Инструкция: как рассчитать и уплатить штраф за несдачу 4-ФСС

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Инструкция: как рассчитать и уплатить штраф за несдачу 4-ФСС». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В связи с образованием Соцфонда (объединением ПФР и ФСС) в отдельные законодательные акты были привнесены изменения. Действуют они с 01.01.2023 (применительно к ФЗ № 237 от 14.07.2022). Среди данных изменений – новые правила погашения штрафов по персонифицированному учету (далее по тексту – персучет).

Ответственность за ошибки в ЕФС-1

Ответственность работодателей за нарушение правил сдачи отчетности по персонифицированному учету указана в Законе от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ, а именно:

  • штраф 500 руб. по каждому застрахованному лицу (исключение — информация о трудовой деятельности) — за несдачу или несвоевременную сдачу, за неполные или ошибочные сведения;
  • штраф 1 000 руб. — за нарушение порядка подачи в виде электронных документов.

При нарушениях в разделе 2 штрафы аналогичные, как и по отчету 4-ФСС. Несдача информации — штраф 5% от суммы, начисленной за последние три месяца, но не больше 30% и не меньше 1 000 руб. (ст. 26.30 Закона от 24.07.1998 г. № 125-ФЗ).

С 2023 года в Закон от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ внесут корректировки на основании Закона от 14.07.2022 г. в части применения штрафов. Работодатель сможет их избежать, когда:

  • сдаст уточненный отчет в течение 5-ти рабочих дней после получения уведомления об ошибках или несоответствиях;
  • исправит ошибку до того, как поступит такое уведомление, то есть до ее обнаружения специалистами фонда.

Как платить штрафы по ЕФС-1 в 2023 году

Напомним: до этих изменений, т. е. до 2023 г., за несдачу сведений персучета либо сдачу не всех, сомнительных, недостоверных сведений штрафовали на 500 руб. за каждого человека, указанного в отчете. Заплатить штраф нужно было за 10 календарных дней после получения требования его уплаты от пенсионного фонда. Исключение – ситуации, когда конкретный срок уплаты указывали в самом требовании. Данная норма установлена ч. 16 ст. 17 ФЗ № 27.

Что изменилось с 2023 г.: согласно пп. «л» п. 20 ст. 2 ФЗ № 237, срок уплаты штрафов за несдачу, недостоверные сведения персучета (по 500 руб. за человека) продлен до 20 рабочих дней. Причем если заплатить его в ближайшие 10 календарных дней (со дня получения требования об уплате), то сумму из требования, которую нужно заплатить, могут уменьшить в два раза.

Ошибки в наименовании медучреждения

Очень часто ФСС не соглашается возместить пособие из-за того, что в листке нетрудоспособности неверно указано наименование медицинского учреждения. С точки зрения инспекторов это серьезное нарушение, ведь ошибочное название мешает идентифицировать медицинскую организацию.

Но судьи в большинстве случаев встают на сторону страхователей. В одном из таких споров победила компания, выдавшая пособие по больничному, где в названии лечебного учреждения было указано лишнее слово «Поликлиника». Проверяющие из ФСС посчитали, что бюллетень выписала несуществующая организация. Однако суд отметил, что идентификация возможна не только по названию, но и по ОГРН. И поскольку этот номер указан на оттиске печати и соответствует номеру действующего медучреждения, фонд обязан возместить пособие (постановление ФАС Дальневосточного округа от 18.04.12 № Ф03-904/2012).

К слову, неточности возможны не только в наименовании больниц и поликлиник, но и в названии самого работодателя. Такие огрехи также не являются поводом для отказа в возмещении пособия, ведь идентифицировать страхователя можно по его регистрационному номеру. Об этом сообщил ФСС России в письме от 26.03.13 № 10-09/10/7103 (см. «Неточное указание наименования работодателя в больничном листе не является основанием для отказа в возмещении пособия»).

Проведение повторных проверок

Ревизоры ФСС при проверке страховых взносов выездного характера основываются на положениях ст. 35 ФЗ № 212-ФЗ. Статья определяет порядок оформления, сроки, возможность продления или приостановки мероприятия и другие нюансы. Особое внимание уделено возможности повторной проверки, проводимой в случаях:

  • Инициации мероприятия вышестоящим органом Фонда. Цель проверки – контроль над качеством действий ревизоров, в ходе которых могут быть выявлены недочеты с последующими доначислениями.
  • Подачи налогоплательщиком уточненного расчета, в результате которого уменьшена сумма к уплате в бюджет. Контролю подвергается период, по результату которого представлен уточненный расчет.
Читайте также:  На сколько прибавят пенсию инвалидам 2 группы в 2023 году

Для проверок с включением в план отбираются предприятия, допустившие нарушения или имеющие солидные расходы социального характера.

Начало процедуры выездной проверки ФСС

Регламент проведения выездных проверок обязывает ревизоров следовать четкому порядку действий. Нарушение документооборота или сроков влечет оспаривание результатов налогоплательщиком и отмены решения. Проверка осуществляется на основании решения территориального отделения ФСС.

Особенности оформления решения на проверку:

  • Право удостоверения документа имеет руководитель Фонда, его заместитель или иное лица, временно назначенное на должность приказом.
  • Проверка филиала предприятия, имеющего самостоятельный счет, баланс и рабочие места, производится на основании решения органа территориального расположения филиала.
  • В составесведений документа содержатся название налогоплательщика, цель проверки, период, охватываемый мероприятием, данные ревизоров.
  • Документ издается на фирменном бланке ТО ФСС, утвержденном вышестоящим органом.
  • Одновременно с решением (сразу после его вручения) налогоплательщику предъявляется требование о представлении документов.

В рамках совместных выездных проверок фондов решения и требования выписываются ФСС и ПФР каждым учреждением отдельно. Документы вручаются руководителю предприятия независимо друг от друга.

Наказание за нарушение сроков

За непредставление отчетности в Фонд социального страхования установлена ответственность. Сколько штрафа заплатит страхователь, если вовремя не представит отчет по форме-4 ФСС:

  • 5% от суммы страховых взносов на травматизм, начисленных к уплате за отчетный квартал; взимается за каждый полный или неполный месяц просрочки;
  • минимальный штраф за несдачу 4-ФСС в 2021 году — 1000 руб., максимальный — 30% от суммы взносов от несчастных случаев за отчетный квартал;
  • за несоблюдение обязательной электронной формы отчетности (при численности более 25 человек) взыскивается штраф 200 руб.;
  • на должностное лицо, ответственное за формирование и представление отчетности, налагается штраф за несвоевременную сдачу 4-ФСС в 2021 году в соответствии с ч. 2 ст. 15.33 КоАП РФ в размере от 300 до 500 руб.

Штраф за нарушение порядка сдачи 4-ФСС

Предупреждаем, что действующим законодательством предусмотрен не только штраф за несдачу 4-ФСС в 2021 году, но и другая санкция – за несоблюдение формы сдачи отчёта (п. 2 ст. 26.30 Закона № 125-ФЗ).

Так, ФСС может оштрафовать на 200 рублей, поскольку пункт 1 статьи 24 Закона № 125-ФЗ позволяет выбирать между бумажной или электронной формой отчёта 4-ФСС только плательщикам со штатом застрахованных лиц 25 человек и менее. Остальные сдают этот расчёт исключительно в электронном виде.

Требования к электронному формату отчёта 4-ФСС изложены в приказе фонда от 09 марта 2021 года № 83. Они должны быть учтены разработчиком софта, с помощью которого заполняется этот расчёт. Следовательно, необходимо использовать актуальные версии соответствующего ПО.

Также см. «Проверка отчёта 4-ФСС».

Отчетность во внебюджетные фонды

Все работодатели должны ежеквартально отчитываться в ФСС РФ по взносам «на травматизм». Санкции здесь похожи на те, что применяются за нарушения при сдаче налоговых деклараций: берется 5% от суммы к уплате за каждый просроченный месяц. Минимум также составляет 1000 руб., а максимум – 30%.

Разница только в том, что базой для исчисления штрафа будет не вся сумма, указанная в расчете, а только та, что начислена за последние три месяца (ст. 26.30 закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании…»).

Кроме того, работодатели — юридические лица должны ежегодно направлять в ФСС РФ подтверждение основного вида деятельности для того, чтобы фонд установил им тариф взносов «на травматизм».

Штраф за просрочку в данном случае не предусмотрен. Однако фонд тогда имеет право установить для нарушителя тариф по максимальной ставке, исходя из всех видов деятельности, которые указаны по этой организации в госреестре (п. 13 постановления Правительства РФ от 01.12.2005 № 713).

В Пенсионный фонд все работодатели должны сдавать персональную информацию по застрахованным лицам по формам СЗВ-М и СЗВ-стаж.

Штраф за нарушение порядка сдачи 4-ФСС

Предупреждаем, что действующим законодательством предусмотрен не только штраф за несдачу 4-ФСС в 2021 году, но и другая санкция – за несоблюдение формы сдачи отчёта (п. 2 ст. 26.30 Закона № 125-ФЗ).

Так, ФСС может оштрафовать на 200 рублей, поскольку пункт 1 статьи 24 Закона № 125-ФЗ позволяет выбирать между бумажной или электронной формой отчёта 4-ФСС только плательщикам со штатом застрахованных лиц 25 человек и менее. Остальные сдают этот расчёт исключительно в электронном виде.

Требования к электронному формату отчёта 4-ФСС изложены в приказе фонда от 09 марта 2021 года № 83. Они должны быть учтены разработчиком софта, с помощью которого заполняется этот расчёт. Следовательно, необходимо использовать актуальные версии соответствующего ПО.

Также см. «Проверка отчёта 4-ФСС».

Когда возникает обязанность по сдаче отчетности в ФСС?

Как указано в п. 1 ст. 24 Федерального закона N 125-ФЗ, представлять отчетность должны все страхователи. Из ст. 6 этого Закона следует, что статус страхователя лицо приобретает с момента регистрации в ФСС. Таким образом, ответ на вопрос о том, с какого момента организация обязана представлять отчетность в ФСС, зависит от возникновения у нее статуса страхователя, так как обязанность юридических и физических лиц законодатель связывает с наличием у них статуса страхователя, а не с фактом начисления страховых взносов и страховыми выплатами либо ведением деятельности и наймом работников.

Читайте также:  Правила торговли в 2021 - 2022 г. (изменения)

Из такого понимания возникновения обязанности по представлению отчетности в ФСС исходят и суды. В Постановлении ФАС СЗО от 10.04.2006 N А26-9560/2005-25 сказано: обязанность юридических и физических лиц представлять в Фонд отчетность законодатель связывает с наличием у них статуса страхователя. В материалах дела имеется свидетельство о государственной регистрации Учреждения в качестве юридического лица и страховое свидетельство, подтверждающее регистрацию Учреждения в качестве страхователя по месту нахождения в Региональном отделении Фонда социального страхования Российской Федерации. Таким образом, обязанность Учреждения представлять в Фонд отчетность по форме, утвержденной страховщиком (в данном случае — расчетные ведомости формы 4-ФСС РФ), в установленный срок возникла у него с момента такой регистрации.

Необходимо отметить, что данный подход является общепринятым в судебной практике и шансов у страхователя доказать свою правоту в данной ситуации нет. Доказательства этому можно найти и в Постановлениях ФАС ВВО от 10.04.2006 N А82-6404/2005-35, ФАС СКО от 17.10.2006 N Ф08-5081/2006-2132А.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона N 125-ФЗ страхователем является юридическое лицо любой организационно-правовой формы (в том числе иностранная организация, ведущая деятельность на территории РФ и нанимающая граждан России) либо физическое лицо, нанимающее лиц, подлежащих в соответствии с п. 1 ст. 5 Закона обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. С момента внедрения в практику системы «одного окна» для вновь созданных организаций регистрация в качестве страхователя в ФСС проходит совершенно незаметно. Регистрирующий орган, то есть территориальный орган ФНС, наделенный соответствующими полномочиями, представляют фонду сведения о зарегистрированном юридическом лице, который самостоятельно, без специального заявления со стороны страхователя, ставит его на учет.

К сожалению, часто должностные лица организаций узнают об этом, только получив акт камеральной проверки и решение о привлечении к ответственности в виде штрафа.

Штраф за нулевую отчетность

до 15.04.2005, чем нарушила требования п. 1 ст. 24 Федерального закона N 125-ФЗ. Это обстоятельство послужило основанием для принятия решений от 15.07.2005 и от 18.07.2005 о привлечении страхователя к ответственности в виде штрафа на общую сумму 6000 руб. С заявлением в арбитражный суд фонд обратился только 19.10.2005.

Федеральный арбитражный суд МО в Постановлении от 09.03.2006 N КА-А40/1442-06 отказал фонду в притязаниях к страхователю на том основании, что согласно п. 1 ст. 115 НК РФ с требованием о взыскании налоговой санкции налоговые органы могут обратиться в суд не позднее шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения.

Непредставление ведомости в территориальный орган ФСС не является длящимся правонарушением, поэтому правильным является вывод суда о пропуске Фондом срока давности взыскания санкций, поскольку с заявлением в арбитражный суд он обратился только 19.10.2005, то есть с пропуском шестимесячного срока, установленного ст. 115 НК РФ.

Помочь страхователю снизить бремя наказания может и другая статья Налогового кодекса. Организация нарушила установленный законом срок для представления отчетности в территориальный орган ФСС, за что согласно абз. 6 п. 1 ст. 19 Федерального закона N 125-ФЗ могла быть привлечена к ответственности в виде штрафа в размере 1000 руб. Федеральный арбитражный суд ДО в Постановлении от 20.12.2006 N Ф03-А24/06-2/3797 признал, что требования отделения ФСС о взыскании штрафа основаны на законе, однако при вынесении решения суд учел обстоятельства, смягчающие ответственность общества за совершение вмененного последнему правонарушения, а именно небольшой пропуск срока направления расчетной ведомости за первый квартал 2005 г. в 9 дней, а также привлечение общества к ответственности впервые, в связи с чем в соответствии со ст. ст. 112, 114 НК РФ снизил размер штрафа до 100 руб.

Читателям необходимо помнить о том, что в соответствии с п. 3 ст. 114 НК РФ при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей настоящего Кодекса.

Обстоятельствами, смягчающими ответственность за налоговое правонарушение, признаются:

  1. совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;
  2. совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;

2.1) тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения ;

  1. иные обстоятельства, которые судом или налоговым органом, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность.
Читайте также:  Ваши права нарушили. Как правильно жаловаться?

Подпункт 2.1 введен Федеральным законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ.

Согласно п. 1 ст. 101 НК РФ акт проверки ФСС и другие материалы проверки страхователя, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) исполнительного органа фонда, а решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, установленного в п. 6 ст. 100 НК РФ. После этого страхователь должен быть извещен о времени и месте рассмотрения материалов проверки.

Лицо, в отношении которого проводилась проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения лично и (или) через своего представителя. Однако их неявка не является препятствием для рассмотрения материалов проверки, за исключением случаев, когда участие данного лица признано обязательным.

Новые штрафы по прямым выплатам пособий.

Законодательная база изменений:

  • ФЗ от 30.04.2021 № 126: с 2022 года Фонд социального страхования РФ переходит на беззаявительную систему выплаты пособий.
  • Постановление Правительства от 23.11.2021 № 2010: установлены Правила получения отделениями ФСС России сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, которые начали действовать с января 2022 года.
  • Федеральный закон № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» дополнен с 01.01.2022 статьей 15.2. об ответственности за совершение нарушений законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

1. За нарушение срока регистрации страхователей в ФСС РФ. Если страхователь не зарегистрируется в соцстрахе в срок до 90 календарных дней – штраф в размере 5000 руб., более 90 дней – штраф в размере 10 000 руб.

2. За неуплату или неполную уплату взносов в результате занижения облагаемой базы, другого неправильного исчисления — 20% от суммы недоимки по взносам, при умышленном занижении — 40%.

3. За нарушение срока сдачи расчета 4-ФСС — за каждый полный и неполный месяц просрочки 5% взносов, начисленных за последние 3 месяца, но не более 30% и не менее 1 000 руб.

Штраф за нарушение порядка сдачи 4-ФСС

Предупреждаем, что действующим законодательством предусмотрен не только штраф за несдачу 4-ФСС в 2021 году, но и другая санкция – за несоблюдение формы сдачи отчёта (п. 2 ст. 26.30 Закона № 125-ФЗ).

Так, ФСС может оштрафовать на 200 рублей, поскольку пункт 1 статьи 24 Закона № 125-ФЗ позволяет выбирать между бумажной или электронной формой отчёта 4-ФСС только плательщикам со штатом застрахованных лиц 25 человек и менее. Остальные сдают этот расчёт исключительно в электронном виде.

Требования к электронному формату отчёта 4-ФСС изложены в приказе фонда от 09 марта 2021 года № 83. Они должны быть учтены разработчиком софта, с помощью которого заполняется этот расчёт. Следовательно, необходимо использовать актуальные версии соответствующего ПО.

Также см. «Проверка отчёта 4-ФСС».

Проведение повторных проверок

Ревизоры ФСС при проверке страховых взносов выездного характера основываются на положениях ст. 35 ФЗ № 212-ФЗ. Статья определяет порядок оформления, сроки, возможность продления или приостановки мероприятия и другие нюансы. Особое внимание уделено возможности повторной проверки, проводимой в случаях:

  • Инициации мероприятия вышестоящим органом Фонда. Цель проверки – контроль над качеством действий ревизоров, в ходе которых могут быть выявлены недочеты с последующими доначислениями.
  • Подачи налогоплательщиком уточненного расчета, в результате которого уменьшена сумма к уплате в бюджет. Контролю подвергается период, по результату которого представлен уточненный расчет.

Изменения 4-ФСС в 2023 году

ФСС разработал новый бланк 4-ФСС, который планировал ввести в действие с I квартала 2023 года. Обновление связано с тем, что с 1 января 2023 года вся страна перешла на прямые выплаты — ФСС платит больничные и пособия напрямую сотрудникам, а не возмещает работодателю.

Пока доступен только проект новой формы 4-ФСС — форма должна значительно сократиться. Из нее уберут информацию о расходах на страховое обеспечение, таблицы 2 и 3. Добавят таблицу 1.1 для расшифровки сведений об облагаемой взносами базе и сумме исчисленных взносов для организаций с ОП на отдельном тарифе взносов. Есть и другие изменения.

По данным ФСС в 1 квартале 2023 года новый бланк применять не придется, и есть вероятность, что его введут только со следующего года. При этом всем, кто отчитывается по старому бланку и перешел в проект прямые выплаты с начала 2023 года, надо учитывать: не заполнять строку 15 в таблице 2 и не заполнять и не сдавать таблицу 3.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *