Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Международно-правовые основы защиты социальных прав инвалидов». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Инвалидность устанавливает бюро МСЭ. Экспертизу проводят по месту регистрации. Если человек зарегистрирован в одном месте, а живёт в другом, придется оформить временную регистрацию. На экспертизу нужно получить направление. Его оформлением занимается поликлиника, где наблюдается человек.
Как получить инвалидность?
Если человек хочет пройти экспертизу, а поликлиника отказывается давать направление, клиника обязана выдать соответствующее заключение врачебной комиссии. Его можно обжаловать в региональном или федеральном министерстве здравоохранения либо в Росздравнадзоре.
Направление на МСЭ обычно дают после того, как истекает максимальный срок больничного листа.
Какие документы необходимо будет собрать и как, что заполнить, каковы правила признания инвалидом я напишу в следующих публикациях.
Обслуживание во время перелёта
Во время перелета пассажир, имеющий группу инвалидности, вправе рассчитывать на следующие виды преференций:
- Предоставление возможности в ознакомлении с информацией, касающейся перелета, в доступной для инвалида форме;
- Оказание необходимой помощи по укомплектованию имеющихся при льготнике вещей личного пользования в салоне авиатранспорта;
- Временное предоставление бортового инвалидного кресла (в случае если пассажир с группой инвалидности не иметь возможности самостоятельно передвигаться по салону самолета);
- Оказание помощи персоналом воздушного транспорта инвалиду при передвижении последнего к туалету и в обратном порядке, в том числе при использовании специальных технических средств.
Приобретение авиабилетов на воздушный транспорт для людей с ограниченными возможностями представляет собой достаточно скрупулезный процесс, который требует уточнения некоторых деталей, а именно:
- Во время оформления билета для инвалида, заинтересованному лицу необходимо в первую очередь подать соответствующий запрос на имя авиакомпании об обеспечении потенциальному пассажиру с ограниченными возможностями всего необходимого оборудования, например, носилок или инвалидной коляски, а также оказания необходимой помощи в части доставки последнего к месту посадки.
- О покупке авиабилетов для приведённой категории льготников следует подумать задолго до отлёта воздушного судна, в связи с тем, что привилегированные места в самолете имеют ограниченное количество.
- В случае если доставка инвалида к своему посадочного месту происходит с помощью носилок, следует заранее определиться с соответствующими условиями размещения такого пассажира.
- Не стоит забывать, что в некоторых ситуациях гражданину с группой инвалидности необходимо иметь при себе справку от лечащего врача, разрешающую последнему осуществлять подобные авиаперелеты.
Повышение социальных пенсий будет произведено с апреля 2023 года. Окончательно размер повышения еще не утвержден, но предварительно заложено повышение в размере 3.3 процентов. Накануне повышения Правительство РФ примет правоустанавливающий документ.
Если принять за точку отсчета 3.3 процента (вероятность того, что этот коэффициент изменится, крайне мала), то социальные пенсии будут иметь такой размер:
3 группа инвалидности – 6080,38 руб;
2 группа инвалидности – 7153,35 руб;
1 группа инвалидности – 14306,73 руб;
Дети инвалиды и инвалиды детства – 17167,83 руб.
Социальные пенсии не зависят от того, работает инвалид или нет, так что все они будут проиндексированы вне зависимости от этого фактора. Кроме того, в зависимости от региона проживания, к размеру социальной пенсии буде прибавлен региональный коэффициент для поднятия до уровня прожиточного минимума в регионе.
IV. Обеспечение национальной безопасности
- Стратегическими целями обеспечения национальной безопасности в области повышения качества жизни российских граждан являются развитие человеческого потенциала, удовлетворение материальных, социальных и духовных потребностей граждан, снижение уровня социального и имущественного неравенства населения прежде всего за счет роста его доходов.
- Угрозами качеству жизни российских граждан являются неблагоприятная динамика развития экономики, отставание в технологическом развитии, введение ограничительных экономических мер против Российской Федерации, нецелевое расходование бюджетных ассигнований, усиление дифференциации населения по уровню доходов, снижение качества потребительских товаров и оказываемых населению услуг.
- Повышение качества жизни граждан гарантируется за счет обеспечения продовольственной безопасности, большей доступности комфортного жилья, высококачественных и безопасных товаров и услуг, современного образования и здравоохранения, спортивных сооружений, создания высокоэффективных рабочих мест, а также благоприятных условий для повышения социальной мобильности, качества труда, его достойной оплаты, поддержки социально значимой трудовой занятости, обеспечения доступности объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур для инвалидов и других маломобильных групп населения, достойного пенсионного обеспечения.
- Для противодействия угрозам качеству жизни граждан органы государственной власти и органы местного самоуправления во взаимодействии с институтами гражданского общества:
- совершенствуют защиту прав и свобод человека путем развития законодательства, судебной и правоохранительной систем;
- содействуют росту благосостояния граждан, снижению дифференциации населения по уровню доходов, сокращению бедности, в том числе путем развития пенсионной системы, социальной поддержки отдельных категорий граждан, совершенствования системы социального обслуживания;
- обеспечивают поддержку трудовой занятости населения, контроль за соблюдением трудовых прав работников, совершенствуют систему защиты от безработицы, создают условия для вовлечения в трудовую деятельность лиц с ограниченными физическими возможностями;
- создают условия для стимулирования рождаемости, снижения смертности населения, ведения здорового образа жизни, развития массового детско-юношеского спорта, организуют пропаганду здорового образа жизни;
- улучшают и развивают транспортную и жилищно-коммунальную инфраструктуры;
- принимают меры по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также по снижению риска их возникновения на территории Российской Федерации;
- обеспечивают развитие информационной инфраструктуры, доступность информации по различным вопросам социально-политической, экономической и духовной жизни общества, равный доступ к государственным услугам на всей территории Российской Федерации, в том числе с использованием информационных и коммуникационных технологий;
- совершенствуют систему контроля за использованием бюджетных ассигнований и механизм государственно-частного партнерства в целях повышения качества жизни граждан.
В Конституции США инвалиды особо не упоминаются. Тем не менее, там сказано: «ни один штат не может отказать ни одному индивидууму в равной защите законов». Права инвалидов установлены в других документах, как специализированных, так и общих. К первым можно отнести: Акт об инвалидах, Акт об устранении архитектурных барьеров, Акт о реабилитации. Американский Акт об инвалидах предусматривает, что предприниматели не могут прибегать к дискриминации квалифицированных работников
лишь по причине их инвалидности.
В США существует Национальный совет по инвалидам, представляющий собой правительственный орган, члены которого назначаются президентом. В обязанности совета входит рассмотрение федеральной политики, законов и программ в плане их влияния на лиц с инвалидностью.
Совет представляет рекомендации президенту, конгрессу, Администрации реабилитационных служб по проблемам инвалидов. Он является единственным федеральным органом, имеющим полномочия по разработке политики в интересах инвалидов. Совет тесно взаимодействует с Национальным научно-исследовательским институтом по проблемам инвалидности. Среди 45 специальных законодательных рекомендаций, разработанных советом, почти все связаны с обеспечением равных возможностей для инвалидов. Цель совета состоит в том, чтобы сделать американских инвалидов полноценными членами их семей, местных сообществ, страны в целом.
В США принят Акт об образовании детей-инвалидов. Он установил, что ни одному ребенку-инвалиду не может быть отказано в приеме в государственную школу по причине инвалидности. Он также расширил полномочия федеральной власти в организации специальных программ обучения, расширил права родителей по обучению детей-инвалидов.
В США имеется и Акт о профессиональной подготовке, который обязывает правительства штатов резервировать не менее 10 процентов федеральных грантов, получаемых на нужды профессионального образования, для обучения студентов-инвалидов.. В стране существует разветвленная сеть по профессиональной подготовке и трудоустройству инвалидов. Они осуществляют деятельность по консультированию, физической и психологической реабилитации, обеспечению вспомогательными техническими средствами, профессиональной подготовке, трудоустройству. Профессиональная подготовка инвалидов предусмотрена как на предприятиях со щадящими условиями труда, так и на крупных предприятиях.
В США в соответствии с законодательством компании, отказывающиеся предоставить работу инвалиду, облагаются значительным штрафом. Компании, принимающие инвалидов, имеют льготы по налогообложению. Однако в США нет закона об обязанности предпринимателей предоставлять определенный процент рабочих мест инвалидам, то есть отсутствует законодательство о квотировании рабочих мест для инвалидов. Каждое предприятие имеет возможность определить собственную тактику в этом отношении.
Деятельность по профессиональной реабилитации инвалидов контролируется Президентским комитетом по трудоустройству инвалидов. Президент ежегодно отчитывается по вопросам обучения и трудоустройства инвалидов, а также размеров их заработной платы. В США активно функционируют целевые программы по сотрудничеству центров специальной подготовки инвалидов и университетов с предприятиями. Финансирование программ осуществляется из госбюджета.
В Бельгии законодательством утверждено создание обширной системы социального страхования, в рамках которой осуществляется медицинская и социальная реабилитация инвалидов. Учреждения, оказывающие разные виды медицинских реабилитационных услуг, относятся в основном к частному сектору. Оплата услуг частично (примерно 10-15 процентов) осуществляется за счет инвалидов, остальная сумма выплачивается за счет страховых средств. Закон о социальном трудоустройстве инвалидов предусматривает создание национального фонда социальной реабилитации инвалидов. Фонд должен представлять субсидии для создания центров и служб профессиональной реабилитации. Профессиональное обучение проводится как по общим, так и по специальным программам. Законодательством предусмотрен принцип обязательного найма на работу инвалидов. Предприятиям, трудоустраивающим инвалидов, предоставляются льготы. Также законом предусмотрено трудоустройство лиц, страдающих тяжелой степенью инвалидности, в специальных цехах. Контроль за деятельностью в этой сфере осуществляют Министерство здравоохранения, Министерство благосостояния, Министерство труда и занятости и Национальный институт страхования по болезни и инвалидности.
Опорные принципы конвенции ООН
Сама декларация содержит 8 основных, опорных принципов, которые подробнее раскрываются в 37 из 50 статей документа. Их можно выделить в своеобразную аннотацию, по которой легко понять, что от стран, принявших Конвенцию, требуется:
- Уважать достоинство, свободу выбора и независимость лиц с ограниченными возможностями.
- Не допускать дискриминации.
- Обеспечить интеграцию в общественные сферы жизни — социальную и культурную.
- Уважать различия и принимать лиц с физическими недостатками как части общества, демонстрирующие многообразие людей.
- Обеспечить равенство возможностей.
- Обеспечить доступность – здесь говорится о средствах коммуникации, общественном транспорте, индивидуальной мобильности, городских зонах отдыха и т. д.
- Обеспечить равенство свобод женщин и мужчин.
- Уважать право детей с физическими особенностями на собственное развитие и индивидуальность.
Конвенция лишь обозначает те права и возможности, а также сферы социальной жизни, которые требуется адаптировать под людей с физическими ограничениями.
Международный день людей с ограниченными возможностями: суть дня
Чем важен Международный день людей с ограниченными возможностями?
- Интеграция в общество
Кроме шуток, этот день важен для демонстрации солидарности и поддержки прав людей с ограниченными возможностями в их стремлении к интеграции в общество.
- Расширение прав и возможностей и изменение
Цель этого дня — заставить людей говорить об инвалидности и взаимодействовать с ними, чтобы добиться изменений на микро- и макроуровнях. Люди с инвалидностью должны быть включены и иметь такой же доступ и возможности, которые имеют право люди без инвалидности.
- Всемирное признание
Инвалидность является глобальным явлением, которое затрагивает около 15% населения мира. Учитывая такое большое количество людей с ограниченными возможностями, необходимо признавать их и отмечать во всем мире.
Порядок перевозки инвалидов при покупке субсидированного авиабилета
В аэропортах и на борту самолетов действует следующий порядок перевозки инвалидов, купивших льготный билет:
№ п/п. | Алгоритм действий перевозчика | Подробные сведения |
1 | Продажа авиабилета инвалиду | Для льготников покупка авиабилета доступна только через кассу перевозчика. В момент приобретения проездного документа покупателю следует указать на условия, которые ему необходимы для безопасного в плане здоровья перелета. Инвалидам рекомендуется подавать запрос в письменной форме и сохранить письменный ответ авиакомпании на случай споров при регистрации на рейс. |
2 | Досмотр, регистрация на рейс без очереди | Обслуживание инвалидов обычно осуществляется по “зеленому” коридору. |
3 | Определение места для коляски (для инвалидов колясочников) | В зависимости от условий перевозчика, коляска либо допускается на борт самолета, либо помещается в багажный отсек (взамен предоставляется коляска авиакомпании). |
4 | Изучение справки о возможности совершения перелета | Не все, но многие перевозчики требуют предоставления им справки от лечащего врача инвалида в подтверждение того факта, что авиаперелет никак не отразится на самочувствии человека с ограниченными возможностями. |
5 | Размещение инвалида | Запрещается предоставлять инвалидам место у запасного выхода и на 1-ом ряду. |
6 | Посадка и высадка инвалида | Посадка инвалидов в самолет производится раньше остальных пассажиров. Высадка, наоборот, осуществляется в последнюю очередь. |
7 | Выдача оборудования | Оборудование (коляска, например), которое было выдано перевозчиком, сдается стюарду. Личное имущество инвалида возвращается. |
Проблемы трудового рынка
Следует выделить и такой важный момент, как работа для людей с ограниченными возможностями. Современные рынки труда инвалидов являются отдельным спектром в экономике государства, зависящим от особенных факторов и закономерностей. Без помощи управленческих державных органов решение этого вопроса невозможно. Граждане, не имеющие достаточной конкурентоспособности, остро нуждаются в государственном содействии в поиске соответствующей работы.
Определить, на какой ступени в обществе находятся люди с ограниченными физическими возможностями, можно, взяв во внимание ряд объективных и субъективных моментов:
- финансовые доходы и уровень материального обеспечения;
- наличие образование или возможный потенциал для его получения;
- удовлетворённость социальными гарантиями, предоставленными государством.
Создать особые условия для этой категории экзаменующихся помогают психолого-медико-педагогические комиссии (ПМПК). Часто для сдачи экзамена детям с ОВЗ дополнительно предлагают ассистента, компьютер и планшет для набора текста
Самое важное – суметь добиться тьютора для аутиста – это ассистент, который будет всячески помогать и общаться с окружающим вместо аутиста, оказывать бытовое содействие, но при этом не будет вмешиваться в экзаменационный процесс.
Задача тьюттора – минимизировать у человека с синдромом аутизма стресс из-за экзамена и убедиться, что тот правильно воспринят материал, определился с целями и решил предложенные задания.
Цель ассистента/тьютора – оказать помощь в следующих действиях:
- занять рабочее место,
- передвигаться по аудитории;
- прочитать задание;
- перенести ответы на экзаменационные бланки;
- зафиксировать ответы;
- убедиться в наличии специальных технических средств (брайлевской печатной машинки, лупы, чертежных инструментов и т.д.
Международно-правовое обеспечение стандартов в области прав человека
Как было показано выше, международно-правовые стандарты в области прав человека юридически обязывают государства предоставить лицам, находящимся под их юрисдикцией, права и свободы, предусмотренные в этих стандартах. Государства также должны сотрудничать между собой с целью обеспечения взятых на себя обязательств на международном уровне.
Международно-правовая система обеспечения международных стандартов в области прав человека представляет собой достаточно сложный синтез множества составляющих: механизм международного контроля, создаваемый для контроля за осуществлением каждого международного договора в области прав человека; судебная защита; дипломатическая защита; система неправительственных организаций, функционирующих в сфере прав человека.
Институты, входящие в международно-правовую систему обеспечения международных стандартов в области прав человека, выполняют разные функции: информационную, исследовательскую, примирительную, а также функции вынесения решений и наложения санкций. Некоторые из этих институтов предназначены для выполнения отдельных функций. Другие же институты осуществляют все перечисленные функции одновременно. Одни из этих институтов собирают информацию о положении дел с правами и свободами человека в различных частях мира, составляют доклады, публикуют ежегодники прав человека. Другие институты создаются специально для изучения состояния дел в конкретных правозащитных областях (Совет по правам человека ООН, Комиссия по статусу женщин,
Комиссия по устранению расовой дискриминации, Комитет по правам человека и др.). Такие специальные органы существуют в ЮНЕСКО, МОТ, ВОЗ и в других организациях. Классическим примером правозащитных институтов является Европейская, Африканская и Межамериканская комиссии по правам человека.
Число институтов, наделенных правом выносить обязательные для исполнения государствами решения, весьма ограничено. К числу таковых можно отнести Европейский и Межамериканский Суды по правам человека. Но эти суды могут налагать санкции на нарушителей прав человека и народов только в плане возмещения материального ущерба государством, допустившим нарушение, жертве нарушения прав человека. Лишь в 1990-х годах были созданы трибуналы по Руанде, по бывшей Югославии,
Международный уголовный суд, полномочные преследовать в уголовном порядке нарушителей прав и свобод человека.
Международные договоры в области защиты прав человека предусматривают в настоящее время целую систему органов с функциями контроля и имплементации, т.е. обеспечения практического осуществления международных норм по правам человека. В то же время, как отмечают Э.М. Аметистов и В.А. Карташкин, «имплементация международного гуманитарного права должна осуществляться на основе бережного отношения к национальному законодательству, играющему, по оценкам Совета Европы, ключевую роль в обеспечении защиты прав человека в странах — членах Совета, и, что особенно важно, соответствующей должна быть и правоприменительная практика в этой области».
Рассмотрим наиболее важные международно-правовые институты по обеспечению и защите прав и свобод человека.
Перспективы развития международного права
В XXI в. международное право будет развиваться, как оно развивалось на протяжении всей истории человечества. Это закономерный процесс, который нельзя остановить, как невозможно остановить развитие цивилизации.
Рассматривая этот процесс, необходимо остановиться вначале на одном важном вопросе, а именно: на какой основе будут развиваться отношения между государствами, а следовательно, и международное право. В настоящее время отношения между государствами, создание норм международного права осуществляются на основе юридического равенства, суверенитета государств, что означает, если сформулировать кратко, верховенство, высшую власть государства на его территории и независимость во внешних делах. Вместе с тем, как только государства принимают международные обязательства, они ограничивают свои суверенные права. И добровольное ограничение — явление нормальное и правомерное.
В послевоенный период неоднократно раздавались призывы к созданию всемирного правительства. Эту идею активно выдвигали западные государства, политики и ученые, обсуждалась она и в нашей стране.
Но возможно ли создание всемирного правительства? Если бы оно появилось, то международное право создавалось бы иным способом, а не так, как сейчас. Любое правительство, а следовательно и всемирное, издает обязательные нормативные акты, контролирует их исполнение и наказывает нарушителей. Но тенденции на международной арене иные: подавляющее большинство государств выступают за сохранение суверенитета, в его защиту, поэтому с полной уверенностью можно говорить, что появление всемирного правительства в ближайшие 25-30 лет исключается. И хотя глобализация, научно-технический прогресс, развитие более тесных отношений между государствами ведут к определенному ограничению суверенных прав государств, нормы международного права, как и ранее, будут создаваться путем согласования между субъектами международного права.
Развитие международного права в XXI в. пойдет по пути совершенствования некоторых его отраслей и норм при сохранении таких основных основополагающих принципов, как запрещение применения вооруженной силы или угрозы ее применения, обязательство разрешать споры только мирными средствами, защита прав и свобод человека, право народов определять свое политическое и общественное устройство, невмешательство во внутренние дела других государств. При этом основное внимание должно уделяться разработке мер, которые способствовали бы более эффективному применению норм на практике.
Просматриваются два направления, по которым может идти развитие международного права.
1. Под воздействием прогресса в науке и технике, освоения человеком новых сфер деятельности и других объективных факторов будут создаваться новые нормы практически во всех отраслях международного права — от морского до космического. Ускорится уже начинающийся процесс создания норм в связи с глобализацией, с тем, чтобы она служила интересам всех народов, а не только узкой группе высокоразвитых государств. Еще одна проблема, которой не уделяется достаточно внимания, — совершенствование норм о защите окружающей среды: если человечество будет разрушать ее такими же темпами, как это происходит сейчас, то через 30-40 лет оно столкнется с катастрофическими последствиями. ООН, ее специализированные учреждения, МАГАТЭ, в компетенцию которых входит организация сотрудничества государств в этих областях, должны активизировать свою деятельность для разработки норм по этому направлению.
2. Совершенствование норм, а главное, механизмов для поддержания мира и безопасности. Использование государствами вооруженной силы ныне правомерно только для самообороны. Но сейчас возникают новые угрозы, и первая из них — терроризм. Международное сообщество уже признало, что терроризм создает угрозу миру, является тягчайшим международным преступлением независимо от того, кто, где и ради каких целей совершил террористический акт (ряд конвенций о борьбе с терроризмом и решений Совета Безопасности и Генеральной Ассамблеи ООН). Созданный Советом Безопасности ООН Контртеррористический комитет наращивает усилия, организуя борьбу с международным терроризмом. Но в этой области еще необходимо решить множество задач, в том числе определить, при каком террористическом нападении (его масштабы и т.п.) возникает право на самооборону, против кого могут быть предприняты в этом случае военные действия и т.п.
Нуждается в улучшении и деятельность Совета Безопасности ООН. Допустимо некоторое расширение его членства при сохранении права вето, но не в ущерб активизации деятельности Совета для выполнения возложенных на него задач. Необходимо также повысить роль Генеральной Ассамблеи ООН и региональных организаций в целях поддержания мира, как это предусмотрено в гл. VIII Устава ООН. Ряд предложений по этим вопросам разрабатывается в рамках ООН.
В дальнейшем развитии в правовом и организационном плане нуждаются проводимые ООН операции по поддержанию мира. Перед войсками ООН ныне стоят не только задачи разъединять противоборствующие стороны, контролировать соблюдение перемирия и другие функции, которые они обычно исполняли ранее, но и принуждение к миру — применение силовых мер для предотвращения вооруженных конфликтов (предконфликтные операции), а также прекращение конфликтов и обеспечение нормальной жизни в стране (постконфликтные операции).
Рассматривая это направление развития международного права, нельзя не остановиться на вопросе о защите его основополагающего принципа — запрещения применения вооруженной силы и угрозы ее применения. На международной арене сейчас складывается сложное положение: США, ведя линию на создание однополярного мира, прибегают к угрозе применения вооруженной силы и даже к ее применению. Поскольку военные действия США вызывают осуждение со стороны многих государств, мировой общественности, американская администрация стремится оправдывать свои действия, произвольно толкуя нормы международного права, а порой и искажая их (ссылки на превентивную самооборону, на так называемую «гуманитарную интервенцию», для «внедрения» демократии в других странах).
США — ведущая держава, и Россия сотрудничаете ними в ряде областей: борьба с терроризмом, против распространения ядерного оружия, в других сферах — и заинтересована в таком взаимовыгодном сотрудничестве. Но противоправное применение вооруженной силы является нарушением основ мирового правопорядка, прав и интересов всего мирового сообщества, на что оно не может не реагировать. Поэтому все члены мирового сообщества, в том числе и Россия, должны выступать в защиту принципа неприменения силы, его соблюдения. Если человечество не научится жить в соответствии с нормами международного права, его ждут кровавые столкновения, тем более что военная техника, орудия уничтожения и разрушения стремительно развиваются.
Пандемия в 2023 году в России
Вирусолог Ханса Клюге сделал прогноз, что в 2023 году пандемия коронавируса завершится. Случаи заболевания все еще будут иметь место. Клюге заявил, что в России, как и во всем мире, главной задачей станет вакцинация.
Несмотря на карантинные послабления, социальная дистанция и ношение масок не исчезнут из нашей повседневности.
Ученый призывает готовиться к возникновению новых проблем по части выработки коллективного иммунитета. Вероятны новые всплески коронавируса из-за того, что привитые граждане будут чувствовать себя защищенными от болезни на 100% и начнут нарушать эпидемиологические ограничения.
Стоит помнить, что вакцина лишь предотвращает способность человека переносить заболевание, но не защищает от возможности заражения от других граждан.
Вирусолог прогнозирует спад эпидемии в следующем году. Плато останется позади. Вакцинация началась, знания вирусологов о Covid-19 преумножились в разы с 2020 года. Если вирус не начнет мутировать, заболевание станет таким же привычным и легким в устранении как обычная простуда.