Статья 5. Соблюдение и уважение прав и свобод человека и гражданина

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья 5. Соблюдение и уважение прав и свобод человека и гражданина». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Каждый сотрудник полиции при исполнении обязанностей должен иметь удостоверение государственного образца. Этот документ подтверждает его особу, статус, полномочия и права на служебные действия, а также на ношение оружия и спецсредств. «Корочки» (в простонародье) должного образца в каждой половине несут исчерпывающую информацию о предъявителе.

Ситуации, обязывающие предъявлять удостоверение

Независимо от занимаемой должности сотрудник МВД может потребовать у любого лица документы (личные, служебные).

Знаете ли вы? В Российской империи 18 века полиция кроме прямых обязанностей ещё и занималась благоустройством городов. Так в Санкт-Петербурге в 1721 году стараниями службы были поставлены первые фонари и устроены общественные места отдыха со скамейками.

Кратко и простыми словами — основанием для проверки могут быть:

  • сходство с ориентировкой на подозреваемого в совершении преступления, беглого из мест заключения или психиатрической клиники;
  • подозрительное поведение особы возле охраняемых объектов;
  • совершение противоправных, хулиганских действий, нарушающих общественный порядок.

При этом есть правило — обращение стража порядка к гражданину обязывает представиться по форме, чётко и ясно проговорив данные:

  • фамилию, имя, отчество;
  • звание и должность;
  • место службы.

В каких случаях возможна проверка документов?

Полномочия сотрудников правоохранительных органов строго регламентированы законом, и сотрудник полиции не вправе просто так потребовать у любого прохожего документы для проверки — это будет являться превышением полномочий.

Случаи же, когда полицейский имеет право проверить удостоверение личности гражданина, перечислены в законе «О полиции». К ним относятся следующие ситуации:

  • имеются основания полагать, что гражданином совершено преступное деяние;
  • есть подозрение, что гражданин объявлен в розыск;
  • имеются данные о совершении лицом административного правонарушения (в том числе в случае, когда лицо застигнуто на месте его совершения);
  • есть основания для применения к гражданину такой принудительной меры, как задержание.

Здесь следует отметить, что основания для задержания лица сотрудником полиции также четко установлены в законе. Помимо граждан, подозреваемых в совершении уголовно наказуемого деяния, могут быть задержаны лица:

  • объявленные в розыск;
  • совершившие побег из-под стражи, а также из психиатрической лечебницы;
  • предпринявшие попытку проникновения на объекты, находящиеся под охраной;
  • уклоняющиеся от административного ареста;
  • признанные судом невменяемыми и уклоняющиеся при этом от медицинского лечения;
  • совершившие попытку уйти из жизни;
  • нарушившие комендантский час;
  • затребованные к выдаче иностранным государством;
  • имеющие явные признаки психического отклонения, создающего опасность для окружающих.

Какие документы может проверить сотрудник полиции?

Итак, закон наделяет сотрудников полиции правом в определенных случаях проверить удостоверяющие личность документы. Чаще всего таким документом выступает паспорт гражданина РФ, но надо отметить, что жители нашей страны совершенно не обязаны постоянно носить паспорт с собой, т. к. ни один действующий закон такого требования не содержит. Иногда для полицейского может быть достаточно ознакомления с ксерокопией паспорта.

Помимо паспорта, физлицо может предъявить сотруднику правоохранительных органов следующие документы в подтверждение своей личности:

  • военный билет;
  • временное удостоверение личности (выдается на период оформления паспорта);
  • паспорт гражданина СССР;
  • водительское удостоверение (строго говоря, этот документ не относится к удостоверениям личности, но во многих случаях его могут принять в качестве такового).

В некоторых случаях для подтверждения личности бывает достаточно пенсионного удостоверения либо студенческого билета (хотя они удостоверениями личности и не являются).

Граждане зарубежных государств представляют паспорт иностранного гражданина, иной документ, предусмотренный международными правилами, либо удостоверение беженца.

Почему вас могут остановить сотрудники полиции?

Вариантов на самом деле масса. Разберем самые часто встречаемые:

  • Просто так. Вы не понравились полицейскому. Он испытал к вам неприязнь.
  • Полицейский останавливает всех подряд. Ему дали такое задание.
  • Вы подходите под ориентировки, которые есть у полиции.
  • Вы находитесь в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.
  • На вас кто-то показал пальцем, как на человека совершившего преступление.
  • Вы оказались не в том месте и не в то время. К таким местам относятся неблагополучные районы, а также парки. Полицейские ездят и ищут, тех кто делает закладки. Если вы идете один, то вероятность, что вам остановят, очень высока.
  • Ну и самое неприятное. Если вам хотят подкинуть, что — то запрещенное.

«ГОСТ Р 51511-2001. Государственный стандарт Российской Федерации. Печати с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации. Форма, размеры и технические требования» (утв. Постановлением Госстандарта России от 25.12.2001 N 573-ст) (ред. от 04.03.2004)

1. Разработан Всероссийским научно-исследовательским институтом полиграфии (ОАО ИНПОЛ), Министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций (МПТР России).

Читайте также:  Особый порядок судебного разбирательства

Внесен Научно-техническим управлением Госстандарта России.

2. Принят и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 25 декабря 2001 г. N 573-ст.

3. Введен впервые.

1. Область применения

Настоящий стандарт устанавливает форму, размеры и технические требования к печатям с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации.

В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями:

2.1. Печать: устройство, содержащее клише печати, для нанесения оттисков на бумагу.

2.2. Оттиск: изображение клише печати на бумаге.

2.3. Клише печати: элемент печати, содержащий зеркальное отображение оттиска печати.

2.4. Мастичная печать: печать, обеспечивающая нанесение оттиска штемпельной краской.

2.5. Печать с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации: печать, имеющая в центре клише печати зеркальное отображение Государственного герба Российской Федерации.

2.6. Штемпельная краска: специальное красящее вещество, предназначенное для нанесения оттисков на бумагу с помощью клише печати.

2.7. Штемпельная подушка: материал, несущий в своем объеме штемпельную краску, которая переносится на печатающие элементы клише печати при его контакте со штемпельной подушкой.

2.8. Печатающий элемент: участок клише печати, воспринимающий штемпельную краску и передающий ее на бумагу.

2.9. Пробельный элемент: участок клише печати, не воспринимающий штемпельную краску и не передающий ее на бумагу.

3. Технические требования к печатям с воспроизведением

Государственного герба Российской Федерации

3.1. Клише печати с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации изготавливают круглой формы (рисунок 1).

3.2. Минимальный диаметр клише печати с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации — 40(+1) мм, максимальный диаметр — 50(-1) мм. По внешнему кольцу клише печати ограничивается ободом толщиной 1,3(+0,1) мм, на котором располагается микротекст в негативном начертании (белый текст на черном фоне). Микротекст состоит из повторяющейся записи, включающей слово сертификат с указанием его номера, а также другой информации, определяемой изготовителем печати.

Рисунок 1 — Оттиск печати с воспроизведением Государственного

герба Российской Федерации

На рисунке для примера приведена повторяющаяся запись:

*сертификат N XXXXX*2003.01*,

где 2003.01 — год и месяц изготовления печати.

Сертификат должен подтверждать наличие у изготовителя печати технических и технологических возможностей для изготовления указанного вида продукции на должном качественном уровне.

3.3. В центре клише печати располагается зеркальное изображение Государственного герба Российской Федерации.

3.3.1. Изображение Государственного герба Российской Федерации для изготовления печатей с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации представляется в цифровом закодированном виде и используется полиграфическими и штемпельно-граверными предприятиями, аккредитованными на возможность изготовления печатей с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации.

Какая должна быть печать?

В оригинале присутствуют две печати, подтверждающие подлинность документа, — красная и голографическая, в виде наклейки.

Печати на удостоверении сотрудника полиции имеют следующие опознавательные знаки:

  1. цвет чернил – красный. Другая печать – в виде голографической наклейки, с изменяющимся при наклоне изображением;
  2. место размещения. Голография – в левом нижнем углу фото, обязательно захватывая и фотографию, и часть документа. Красная – в правой стороне, захватывающая графы «ФИО сотрудника», «Должность» и «Начальник (заместитель)»;
  3. внешний вид. Обе печати выглядят как окружность, в которую вписан герб России. По внешнему краю размещена надпись «Министерство внутренних дел Российской Федерации»;
  4. размер печати. Этот пункт вызывает больше всего вопросов. Согласно ГОСТу Р 51511-2001 ее размер должен быть 40 мм в диаметре. На практике, она гораздо меньше. Это связано с тем, что размер печати для удостоверений регламентируется внутренними документами МВД (для служебного пользования). Согласно им, допустимый размер печати – 25 мм.

Статья 3. Правовая основа деятельности полиции

1. Правовую основу деятельности полиции составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел (далее — федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел).

2. Полиция в своей деятельности руководствуется также законами субъектов Российской Федерации по вопросам охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, изданными в пределах их компетенции.

3. Федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел разрабатывает и представляет в установленном порядке Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также предложения по совершенствованию законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам, отнесенным к деятельности полиции.

Статья 7. Беспристрастность

1. Полиция защищает права, свободы и законные интересы человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

2. Сотруднику полиции запрещается состоять в политических партиях, материально поддерживать политические партии и принимать участие в их деятельности. При осуществлении служебной деятельности сотрудник полиции не должен быть связан решениями политических партий, иных общественных объединений и религиозных организаций.

3. Сотрудник полиции должен проявлять уважение к национальным обычаям и традициям граждан, учитывать культурные и иные особенности различных этнических и социальных групп, религиозных организаций, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию.

Читайте также:  Надбавка к пенсии за советский стаж в 2023 году

4. Сотрудник полиции как в служебное, так и во внеслужебное время должен воздерживаться от любых действий, которые могут вызвать сомнение в его беспристрастности или нанести ущерб авторитету полиции.

Статья 9. Общественное доверие и поддержка граждан

1. Полиция при осуществлении своей деятельности стремится обеспечивать общественное доверие к себе и поддержку граждан.

2. Действия сотрудников полиции должны быть обоснованными и понятными для граждан.

3. В случае нарушения сотрудником полиции прав и свобод граждан или прав организаций полиция обязана в пределах своих полномочий принять меры по восстановлению нарушенных прав и свобод. В порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, полиция приносит извинения гражданину, права и свободы которого были нарушены сотрудником полиции, по месту нахождения (жительства), работы или обучения гражданина в соответствии с его пожеланиями.

4. Сведения, порочащие честь, достоинство и деловую репутацию гражданина, преданные гласности сотрудником полиции, в случае признания их не соответствующими действительности судом, следователем, органом дознания или самой полицией должны быть опровергнуты в той же форме, в какой они были преданы гласности, в возможно короткий срок, но не превышающий одного месяца со дня признания таких сведений не соответствующими действительности.

5. Федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел проводит постоянный мониторинг общественного мнения о деятельности полиции, а также мониторинг взаимодействия полиции с институтами гражданского общества. Результаты указанного мониторинга регулярно доводятся до сведения государственных и муниципальных органов, граждан через средства массовой информации, информационно-телекоммуникационную сеть Интернет.

6. Общественное мнение является одним из основных критериев официальной оценки деятельности полиции, определяемых федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

7. При федеральном органе исполнительной власти в сфере внутренних дел и территориальных органах образуются общественные советы, которые призваны обеспечить согласование общественно значимых интересов граждан Российской Федерации, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, правозащитных, религиозных и иных организаций, в том числе профессиональных объединений предпринимателей, для решения наиболее важных вопросов деятельности полиции путем:

1) привлечения граждан и общественных объединений к реализации государственной политики в сфере охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности и противодействия преступности;

2) участия в разработке и рассмотрении концепций, программ, инициатив общественных объединений и граждан по наиболее актуальным вопросам деятельности полиции;

3) проведения общественной экспертизы проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов по вопросам деятельности полиции;

4) обсуждения вопросов, касающихся деятельности полиции, в средствах массовой информации;

5) осуществления общественного контроля за деятельностью полиции.

8. Общественные советы формируются на основе добровольного участия в их деятельности граждан Российской Федерации, общественных объединений и организаций в порядке, устанавливаемом Президентом Российской Федерации.

Ограничение прав граждан

П. 7 ст. 5 говорит о том, что полиция обязана обеспечить каждому гражданину возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не установлено федеральным законом, однако в жизни нередко сотрудники полиции предпочитают лишь на словах объяснить, например, какую операцию они проводят, а не показывать документ, подтверждающий проведение данной спецоперации.
На основании п. 2 ст. 6 всякое ограничение прав, свобод и законных интересов граждан, а также прав и законных интересов общественных объединений, организаций и должностных лиц допустимо только по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом. Отсюда следует, что сотрудник полиции при проведении каких-либо процедур, ограничивающих права граждан, обязан действовать в строгом соответствии с законом, беспричинное проведение различных процедур (например, досмотра, наружного осмотра, проверки документов) является незаконной деятельностью и может стать поводом обращения с жалобой на действия данного сотрудника.

Помимо этого, п. 4 ст. 6 говорит о том, что сотрудник полиции не может в оправдание своих действий (бездействия) при выполнении служебных обязанностей ссылаться на интересы службы, экономическую целесообразность, незаконные требования, приказы и распоряжения вышестоящих должностных лиц или какие-либо иные обстоятельства. Зачастую в обосновании своих незаконных действий (например, парковка с нарушением требований ПДД) сотрудники полиции ссылаются на служебную необходимость, что им законом прямо запрещено.

П. 1 ст. 13 обязывает сотрудников полиции принимать и регистрировать (в том числе в электронной форме) заявления и сообщения о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях. Однако сотрудники полиции зачастую предпочитают отправлять граждан в дежурную часть, вместо того, чтобы принять заявление на месте.

П. 2 ст. 13 обязывает сотрудников полиции прибывать незамедлительно на место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия. Пожалуй, первый пункт, который выполняется чаще всего и в котором сложно обвинить самих сотрудников полиции, чаще всего они просто завалены другими вызовами и не имеют физической возможности незамедлительно прибыть на место преступления.

П. 4 ст. 13 обязывает сотрудников полиции выявлять причины преступлений и административных правонарушений и условия, способствующие их совершению, принимать в пределах своих полномочий меры по их устранению. Однако порой сотрудники полиции предпочитают не устранять причину, по которой в том или ином месте совершается большое количество правонарушений, а фиксировать факт правонарушения с целью последующего составления административного материала для улучшения показателей своей работы.

Разумеется, это не полный перечень обязанностей сотрудников полиции, которые зачастую не исполняются, однако это основные, с которыми встречаются почти все граждане. Разумеется, есть сотрудники полиции (чисто статистически), которые исполняют все требования буквы закона, однако подавляющее большинство все же либо не знают закона, либо сознательно его нарушают. В любом случае, подобные действия должны пресекаться гражданами (граждане вправе сделать замечание сотруднику полиции о нарушении им закона или обратиться в соответствующие органы с жалобой на действия конкретного сотрудника полиции).

Читайте также:  Какие нормы нужно использовать при списании ГСМ

Какая должна быть печать?

В оригинале присутствуют две печати, подтверждающие подлинность документа, – красная и голографическая, в виде наклейки.

Печати на удостоверении сотрудника полиции имеют следующие опознавательные знаки:

  1. цвет чернил – красный. Другая печать – в виде голографической наклейки, с изменяющимся при наклоне изображением;
  2. место размещения. Голография – в левом нижнем углу фото, обязательно захватывая и фотографию, и часть документа. Красная – в правой стороне, захватывающая графы “ФИО сотрудника”, “Должность” и “Начальник (заместитель)”;
  3. внешний вид. Обе печати выглядят как окружность, в которую вписан герб России. По внешнему краю размещена надпись “Министерство внутренних дел Российской Федерации”;
  4. размер печати. Этот пункт вызывает больше всего вопросов. Согласно ГОСТу Р 51511-2001 ее размер должен быть 40 мм в диаметре. На практике, она гораздо меньше. Это связано с тем, что размер печати для удостоверений регламентируется внутренними документами МВД (для служебного пользования). Согласно им, допустимый размер печати – 25 мм.

Имеет ли право сотрудник полиции брать паспорт в руки?

Имеет ли право сотрудник полиции брать паспорт в руки? Отвечаем: Сотрудник правоохранительных органов имеет полное право брать паспорт в руки.

11 статья Закона о Полиции регламентирует ее права. В частности пункты 2 и 4: Полицейскому для выполнения возложенных на него обязанностей предоставляется право: 2) проверять документы, удостоверяющие личность… 4) получать от граждан и должностных лиц необходимые объяснения, сведения, справки, документы и копии с них; Из этого можно сделать два вывода: А) предъявить документ Вы обязаны, а если его захотят взять в руки, то препятствовать этому нет смысла.

Б) можно предоставить копию паспорта, а не его оригинал.

Должен ли граждин предоставить документы сотруднику полициии дать в руки Полиция осуществляет свою деятельность на основе соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина. Таково непреложное юридическое требование в США, согласно которому подозреваемый должен быть уведомлен о своих правах.

Любая информация, полученная от задержанного в ходе допроса до того, как ему были зачитаны его права, не считается доказательством.

Удостоверение полиции

Иными словами, если полицейский останавливает гражданина на улице, то он обязан предъявить удостоверение. Если наоборот, гражданин обратился к полицейскому, то последний не обязан сразу же предъявлять удостоверения. Если у гражданина возникают какие-то сомнения, то он может попросить полицейского показать ему документы.

Если представитель власти сочтет эту просьбу правомерной, то удовлетворит ее.

  1. фамилию, звание, должность, отдел и личный номер. Эти данные, желательно, не только прочитать, но и переписать в блокнот. Впоследствии, найти данного человека будет гораздо проще;
  2. изучить фотографию. Важно обратить внимание – напечатана она или приклеена. В оригинальном документе фото всегда напечатано на бланке, в подделке – приклеено поверх него;
  3. на голографии и красной печати не должно быть никаких аббревиатур или непонятных названий. Только надпись «Министерство внутренних дел Российской Федерации». Шрифт с засечками;
  4. номер и код совпадают на обеих сторонах документа. Цвет шрифта – красный;
  5. даты выдачи и окончания срока действия – актуальны, не просрочены. Напечатаны прямым, полужирным шрифтом;
  6. с правой стороны указаны полностью фамилия имя отчество представителя власти, его должность и звание. вся информация размещена поверх герба РФ и других фоновых изображений. Это связано с тем, что бланки печатаются в типографии, а заполняют их уже на месте службы.
  • левая половина содержит фотографию, официальную эмблему государственного органа, индивидуальный номер сотрудника, дату окончания срока годности, наклейку с голографическим эффектом;
  • на правой половине размещен номер документа (идентичен индивидуальному номеру сотрудника), должность, личные данные (ФИО), печать подразделения, где проходит служба, штрих-код, дата, когда документ был выдан, подпись руководителя отдела;
  • на цветной фотографии должен быть изображен сотрудник в форме, на белом (светлом) фоне;
  • индивидуальный номер сотрудника состоит из одной буквы (вначале) и нескольких цифр;
  • обозначение органа МВД, в котором служит сотрудник должно быть указано полностью, включая название региона, края, республики или области;
  • номер в правой части и индивидуальный код в левой – полностью совпадают;
  • в правой части документа расположена надпись «Служебное удостоверение»;
  • в правой половине, внизу, имеется надпись о праве ношения табельного оружия;
  • подпись руководителя отдела должна иметь расшифровку фамилии начальника.

Без удостоверения, сотрудник полиции – это обычный гражданин, не имеющий особых прав и полномочий при осуществлении своих действий. При общении с гражданами, полицейский обязан предоставить свое служебное удостоверение. Другие документы, которые должен предоставить полицейский, зависят от обстоятельств и нюансов обращения.

Ниже, рассмотрены ситуации, при которых он обязан предъявить данный документ, его внешний вид и знаки, подтверждающие подлинность.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *