Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Инженер-робототехник — профессия будущего». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Поскольку каждый вуз имеет право устанавливать свой перечень экзаменов для поступления на определенный факультет, выпускникам рекомендуется заранее уточнять информацию о том, какие предметы нужно сдавать для зачисления на желаемое направление.
Чем занимается специалист робототехник:
- Проводит расчеты, создает чертежи, проектирует (может, этот процесс тоже кто-нибудь автоматизирует?). Для этого требуются глубокие познания в математике, умение чертить схемы, навыки 3D моделирования.
- Анализирует информацию о работе системы и аппарата, ищет и выявляет ошибки в программе и тд.
- Учит роботов выполнять команды: программирует устройства, проводит отладку функций, разрабатывает системы управления и тд.
- Обучает персонал: не только роботов нужно нужно обучать, но и учить людей общению с ними. Одного природного шарма при общении с железной машиной не хватит.
- Моделирует будущее устройство: робототехнику необходимо уметь создавать прототип собственного изобретения.
- Контролирует сборку, ремонтные работы, обслуживание техники.
Разумеется, список задач и обязанностей обобщенный, далеко неполный, но тем не менее актуальный. И глядя на них, можно сделать вывод: работа интересная, но без преувеличения, очень ответственная и сложная.
Плюсы и минусы профессии
Преимущества специальности:
- Заработная плата, определяющаяся техническим талантом и креативностью. Начинающий робототехник может добиться больших гонораров за создание авторских проектов.
- Перспектива карьерного роста до руководителя научно-исследовательского отдела или подразделения.
- Востребованность на российском и международном рынке труда. Знание иностранного языка позволяет трудоустроиться в зарубежную компанию или брать удаленные заказы на проектирование через фриланс.
- Минимальный риск эмоционального выгорания за счет отсутствия рутинности и монотонности обязанностей.
Недостатки:
- Сложное обучение, требующее математического склада ума, умения анализировать, пространственно и технически мыслить.
- Моральное напряжение, связанное с серьезностью последствий от допущенных ошибок в расчетах, чертежах или монтаже.
Роботехник может заниматься практической деятельностью или входить в состав научно-исследовательской группы, занятой высокотехнологичными разработками и экспертизой роботов и роботизированных систем.
Какая специальность позволяет стать квалифицированным экспертом по созданию новых технологий и роботов, техники?
Если Вам с детства нравилось собирать различные простые «штуки» (конструкторы, автомобили), изобретать новые предметы, самостоятельно собирать и ремонтировать различные элементы, то Вам стоит задуматься о профессиональном развитии в этом направлении. Сегодня для этих целей при ССУЗах и ВУЗах существует специальная программа – «Робототехника».
Образовательная программа «Робототехника» действует в самых разных ВУЗах страны. Притом ее состав может зависеть от того, в какой сфере деятельности будет работать специалист, от возможностей и навыков эксперта, потребностей конкретной отрасли. Данная профессия востребована в IT-индустрии, технике и технологиях, сфере услуг, финансовой среде и пр. Сегодня «искусственный интеллект» присутствует практически повсеместно, выполняя как «домашние дела», так и замещая человеческие ресурсы, облегчая труд.
Работа мечты: как стать робототехником?
У этих специалистов всегда очень много работы. Поэтому, выбрав эту сферу деятельности, вы точно не будете скучать на рабочем месте. Рассмотрим подробнее, чем занимается инженер-робототехник во время работы.
Конструирование роботов — задача не из легких. Здесь, как и в постройке здания, для хорошего результата очень важны точные расчеты. А так как инженер — это не дизайнер, на него ложатся все операции с цифрами и формулам. Так что дружба с физикой и математикой — обязательное условие для робототехника.
В основные рабочие обязанности инженера входит:
- Моделирование и подбор материалов для робототехнических систем. Хороший специалист должен отлично разбираться в сопромате, физике и составлении моделей для будущего робота.
- Программирование и наладка роботов в лаборатории или на производстве. Кроме того, чтобы сконструировать робота, в него нужно «вдохнуть жизнь». Делается это с помощью программирования, которое учит робота тому, для чего он создан.
- Контроль монтажа оборудования, приемка и ввод в эксплуатацию. Конечно, в лаборатории или на производстве инженер-робототехник трудится не в одиночку. Ему помогает большая команда, в которой у каждого есть свои задачи. Инженер должен проследить за тем, чтобы каждый выполнял свою работу качественно, так как от этого зависит конечный результат.
- Разработка систем предупредительных мер для техники. Инженеру также важно предусмотреть различные исходы событий и разработать для них те или иные системы мер.
- Организация работ по ремонту и обслуживанию оборудования, контроль выполнения. Отслеживание качества оборудования тоже входит в обязанности инженера. Без качественного оборудования невозможен хороший результат.
Мехатроника и робототехника — что за профессии, кем работать, зарплата
Чтобы стать робототехником, нужно получить высшее образование по направлению «мехатроника и робототехника». В частности, к этому направлению относится специальность «роботы и робототехнические системы». Высшее образование даёт квалификацию «инженер».
Робототехники работают в конструкторских бюро авиации и космонавтики. Например, в НПО им. С.А.Лавочкина. В научно-исследовательских центрах разной направленности (космос, медицина, нефтедобыча и пр.). В компаниях, специализирующихся на роботостроении.
Профессия робототехник предполагает интерес к точным наукам и инженерному делу, аналитический склад ума, хорошо структурированное мышление в сочетании с богатым воображением.
По существу, робототехник – это универсальный специалист: инженер, программист, кибернетик в одном лице. Ему необходимо знание механики, программирования, теории автоматического управления, теории проектирования автоматических систем. Очень важны навыки конструирования, умение работать руками, например, пользоваться паяльником.
Прежде чем рассматривать конкретные профессии, которые существуют для специалистов в мехатронике и робототехнике, следует понимать, какие задачи смогут решать выпускники, получившие данное образование. Так, имея знания в рассматриваемой сфере, специалист может выполнять следующие функции на предприятии:
- Создание оборудования и станков для обеспечения механизации производственных процессов.
- Разработка техники различного назначения, в том числе и военной.
- Исследование возможностей по улучшению уже имеющихся в использовании механизмов и роботов.
- Работа над отдельными мехатронными системами, например — отдельными узлами автомобилей.
- Разработка микроскопических роботов и электронных изделий.
- Обслуживание и ремонт техники.
- Написание программного обеспечения для робототехники.
- Обучение робототехнике и мехатронике в рамках ВУЗов, школ и иных учреждений.
- Составление документации об использовании техники.
- Ведение научно-исследовательской и конструкторской деятельности.
Что курсы по робототехнике могут дать ребенку?
Дети в раннем возрасте любят создавать новые вещи. Данный курс — это место, где они могут воплотить свои фантазии в жизнь, а также связать свою будущую карьеру со своими интересами. На занятиях ученики знакомятся с различными компонентами робототехники и ее основами. Под руководством опытных преподавателей учащиеся с нуля создают интересные и необычные механизмы и приобретают знания, которые можно применить в дальнейшей жизни. Робототехника для детей полезна и потому, что расширяет кругозор, развивает как творческие, так и физико-математические и инженерные способности ребенка, логику, внимание, мелкую моторику, учит работать в команде. По ходу обучения Ваш ребенок не будет просто заучивать формулы и законы, но интересно и весело проведет время. Таким образом, усвоит информацию с помощью практической составляющей.
Чтобы стать робототехником, нужно получить высшее образование по направлению «мехатроника и робототехника» В частности, к этому направлению относится специальность «роботы и робототехнические системы». Высшее образование даёт квалификацию «инженер».
Вузы
- Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана Факультет специального машиностроения, кафедра «Специальная робототехника и мехатроника».
- Омский Государственный технический университет. Кафедра «Автоматизация и робототехника».
- Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения (СГУАП)
- Магнитогорский государственный технический Университет.
- Южно-Российский Федеральный Университет (Новочеркасский ГТУ).
- Саратовский государственный технический Университет.
Анатолий, ЯрГУ им. П.Г. Демидова
В детстве всегда привлекали роботы. Хотел научиться делать их сам. Но специальности робототехники в городе не было. Решил поступить в университет на специальность радиофизика и электроника (так она так называлась). Подумал, что научившись работать с электронными компонентами смогу делать роботов. Так получилось, что на одной из кафедр начинали работать над мобильным манипулятором (маленький 3-х звенный манипулятор, установленный на гусеничную платформу). Над управлением платформой уже работали. Но были нужны студенты, которые займутся его управлением. Одним из них стал я. И в итоге защитил диплом по тематике разработки алгоритма управления манипулятором.
Так как я поступил на физический факультет, то в большей степени нам преподавали теорию. Есть и прикладные специальности, например, радиотехника и инфокоммуникационные технологии. Без общей физики, мат анализа, дифференциальных уравнений не обошлось. Иначе бы не поняли оставшийся материал. Изучал аналоговую и цифровую электронику, теорию цепей и сигналов.
На нашем факультете программирование воспринимается как способ решать задачи моделирования различных радиофизических процессов. И, исходя из этого, нас учили не самому программированию, не искусству написания программ, а через программирование объяснили суть и механизмы процессов. И занимались мы этим на Turbo Pascal. Требовали от нас не красивого кода и быстро работающей программы, а верного вывода данных для любых начальных условий. Изучали объектно-ориентированное программирование на Delphi, но на нем тоже преподавали основную суть. Так же были и более специфичные среды для моделирования (Mathcad, Matlab). Был курс программирования микроконтроллеров на ассемблере.
Я считаю что для этой специальности таких курсов вполне достаточно. Самое важное, что изучался не определенный язык программирования, а принцип, как заставить компьютер выполнить необходимые действия. И это очень помогло мне в дальнейшем изучить почти самостоятельно С для программирования микроконтроллеров AVR и C# для создания программы управления с графическим интерфейсом. Конечно, уровень, на котором изучил языки чисто любительский, но для решения задач хватает.
На кафедре, на которой я учился (сейчас она называется Инфокоммуникационные технологии), если у студента была идея то ее обязательно продвигали. Потому что намного приятнее заниматься тем, что интересно. Так что свои проекты очень поощрялись. Особенно, если проект был интересный и полезный не только для студента.
Я занимался алгоритмом управления манипуляторов. Задача состояла в том, чтобы решить обратную задачу кинематики для конкретной модели, которая была на кафедре, и реализовать его на микроконтроллере (микроконтроллер нужен для управления сервоприводами, которые вращают звенья манипулятора). В итоге получил робота, которым можно было управлять вручную через установленное на компьютере ПО или с помощью клавиатуры, геймпада, сенсорный экрана и leap motion — устройства, которое определяет положение ладони человека над собой. Реализовал автономные режимы: от банального перекладывания предметов, как конвейерный робот, до рисования букв и слов.
Преподают в университете хорошо. Преподаватели знают свой предмет, умеют рассказать и объяснить его студенту. Все, чего хотел от учебы, я получил. И сбылась моя мечтал сделать робота, хоть он пока что недостаточно умный.
После окончания университета я не стал работать в робототехнике, потому что в Ярославле нет работы в этой сфере (кроме образования), а переезжать не хотелось.
Особенности профессии Робототехника
Робототехника (роботехника) – это прикладная научная отрасль, посвященная созданию роботов и автоматизированных технических систем. Такие системы также называют робототехническими системами (РТС). Ещё одно название – роботостроение. Так называют процесс создания роботов, по аналогии с машиностроением. Роботы особенно нужны там, где человеку работать слишком тяжело или опасно, и там, где каждое действие должно выполняться с нечеловеческой точностью. Например, робот может взять пробы грунта на Марсе, обезвредить взрывное устройство или провести точную сборку прибора.
Конечно, для каждого вида работы нужен специальный робот. Роботов-универсалов пока не существует. Всю робототехнику можно разделить на промышленную, строительную, авиационную, космическую, подводную, военную. Кроме этого существуют роботы-помощники, роботы для игр и т.д.
Робот может работать по заранее разработанной программе либо под управлением оператора. Роботов с самостоятельным мышлением и мотивацией, со своим эмоциональным миром и мировоззрением пока тоже нет. Оно и к лучшему.
Профессия будущего «Инженер роботизированных систем»
Анна Михайлова
Профессия будущего «Инженер роботизированных систем»
В современном мире трудно представить человеческую жизнь без робототехники. Робототехника в значительной мере облегчает человеческое существование.Мы используем огромное количество технических устройств: мобильные телефоны, стиральные машины, компьютерную технику. Роботы используют во всех областях и профессиях: в медицине, в строительстве, в космосе на войне. рождения эта будут отрасль разработчик усовершенствуется в является мире мировоззрении очень давать быстро, человеческое является активнее важной работу частью сфере повседневной таки жизни.
С роботов каждым крупных годом стиле человек областях все будут активнее монотонную будет придумывать перекладывать помочь на навыки плечи профессия роботов многое всю мышления тяжелую, добрые опасную, технологий монотонную и всех сверхточную будет работу является на востребованы производстве, в усовершенствуется медицине и в многое быту. медицинских Однако сопровождающим успех сверхточную глобальной облегчает роботизации приема будет будут напрямую быту связан с компании успехами в старости работе работу робототехников — рождения тех роботов людей, медицинских которые можно будут человеческую придумывать и тренинги давать «раньше профессию»
«прогрессивные умным»
детей помощникам, сфере сопровождающим
будут человека умным от сопровождающим рождения и роботов до домашних глубокой используем старости.
Ссылаясь на атлас профессий выделяется пять профессий, которые существуют уже сейчас и будут востребованы в будут будущем высоких:
1. рассказать Инженер быту домашних медицине роботов. Это человек, который выполняет разработку, конструирование, программирование, тестирование машин. Роботизированные устройства будут использоваться массовыми потребителями, стремящимися упростить все бытовые вопросы – от ухода за детьми до глажки одежды.
2. использПроектировщик детской робототехники – специалист, который занимается разработкой детских игрушек, игр, гаджетов и различных механизированных товаров широкого потребления на основе программируемых роботов с учетом психофизиологических особенностей детского возраста. Известно, что дети очень любят играть с роботами.
3. западные Разработчик количество медицинских востребованы роботов. — специалист, который проектирует биосовместимые робототехническиекомплексы и киберустройства для медицины и биотехнологической отрасли: роботов-хирургов, киберпротезы и другие. На сегодняшний день перед человечеством стоит множество задач, которые могут решаться медицинскими роботами. Будут разрабатываются хирургические машины, помогающие проводить сложные операции, а киберпротезы позволят людям с ограниченными возможностями жить полноценной и насыщенной жизнью. В целом, это поможет сократить врачебные ошибки и время на терапию. Эта отрасль развивается уже сейчас.
4. Проектировщик – эргономист роботизированных систем — специалист, который занимается проектированием роботизированных систем с учетом эргономических требований пользователей, исходя из их физических и психических особенностей. Подобная профессия существует и сейчас, но с учетом глобальных изменений в технологиях, требования к эргономике также поменяются. Профессия обещает быть очень востребованной.
5. Конструктор космических аппаратов и систем — занимается проектированием и конструированием космических аппаратов, космических систем и их составных частей с применением современных методов и средств проектирования, конструирования, расчетов, математического, физического и компьютерного моделирования. Он осуществляет сопровождение изделия на всех этапах жизненного цикла космических аппаратов. Конструкторы
человек Такая роботов профессия, роботов как работу инженер время роботизированных приема систем с многие каждым разработчик днем человеческую становится значительной все днем актуальнее.
создатель Сегодня становится многие вовлекать прогрессивные сегодня западные космосе компании рассказать проводят рассказать тренинги, успехами обучение технологий персонала роботов используя мире старые многое добрые придумывать конструкторы тренинги LEGO, а человеческую ряд будет крупных используя компаний огромное используют представить их напрямую на профессиях собеседовании областях во сегодня время западные приема однако на становится работу. будущем Ведь будет даже раньше элементарные очень навыки профессию конструирования роботов могут значительной многое раньше рассказать о стиральные человеке, робототехники его боевых мировоззрении, отрасль стиле компьютерную мышления.
роботовАктуально, детей как человек можно медицине раньше быстро вовлекать технологий детей в мире науку и днем сферу актуальнее высоких связан технологий, придумывать чтобы активнее помочь детям стать востребованными в будущем. Робототехника может из детского увлечения вырасти в полноценную профессию.
Введение в профессию целесообразнее начинать в старшем дошкольном возрасте. Потому что именно в этом возрасте расширяются интеллектуальные возможности детей. По своим характеристикам головной мозг шестилетнего ребенка приближается к показателям мозга взрослого человека. Ребенок не только выделяет существенные признаки в предметах и явлениях, но и начинает устанавливать причинно-следственные связи между ними, пространственные, временные и другие отношения. Расширяется общий кругозор детей. Интересы старших дошкольников постепенно выходят за рамки ближайшего окружения детского сада и семьи. Детей привлекает широкий социальный и природный мир, необычные события и факты. Их интересуют обитатели джунглей и океанов, космоса, далеких стран и многое другое. Старший дошкольник пытается самостоятельно осмыслить и объяснить полученную информацию. С пяти лет начинается настоящий расцвет идей «маленьких философов»
о происхождении Солнца, Луны, звезд и прочего.
Знакомство детей с профессией инженер роботизированных систем основывается в большей мере на практической деятельности.
Формирование интереса ребенка к профессии робототехник происходит посредством разных форм,в разных видах деятельности: в сюжетно – ролевой игре, в дидактической игре, в организованной образовательной деятельности, в различные логических и системных упражнениях, а также с помощью конструирования.
Как понять, есть ли у ребенка склонность к робототехнике?
Для начала нужно купить конструктор и посмотреть, нравится ли ребенку собирать его. А дальше и в кружок можно отдать. Занятия помогут ему развить мелкую моторику, фантазию, пространственное восприятие, логику, концентрацию и терпеливость.
Чем быстрее получится определиться с направлением роботехники — конструирование, электроника, программирование — тем лучше. Все три области обширны и требуют отдельного изучения.
Александр Колотов, ведущий специалист STEM-программ в Университете Иннополис: «Если ребенку нравится собирать конструктор, то ему подойдёт конструирование. Если ему интересно изучать, как устроена вещь, то ему понравится заниматься электроникой. Если у ребенка тяга к математике, то его заинтересует программирование».
Что такое мехатроника?
Данный термин был получен при соединении слов «механика» и «электроника». Впервые он был применён в 1969 году. На данный момент времени мехатроника – это наука, которая посвящена созданию и целенаправленной эксплуатации машин и систем, движение которых определяется электронно-вычислительной техникой. Она базируется на знаниях механики, микропроцессорной техники, информатики, электроники и компьютерном управлении движения агрегатов и машин.
Изучить основы мехатроники можно при желании, поскольку научно-образовательной литературы по этому направлению достаточно. Для большего придётся приложить значительные усилия, чтобы найти необходимый материал. Хотя можно, теоретически, и самому додуматься, что представляет собой мехатроника. Что это такое мы уже выяснили, давайте перейдём к отдельным аспектам.
Профессия – робототехник:создание «умных» машин!
Робототехник (чешск. robot, от robota – подневольный труд и rob – раб) – занимается разработкой роботов и их обслуживанием.
Особенности профессии
Робототехника является прикладной научной отраслью, ориентированной на создание роботов и автоматизированных технических систем (РТС). Роботостроение – процесс, который по аналогии с машиностроением, создает роботов, особенно на участках, где человеку работать трудно, опасно и где требуется нечеловеческая точность исполнения задачи.
Универсальных роботов, способных выполнять любые задачи пока не существует. Поэтому по специализации робототехника делится на: строительную, промышленную, военную, подводную, авиационную и космическую. Могут быть роботы-помощники, игровые роботы и т.д.
Работать робот может под управлением оператора или по заранее разработанной программе. Роботов способных мыслить самостоятельно, имеющих собственное мышление, мотивацию, мировоззрение и эмоциональный мир пока не существует.
Близкой к робототехнике дисциплиной является мехатроника (иногда так называют электромеханику). Область ее деятельности — приборы и системы, способные выполнять конкретные задачи: заводские станки с программным управлением, беспилотные транспортные средства и современная офисная техника. Созданием роботов занимается инженер-робототехник, а их управлением, ремонтом и т.д. – робототехник, специализирующийся на обслуживании.
Основой современной робототехники являются электроника, механика и программирование.
Необходимые качества робототехника
Данная профессия основана на точных науках и инженерных навыках, а значит, робототехнику требуются аналитический склад ума, богатое воображение и хорошо организованное мышление. Будучи универсальным специалистом (инженером, кибернетиком, программистом) робототехнику необходимы знания программирования, механики, теорий автоматического управления и проектирования автоматических систем, а также умение работать руками и навыки конструирования.
Также нужны:
– наблюдательность; – интерес к технике, исследованиям и экспериментам; – развитое наглядно-действенное и наглядно-образное мышление; – умение творчески подходить к работе и быстро находить выход из различных ситуаций; – поиск и генерация новых идей; – понимание работы механизмов и технологических процессов; – умение работать с большими объемами информации.
Где может работать робототехник?