формировании, может не соблюдаться при вынесении КТС решений. Заседание комиссии правомочно при участии в ее работе не менее половины членов, представляющих интересы работников, и не менее половины членов, представляющих интересы работодателя. Таким образом, число работников с той и другой стороны может быть неодинаковым.
10. Заседание КТС оформляется протоколом. В нем указываются: дата проведения заседания; сведения о явке работника, работодателя, свидетелей, специалистов, их показания; дополнительные заявления, сделанные работником; представление письменных доказательств и др. Закон не предусматривает специальной формы протокола, поэтому она может быть произвольной. Председатель комиссии подписывает протокол, заверяет его печатью. В случае отсутствия председателя протокол подписывает его заместитель.
В какой срок направляется протокол разногласий
Протокол разногласий нужно отправить в течение 30 дней с момента получения проекта договора. Аналогичный срок установлен для обращения в суд, если в досудебном порядке разрешить спор не удалось (п. 1 ст. 445 ГК РФ).
Верховный Суд РФ в постановлении № 49 уточняет, что суд обязан принять иск даже если 30-дневный срок на подачу иска о протоколе разногласий пропущен. Отказ может последовать, только если контрагент прямо заявит о пропуске срока (абз. 1 п. 41 постановления Пленума ВС РФ от 25.12.2018 № 49).
Если контрагент является доминирующим (монополистом) и навязывает невыгодные и даже дискриминационные условия, суд может признать такое поведение злоупотреблением, даже если ваша компания протокол разногласий не направляла (абз. 2 п. 15 постановления Пленума ВС РФ от 04.03.2021 № 2).
Урегулирование коллективного трудового спора примирительной комиссией
- Центральная избирательная комиссия РФ (Москва);
- Избирательная комиссия региона (края, области, республики);
- Избирательная комиссия города (не обязательна);
- Территориальная избирательная комиссия (в городах, поделенных на районы, районы, муниципальные образования);
- УИК 22-01, 22-02, 22-03 — … — 22-50, 22-51 — … и.д.
Любая избирательная комиссия – это коллегиальный орган. Статус всех членов УИК с правом решающего голоса равен.
Как правило внутренняя структура имеет следующий вид:
- член УИК (Председатель);
- член УИК (Секретарь);
- член УИК (Зам.председателя);
- рядовые члены УИК.
Председатель, секретарь и заместитель имеют организационные функции: собирает комиссию. Эти члены комиссии могут действовать на постоянной основе.
По факту председатель и секретарь или еще кто-то могут считать себя главными, но это не так. С другой стороны, как правило именно эти люди организовывают работу комиссии. Породу работают на постоянной основе.
Комментарии к ст. 385 ТК РФ
1. Комиссия по трудовым спорам рассматривает разногласия между сторонами трудового договора или работником (его представителем) и другой стороной трудового правоотношения (работодателем).
Комиссия является первичным органом по рассмотрению трудовых споров, возникающих в организации (подразделении), за исключением тех споров, по которым законодательными актами установлен иной порядок их разрешения.
Рассмотрение трудового спора в КТС — самостоятельный вид разбирательства трудового спора. В компетенцию КТС входит рассмотрение индивидуальных трудовых споров, которые возникают в организации.
2. Комиссия разрешает споры: о признании недействительными условий трудового договора; переводе на другую работу; взыскании заработной платы; снятии дисциплинарного взыскания; взыскании надбавок, предусмотренных системой оплаты труда, премий; оплате сверхурочных работ; выплате компенсаций при направлении в командировку; возврате денежных сумм, удержанных из заработной платы в счет возмещения материального ущерба, причиненного работодателю; допуске к работе лиц, незаконно отстраненных от работы с приостановкой выплаты заработной платы; другие индивидуальные трудовые споры, если они возникли в связи с применением нормативных правовых актов и соглашений о труде.
3. На практике возникает вопрос о подведомственности КТС или суду трудового спора о выплате районных коэффициентов за работу в местностях с особыми климатическими условиями. Так, согласно ч. 2 ст. 146 ТК в повышенном размере оплачивается труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, а в ст. 148 ТК указано, что оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и в размерах не ниже установленных законами и иными нормативными правовыми актами. Таким образом, ст. 148 ТК подтверждает право работника на получение выплат.
4. Рассматриваются в КТС, а следовательно, и в судах споры о предоставлении дополнительных отпусков и их продолжительности: в районах Крайнего Севера — 21 рабочий день; в приравненных к ним местностях — 14 рабочих дней; в остальных районах Севера, где установлены районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате, — 7 рабочих дней.
См. также ч. 1 ст. 116 ТК.
5. Юрисдикционные органы (КТС и суд) при рассмотрении в настоящее время требований о предоставлении дополнительных отпусков работникам исходят из того, что в ч. 1 ст. 116 ТК законодатель не установил исчерпывающего перечня видов ежегодных оплачиваемых дополнительных отпусков, указав, что могут быть и иные ежегодные оплачиваемые дополнительные отпуска, если они предусмотрены федеральными законами, которые не отменены в связи с вступлением в силу ТК. Статья 14 Закона РФ от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» не противоречит ТК, поэтому юрисдикционные органы применяют ее при рассмотрении споров о дополнительных отпусках.
6. При применении ТК возник вопрос о том, может ли КТС или суд при рассмотрении спора о предоставлении отпуска за прошлые периоды работы своим решением предоставить работнику только часть отпуска (28 дней) в натуре, а остальную часть неиспользованных отпусков по заявлению работника заменить денежной компенсацией.
Статьей 126 ТК предусмотрена замена оплачиваемого отпуска денежной компенсацией. При решении этого спора КТС может по письменному заявлению работника часть отпуска, превышающую 28 календарных дней, заменить денежной компенсацией, но только после введения в действие ст. 424 ТК. Обычно на практике этот вопрос регулируется коллективным договором, причем не допускается замена денежной компенсацией отпуска беременным женщинам и работникам в возрасте до 18 лет, а также работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и опасными условиями труда.
В КТС или суды работники обращаются также с требованием о выплате заработной платы за период, когда они в целях самозащиты трудовых прав отказались от выполнения трудовой функции, что предусмотрено ст. 379 ТК. На время отказа от работы за ними сохраняются все права, определенные ТК, иными законами и другими нормативными правовыми актами (ст. 379 ТК).
На практике приостановление работы на весь период задержки выдачи заработной платы рассматривается как простой не по вине работника.
См. также ст. 236 ТК.
7. На заседании КТС рассматривает споры о незаконном отстранении от работы субъекта трудового правоотношения, а также по поводу требований работника применить установленные законодательством нормы труда и создать условия, обеспечивающие их выполнение.
Однако комиссия не может рассматривать споры по вопросам установления или изменения норм труда и расценок. Если же работодатель с нарушением установленного порядка единолично ввел новые расценки либо нормы, то работник вправе обратиться в КТС с требованием об оплате работы по прежним нормам и расценкам или о незаконном введении или изменении норм выработки.
Комиссия разрешает трудовые споры, возникающие в связи с неправильностью или неточностью записей в трудовой книжке о приеме на работу, о переводе на другую работу (ст. ст. 72 — 74 ТК).
Также КТС разрешает споры о доплате за совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания или увеличение объема выполняемых работ. Комиссия должна проверять, предусмотрена ли законодательством, локальным актом или договором такая доплата в организации.
Споры о выплате премий КТС рассматривает лишь в случаях, предусмотренных положениями о премировании, действующими в организации, в которых заранее определены конкретные показатели и условия премирования, круг работников, подлежащих премированию. При этом КТС не вправе обсуждать вопрос о соразмерности полного или частичного лишения этих премий тяжести допущенного работником нарушения.
Разногласия по вопросам выплаты премий, имеющих характер единовременного поощрения и выплачиваемых работнику работодателем по согласованию с профорганом за хорошую работу на основе общей оценки результатов трудовой деятельности, не подведомственны КТС.
Комиссия рассматривает споры, связанные с наложением дисциплинарного взыскания по правилам внутреннего трудового распорядка, выносит решение с учетом тяжести совершенного проступка, обстоятельств, при которых он совершен, предшествующей работы и поведения работника.
Комиссия разрешает споры, связанные с правом на отпуск и с продолжительностью очередного и дополнительного отпуска, об установлении неполного рабочего времени и другие споры о рабочем времени и времени отдыха.
КТС подведомственны и другие трудовые споры, возникающие в организации, например о выдаче и использовании спецодежды, средств индивидуальной защиты; об исчислении непрерывного трудового стажа для назначения пособий по государственному социальному страхованию и других выплат.
Работники обращаются в КТС с заявлениями о том, что работодатель не индексирует заработную плату в связи с ростом потребительских цен. При решении данного вопроса КТС на практике руководствуется коллективным договором. В случае отсутствия в коллективном договоре положения об индексации заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги КТС своим решением отказывает в удовлетворении требований работника, но обязывает работодателя принять следующие меры. Для положительного решения вопроса необходим нормативный акт, на который КТС в решении могла бы сослаться, поэтому КТС своим решением обязывает работодателя и соответствующий профсоюзный орган урегулировать данный вопрос в коллективном договоре.
8. На практике иногда возникает вопрос, можно ли КТС и суду применять ТК при рассмотрении трудовых споров, если индивидуальный трудовой спор и соответственно трудовое правоотношение возникли до введения в действие ТК. Ответ на этот вопрос дает ст. 424 ТК.
Не разрешаются в КТС те споры, которые отнесены законодательством к компетенции других органов, например суда.
Комиссия по урегулированию споров в школе между участниками образовательных отношений
ФЗ «Об образовании в РФ» (ст.45) поясняет, что для решения споров, должна быть создана школьная комиссия по урегулированию споров , а так же для определения наличия или отсутствия конфликта.
ФЗ «Об образовании в РФ» (ст.45) поясняет, что для решения споров, должна быть создана школьная комиссия по урегулированию споров , а так же для определения наличия или отсутствия конфликта.
Школьная пора, полна ярких моментов, но и здесь имеют место быть конфликты. В учебном учреждении можно встретить несколько классификаций конфликтов:
- ученик – ученик;
- ученик – педагог;
- педагог – педагог;
- педагог – родитель.
Самая сложная квалификация это – педагог – родитель. Если в учебном учреждении возникла подобная ситуация, любой классификации, прежде всего, нужно постараться решить ее в школе.
ФЗ «Об образовании в РФ» (ст.45) поясняет, что для решения споров, должна быть создана школьная комиссия по урегулированию споров , а так же для определения наличия или отсутствия конфликта.
Рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией
Первым, причем обязательным, этапом разрешения коллективного трудового спора является его рассмотрение примирительной комиссией. Примирительная комиссия представляет собой временно действующий орган по рассмотрению коллективного трудового спора. Примирительная комиссия создается в срок до двух рабочих дней со дня начала коллективного трудового спора, а в случае возникновения коллективного трудового спора на иных уровнях социального партнерства — в срок до трех рабочих дней со дня начала коллективного трудового спора на равноправной основе из представителей работников и работодателя. Решение сторон об образовании примирительной комиссии после согласования ее количественного состава оформляется соответствующим приказом (распоряжением) работодателя и решением представителя работников либо протоколом совместного решения сторон.
Стороны коллективного трудового спора не вправе уклоняться от создания примирительной комиссии и участия в ее работе.
Преимущества рассмотрения споров в КТС
Трудовое право регулирует область взаимоотношений работодателей и подчиненных, но не всегда директивы закона соблюдаются по факту.
Лица, чьи интересы были ущемлены, правомочны отстаивать свои права всеми доступными способами.
К ним можно отнести:
- Попытки самостоятельного ведения переговоров с руководством.
- Заявление в комиссию по трудовым спорам.
- Обращение с жалобой в Государственную трудовую инспекцию.
- Заявление в прокуратуру.
- Обращение с иском в судебные органы.
Значительная часть конфликтных ситуаций возникает из-за элементарного незнания норм законодательства.
Когда не получается выстроить конструктивный диалог с руководством, обращение в КТС является оптимальным вариантом.
Не вынося проблему за стены организации, стороны получат возможность разрешить конфликт лучшим способом.
К основным преимуществам данного метода досудебного урегулирования спорных ситуаций можно отнести:
- бесплатность и доступность;
- объективность рассмотрения на основании норм действующего законодательства;
- значительная быстрота рассмотрения, принятия решений и их последующего исполнения;
- эффективность ввиду обязательности исполнения вынесенных вердиктов КТС.
Невзирая на то, что законодательством не предусмотрено обязательное создание КТС, руководителям компаний, чей штат превышает 15 человек.
Крайне желательно создать комиссию на постоянной основе.
Авторитет руководства будет выше, если служащие будут знать, что в организации строго соблюдаются нормы трудового законодательства и любой инцидент будет не предвзято рассмотрен членами КТС.
Организационная форма работы
Комиссия ведет свою работу через заседания, на которых ее члены рассматривают все спорные вопросы. Все заседания подкрепляются протоколом, в котором содержится решение, принятое членами рабочего органа. На заседания комиссии, по решению председателя, могут быть приглашены и сторонние участники, которые являются заинтересованными лицами, они могут присутствовать как на всем заседании, так и на конкретной части, лишь для освещения тех или иных вопросов.
Протокол заседаний, как и в случае со всеми комиссиями, ведет секретарь рабочего органа. Как правило, протокольные решения дорабатываются секретарем через несколько дней после окончания заседания. В том случае, если у кого-либо из заинтересованных лиц появляются дополнительные предложения или замечания по итогу решения комиссии, этот человек имеет право представить свое мнение в установленном порядке через секретаря, который вносит его в приложение к протоколу.
Полномочия и компетенция
Полномочия у комиссии довольно широкие. Деятельность комиссии не может корректироваться какими-либо иными организациями. Комиссия может и должна заниматься любыми проблемами, с которыми к ней обращаются сотрудники предприятия. Но, полномочия комиссии охватывают только территорию конкретного предприятия, они не могут выходить за рамки.
Помимо того, что комиссия трудится во благо эффективных отношений в коллективе организации, она также может разрешать споры с уволившимися сотрудниками. Данное действие основано на возникшей проблеме между руководителем организации и бывшим работником. Чаще всего на счету сотрудника имеются определенные нарушения трудовой дисциплины.
Помимо этого, призвать на помощь комиссию по трудовым спорам могут те граждане, которых не приняли на работу в организацию, но не смогли внятно объяснить причины.
Регламентирующие деятельность КТС документы
В главном законе Российской Федерации — Конституции — имеется статья под номером 2, в соответствии с которой каждый человек и гражданин страны имеет право на защиту собственных прав и имеющихся свобод. Соблюдение данного параграфа является прямой и непосредственной обязанностью государства. Кроме этого, Конституция дает человеку возможность защищать свои права и в сфере труда. Например, статья 37 рассматриваемого документа закрепляет за работником/работодателем право отстаивать свои интересы в трудовых спорах, носящих индивидуальный либо коллективный характер. При этом разрешается использовать способы, установленные законом РФ. Порядок рассмотрения, а также непосредственного разрешения возникших трудовых конфликтов регламентируется уже другим важным сборником законов — Трудовым кодексом Российской Федерации. Данная книга содержит в себе параграф 13, где ясно и четко прописана процедура защиты интересов работников и работодателей. Кроме того, здесь дается достаточно полное описание порядка рассмотрения и принятия решений по различным конфликтным ситуациям, ответственности при нарушении каких-либо пунктов трудового законодательства, а также прочих документов, касающихся норм трудового права.
Другой комментарий к Ст. 402 Трудового кодекса Российской Федерации
1. Трудовой кодекс закрепляет подробную технологию рассмотрения коллективного трудового спора примирительной комиссией.
Примирительная комиссия является обязательным первым этапом рассмотрения любого коллективного трудового спора. Это означает, что ее создание необходимо не только при рассмотрении споров, возникающих в рамках отдельно взятой организации (работодателя), но и на любом другом уровне (вне организации) — на уровне отрасли, территории, региона и т.д.
2. Законодатель предусматривает достаточно жесткие сроки, в пределах которых должна быть создана примирительная комиссия, — до трех рабочих дней со дня начала коллективного трудового спора.
3. Поскольку примирительная комиссия формируется из представителей сторон коллективного трудового спора на равноправной основе, то для того, чтобы она была создана на уровне организации (работодателя), необходимо наличие совместного решения о создании комиссии, которое оформляется соответствующим приказом (распоряжением) работодателя и решением представителя работников.
На уровнях выше локального решения о создании примирительных комиссий оформляются соответствующими актами (приказом, распоряжением, постановлением) представителей работодателей и представителей работников.
4. Участие в создании примирительной комиссии и работа в ней являются обязанностью сторон коллективного трудового спора, которые не могут уклоняться от выполнения этой обязанности.
5. Примирительная комиссия рассматривает спор в срок до 5 рабочих дней с момента издания актов о ее создании. При взаимном согласии сторон этот срок может быть продлен, что оформляется протоколом.
6. Примирительная комиссия самостоятельно определяет порядок своей работы. Результаты работы могут выразиться в двух вариантах.
Если стороны пришли к соглашению, то принятое решение оформляется протоколом. В нем стороны самостоятельно определяют порядок и сроки исполнения решения, которое имеет для них обязательную силу.
Возможен другой вариант: стороны не достигают согласия. В этом случае стороны обязаны продолжить примирительные процедуры, определяя в рамках дальнейших переговоров возможность приглашения для рассмотрения спора посредника или принятия решения о создании трудового арбитража.
7. Существенную помощь сторонам спора на этой стадии могут оказать Рекомендации об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора примирительной комиссией, утвержденные Постановлением Минтруда России от 14 августа 2002 г. N 57. Они могут применяться в той части, в которой не противоречат действующей редакции ТК РФ.
Как правильно написать заявление?
Жалоба, которую работник оформляет при наличии претензий к руководству не имеет стандартной формы. Однако некоторых рекомендаций при составлении все же нужно придерживаться. Документ формируется в двух экземплярах. Один передается комиссии, а второй с пометкой о принятии остается у гражданина.
При формировании текста требуется соблюдать определенную структуру:
- В верхней части листа (справа) пишется полное наименование органа, которому адресовано заявление.
- Далее, нужно указать данные составителя (Ф. И. О., должность, контактные данные).
- Посередине листа пишется название документа (заявление).
- В информационной части сотрудник, пострадавший от действий работодателя описывает суть претензий. При этом текст должен быть составлен кратко, но емко и без эмоциональной окраски. Под существом спора стоит понимать допущенные нанимателем нарушения ТК РФ, должностного регламента, иных внутренних документов. Нелишним будет сослаться на конкретные нормы законодательства, что были нарушены, а также дату и время совершения противоправных действий. Чем подробнее человек опишет сложившуюся по месту занятости ситуацию, тем больше у него будет шансов на то, чтобы урегулировать спор в свою пользу.
- После того как гражданин изложит суть произошедшего, ему нужно сослаться на ст. 386 Трудового кодекса России и сформулировать требования.
Могут ли коллективные споры рассматриваться на КТС?
В процессе осуществления трудовой деятельности между начальством и подчиненными могут возникать конфликтные ситуации, требующие вмешательства уполномоченных структур. При этом зачастую претензии к работодателю высказываются группой занятых. Этот признак позволяет отнести подобные дела к разряду коллективных. В отличие от индивидуального спора коллективный затрагивает интересы нескольких граждан. Виды и процесс урегулирования конфликта напрямую зависит от его вида.
В качестве исключений выступают споры относительно:
- восстановления сотрудника на работе независимо от причины расторжения контракта;
- возмещения сотрудником убытков, связанных с материальным ущербом, причиненным им нанимателю.
В судебных инстанциях рассматриваются следующие жалобы:
- об отказе в оформлении на должность;
- конфликты, возникшие между сотрудником, осуществляющим деятельность по соглашению с нанимателем — физическим лицом.