Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Юридическая группа «ЮрКонсульт»». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Обременения земельного участка и ограничения его использования влияют на рыночную стоимость и инвестиционную привлекательность объекта. Участки без обременений встречаются на рынке редко. И чем более привлекателен для бизнеса участок, тем больше вероятность обнаружить ограничения.
Основания для отказа в приобретении прав собственности на землю
- Согласно Земельному кодексу РФ владельцы зданий, сооружений и иных строений наделены правом выкупа земельных участков, на которых находятся данные строения.
- В Земельном кодексе РФ также расписаны сроки и порядок рассмотрения заявлений со стороны желающих приобрести в собственность муниципальные или государственные земельные участки.
- Отказать обратившимся за приобретением земельных участков лицам уполномоченный орган государственной власти может только в установленных законом случаях.
- Согласно действующему законодательству, участок земли нельзя приватизировать, если он:
- попадает под ограничение в обороте со стороны федерального закона или полностью изъят из оборота;
- находится под запретом выкупа, установленным федеральным законом;
- находится в списке резервных земель для муниципальных и государственных нужд.
- Других, кроме перечисленных выше, причин для отказа в приобретении земельного участка, находящегося в муниципальной или государственной собственности, НЕТ.
- Федеральный закон может ограничить право выкупа земельного участка, но установление подобных ограничений органами местного самоуправления и органами государственной власти субъектов РФ не подлежит применению.
- Однако даже при отсутствии оснований для отказа в выкупе желающий может не суметь приобрести участок государственной или муниципальной собственности из-за невыполнения формальных законных требований.
Например, если заявитель не придерживается процедуры обращения за приобретением в собственность земельного участка или не предоставляет всех требуемых документов. Такие причины особенно актуальны, в случае, когда на земельном участке расположены здания, сооружения, самовольные постройки или иные строения, принадлежащие третьим лицам.
Однако не лишним будет знать, что в последнее время участились случаи, когда владельцам объектов недвижимости, расположенных на участке, и желающим приобрести его в собственность отказывают по не предусмотренным законами Российской федерации причинам.
Бывает, что в качестве основания для отказа уполномоченный орган власти ссылается на одно из установленных Земельным кодексом ограничений, однако предъявить доказательства его наличия он не может, хотя это его непосредственная обязанность.
И если, принявший решение отказа в приобретении прав собственности на земельный участок, уполномоченный орган власти не предъявляет каких-либо доказательств наличия оснований для отказа, то такое решение считается незаконным и подлежит обжалованию.
Особой причиной для отказа в приватизации земельного участка со стороны уполномоченного органа власти часто выступает не соответствие площади расположенных на участке строений с площадью самого запрашиваемого участка. Но согласно действующему законодательству данный факт не способен служить поводом для отказа в выкупе, он может только стать причиной для уменьшения размера запрашиваемого участка.
- В любом случае каждый может обжаловать через суд отказ уполномоченного органа власти в приобретении прав собственности на земельный участок.
- Воспользоваться большим количеством организационно-правовых услуг вы можете в МЮЦ «ПРАВОВЕД».
- Здесь Вам помогут:
- выявить правовой статус земельного участка и определить, существуют ли причины для отказа в приобретении прав собственности на него, а также ограничения в ведении хозяйственной деятельности, базирующиеся на рассмотрении определенных градостроительных регламентов;
- составить заключение установление ограничений на использование определенных участков земли. Все заключения составляются исходя из документов планирования территории (проекты и планы поселений, застройки и землепользования) и градостроительного зонирования;
- получить заключение о градостроительных регламентах определенного участка земли, выданное органами государственной власти.
- провести изучение возможностей приватизации земельного участка и оформление сделки;
- представлять свои интересы в органах государственной власти, как владельца объектов недвижимости, расположенных на земельном участке;
- выявить отсутствие или наличие причин для отказа в приобретении прав собственности на участок земли
- в письменной или устной консультации по методам защиты в суде своих прав в случае отказа в приватизации земельного участка или бездействии органов местного самоуправления и органов государственной власти;
- составить и подать заявление (Иск) в суды различных инстанций о признании неправомерным отказа в приобретении прав собственности на участок земли и бездействия со стороны органов местного самоуправления и органов государственной власти, а также принуждения к составлению договора купли-продажи на участок земли.
- представить в суде интересы по составленному иску.
Переуступка прав аренды
В случае заключения договора аренды, заключающее его лицо (физическое или юридическое), имеет определённый ряд планов по использованию арендованных им земель. Бывают исключительные ситуацию, в которых через некоторое время пользования ЗУ, необходимость в нём отпадает. В данном случае перед арендатором становиться 2 решения возникшей проблемы.
- Заключение договора «суб-аренды» — пересдача ранее арендованного ЗУ другому лицу, в ходе чего первое прекращает пользование им в пользу второго, а второе, выплачивает арендную плату первому. В данном случае – права на землю у первоначального арендатора остаются.
- Переуступка аренды участка (об этом подробнее ниже).
Условия для установления сервитутов
Для установления земельного сервитута, необходимо сочетания целого ряда условий, которые в свою очередь зависят от его разновидности. Для более детального ознакомления смотрите таблицу ниже.
Частный |
Публичный |
---|---|
Обеспечение подхода, или подъезда через соседний ЗУ. | Обеспечение свободного доступа к береговой линии. |
Прокладка линий газопровода либо электропередач, через ЗУ. | Пользование участком, для проведения на нём временных исследований. |
Обеспечение водоснабжения. | Проведение дренажных работ на территории ЗУ. |
Для обеспечения других нужд, исполнение которых без организации сервитута невозможны. | Процесс сенокошения. |
Вместе с этим существуют лесной и водный сервитуты. Согласно положению лесного сервитута, граждане беспрепятственно могут находиться на территории лесного фонда. Согласно положению водного сервитута, граждане могут пользоваться водными объектами, в установленном законодательном порядке без наложения ограничений.
Всё вышеперечисленное наталкивает на вывод сложности и неоднозначности земельных вопросов, а так же земельного кодекса РФ в целом. При проведении сделок с недвижимостью, необходимо обязательно регистрировать их в органах местной власти, дабы ваши сделки не были признаны ничтожными.
Не продление арендных отношений
На практике, землю отдают в аренду на долгий срок: от 5 до 10 лет. После окончания действия договора арендаторы могут приватизировать участок или пролонгировать предыдущие отношения во времени. Второй вариант актуален в случаях, когда земля не может быть выкуплена арендатором, исходя из положений закона. Например, участок располагается около береговой линии.
Отказ в пролонгации отношений в связке арендодатель – арендатор, это иные случаи. Они предусмотрены законом. В частности:
- арендованное имущество используется не по назначению, изначально указанному в договоре;
- арендатор не следит за участком, состояние земли значительно ухудшилось;
- лишение льгот арендатора;
- несвоевременное оформление документов на оформление земли.
За календарный квартал, предшествующий истечению срока арендных отношений, уполномоченный орган местных властей обязан отправить арендатору оповещение о необходимости продления соглашения между ними. Игнорировать сообщение нельзя. Если это произошло, арендатор может лишиться своего статуса. Если государство предоставило надел на основании льгот, человек их утратил, он может лишиться права на бесплатную приватизацию в дальнейшем.
В каких случаях участок земли считается использованным не по назначению? Например, надел был предоставлен для садоводства, огородничества. А на нем начинается ИЖС. Либо наоборот: участок был отдан для ИЖС, но возведение домов не начинается в течение 3 лет, либо не завершается до 10 лет.
Пролонгация арендного договора с целью завершить возведение дома происходит единожды и максимум до 3 лет.
Органы МСУ больше не смогут отказывать в формировании земельных участков под многоквартирными домами
Отказы органов МСУ в формировании земельных участков под многоквартирными домами нередко становятся предметом судебных споров. Собственники помещений в МКД требуют признать бездействие органа власти незаконным.
Раньше суды при рассмотрении таких споров принимали решения в пользу муниципалитета. Но в 2020 году судебная практика изменилась. Причина — последние решения Верховного суда.
Он исключил все возможные основания для отказа органа МСУ в формировании земельного участка под МКД.
В статье рассмотрим три основания, которые органы местного самоуправления использовали для отказа собственникам помещений в МКД. Объясним, почему все эти доводы не принял Верховный суд. В конце статьи прочтите наши рекомендации муниципалитетам.
Обжалование незаконной резолюции — пошаговая инструкция
Обжаловать отказ заявитель может после получения выписки из решения комиссии или на основании справки об отказе, представленной на этапе предварительного согласования. Аргумент обжалования должен опираться на положения статей 39.14—39.17, 64 ЗК РФ, при ненадлежащем или неубедительном объяснении причин отказа. То есть, заинтересованное лицо, претендующее на ЗУ, обязано:
- опровергнуть основания отказа, указанные в документе;
- доказать, что его права были нарушены неправомерным отрицательным решением;
- подтвердить своё законное право на получение ЗУ.
Обжаловать незаконную резолюцию можно в администрации населённого пункта или в суде.
Что такое предварительное согласование предоставления земельного участка
- Что такое предварительное согласование предоставления земельного участка?
- Согласно нормам действующего земельного законодательства, предоставление земельных участков гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, осуществляться посредством проведения торгов (конкурсов или аукционов) или, в случаях, определенных законом, без их проведения.
- Порядок предоставления земельных участков без проведения торгов устанавливается земельным законодательством и предусматривает следующие процедуры:
- — подготовка заинтересованными лицами схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
- — подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению и принятие этим органом решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
- — обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка и осуществление государственного кадастрового учета земельного участка, а также государственная регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;
- — подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
- — заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
- Таким образом, решение уполномоченных органов о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для его последующего кадастрового учета и принятия решения о предоставлении.
- Предварительное согласование предоставления земельного участка фактически является действиями уполномоченных публичных органов по проверке наличия оснований для предоставления земельного участков без проведения торгов, его оборотоспособности (выявление ограничений в передаче участка в собственность или аренду), а также соблюдения градостроительных, санитарных, экологических иных норм и прав граждан на стадии его формирования.
Процедура предварительного согласования установлена ст. 39.15 Земельного кодекса РФ. Согласно нормам данной статьи, заинтересованные лица обращаются в уполномоченный орган с заявлением, в котором указываются:
- 1) для граждан: фамилия, имя, отчество, место жительства заявителя, реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя;
- 2) для юридических лиц — наименование и место нахождения, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц и идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случаев, если заявителем является иностранное юридическое лицо;
- 3) кадастровый номер земельного участка, при наличии и в случае, если границы такого земельного участка подлежат уточнению;
- 4) реквизиты решения об утверждении проекта межевания территории, если образование испрашиваемого земельного участка предусмотрено указанным проектом;
- 5) кадастровый номер земельного участка или кадастровые номера земельных участков, из которых в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков предусмотрено образование испрашиваемого земельного участка, в случае, если сведения о таких земельных участках внесены в государственный кадастр недвижимости;
- 6) основание (из предусмотренных Земельным кодексом) предоставления земельного участка без проведения торгов;
- 7) вид права, на котором заявитель желает приобрести земельный участок, если предоставление земельного участка возможно на нескольких видах прав;
- 8) цель использования земельного участка;
- 9) реквизиты решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в случае, если земельный участок предоставляется взамен земельного участка, изымаемого для государственных или муниципальных нужд;
- 10) реквизиты решения об утверждении документа территориального планирования и (или) проекта планировки территории в случае, если земельный участок предоставляется для размещения объектов, предусмотренных указанными документом и (или) проектом;
- 11) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем.
- К заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагаются:
1) документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и (установлены Приказом Минэкономразвития России от 12.01.2015 N 1);
- 2) схема расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
- 3) проектная документация лесных участков в случае, если подано заявление о предварительном согласовании предоставления лесного участка;
- 4) документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя, в случае, если с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка обращается представитель заявителя;
- 5) заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если заявителем является иностранное юридическое лицо;
- 6) подготовленные некоммерческой организацией, созданной гражданами, списки ее членов в случае, если подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование указанной организации для ведения огородничества или садоводства.
- В случае если поступившее заявление не соответствует указанным выше требованиям, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены перечисленные документы уполномоченный орган в течении 10 дней возвращает его заявителю с указанием причины возврата.
Заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка рассматривается в срок не более чем тридцать дней со дня его поступления.
За указанное время уполномоченный орган проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю.
Решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для предоставления земельного участка после его кадастрового учета!
Заявление о предварительном согласовании
Заявление о предварительном согласовании представления земельной территории может подаваться в уполномоченные в данном регионе органы власти либо в органы местного самоуправления в регионе, где расположен участок. При этом данное заявление должно включать дальнейшую информацию:
- ФИО заявителя, а также иная контактная информация, в том числе адрес физического или юридического лица;.
- Основное назначение объекта. Здесь важно указывать основной вид деятельности, который реализуется на данном участке. Чем точнее будет определено основное назначение объекта, тем увереннее вероятность того, что заявление будет одобрено, а участок будет соответствовать нормам, указанным в Земельном кодексе (градостроительным, санитарным и т.д.). Кроме того, именно от данной информации в дальнейшем будет зависеть разрешенный вид деятельности на выбранном участке.
-
Предполагаемое место размещения. В данном пункте заявителю нужно будет указать максимально точные адресные координаты будущего участка, а также, по возможности, приложить карту для изображения приблизительного размера и границ выбранной территории. Следует обращать внимание на то, что если на участке уже располагается какая-либо недвижимость, то данный участок уже частично за кем-то закреплен. Поэтому данный вариант в качестве участка рассматриваться не будет, то есть заявление, скорее всего, отклонят.
Если расположение участка не будет подобрано самостоятельно, то такое заявление также отклонят. - Обоснование приблизительных размеров участка. Точный размер здесь указывать нельзя – правительство рекомендует указывать приблизительный размер. При этом указываемая площадь должна быть разумной.
- Испрашиваемое право. Право на строительство на земельном участке, как правило, предоставляется в аренду. Исключения представляют государственные, муниципальные предприятия, религиозные строения и т.п.
- Просьба о предварительном выборе и согласовании расположения участка.
Документы, предоставляемые вместе с заявлением о предварительном согласовании предоставления участка
Помимо заявления о предварительном согласовании должны быть предоставлены следующие документы:
1. Документы-основания для приобретения участка земли без необходимости принятия участия в торгах. Исчерпывающий перечень данных документов установлен Правительством РФ, за исключением документов, которые должны быть предоставлены в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
2. При отсутствии проекта межевания образованного участка к заявлению должна быть приложена схема будущего расположения данного объекта недвижимости.
3. При подаче заявления о предварительном согласовании предоставления участка из лесных земель к заявлению должна быть предоставлена соответствующая проектная документация.
4. Если с заявлением обращается представитель, он должен представить документы, подтверждающие его полномочия на совершение подобных действий.
5. При обращении иностранного юридического или физического лица, к заявлению должен быть приложен заверенный нотариально перевод документов.
6. Если заявление о предоставлении участка было подано некоммерческой организацией, в связи с необходимостью использования ими данного объекта недвижимости для ведения огородничества или садоводства, должны быть поданы списки всех членов организации.
Особенности процедуры согласования
При предоставлении земельных участков следует учитывать множество различных индивидуальных особенностей. Рассмотрим ряд тонкостей, которые потребуется учесть при подаче заявления и сотрудничестве с органами управления при предоставлении земельных участков:
- Чтобы точно узнать наименование органа, в который необходимо обратиться за предоставлением услуги, можно обратиться к местному регламенту, устанавливающему порядок предоставления земельного участка.
- Приблизительный срок реализации данной услуги менее 30 календарных дней с момента подачи заявления.
- Организация, принимающая решение об одобрении или отклонении заявления, может отказать в принятии заявления в случае несоответствия размеров или расположения участка стандартам Федерального закона.
Продление договора аренды и внесение изменений в договор аренды
Продление договора аренды
Как было указано выше, законом № 171-ФЗ в ЗК РФ были внесены изменения, в соответствии с одними из которых п. 8 ст. 39.8 ЗК РФ предусматривает предельные сроки аренды земли (приведены в таблице 23). Таким образом, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на срок, установленный данным пунктом ЗК РФ, а по истечении этого срока прекращает своё действие.
Необходимо учитывать, что глава V ЗК РФ содержит специальные правила, устанавливающие условия и порядок заключения договоров аренды земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, которые имеют приоритет над общими нормами ГК РФ об аренде.
Согласно п. 3 ст. 3 ЗК РФ имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.
Так, ст. 621 ГК РФ предусмотрено преимущественное право надлежащим образом исполнявшего свои обязанности арендатора по истечении срока аренды на заключение договора на новый срок (п. 1) и возобновление договора аренды земельного участка на тех же условиях на неопределённый срок в случае отсутствия возражений со стороны арендодателя (п. 2).
При этом в соответствии с п. 15 ст. 39.8 ЗК РФ арендатор земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, не имеет преимущественного права на заключение на новый срок договора аренды такого земельного участка без проведения торгов.
В этой связи положения ст. 621 ГК РФ после 1 марта 2015 года (дата вступления в силу закона № 171-ФЗ) не применяются.
Кто принимает решение
Передачей гражданам государственных земель занимаются органы исполнительной власти в пределах своей компетенции (ст.39.2 ЗК РФ). Полномочия федеральных органов передаются в субъектах РФ местной исполнительной власти и перераспределяются между органами самоуправления в порядке, предусмотренном законодательством.
Таким образом:
- органы местного самоуправления городского округа выделяют земли в границах подчиненной им территории;
- площади поселения выдаются его управляющим органом (при наличии утвержденных правил пользования землёй и возведения строительных объектов) либо местным самоуправлением региона, в пределах которого расположено поселение (при отсутствии упомянутых правил).
Если законом не предусмотрено наделение местных властей субъектов РФ полномочиями по передаче земельных участков гражданам, эти обязанности выполняют федеральные органы исполнительной власти.
Статья 39.15. Предварительное согласование предоставления земельного участка
1. В заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка указываются:
- 1) фамилия, имя и (при наличии) отчество, место жительства заявителя, реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя (для гражданина);
- 2) наименование и место нахождения заявителя (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц и идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случаев, если заявителем является иностранное юридическое лицо;
- 3) кадастровый номер земельного участка, заявление о предварительном согласовании предоставления которого подано (далее — испрашиваемый земельный участок), в случае, если границы такого земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости»;
- 4) реквизиты решения об утверждении проекта межевания территории, если образование испрашиваемого земельного участка предусмотрено указанным проектом;
- 5) кадастровый номер земельного участка или кадастровые номера земельных участков, из которых в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков предусмотрено образование испрашиваемого земельного участка, в случае, если сведения о таких земельных участках внесены в Единый государственный реестр недвижимости;
- 6) основание предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3, статьей 39.5, пунктом 2 статьи 39.6 или пунктом 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса оснований;
- 7) вид права, на котором заявитель желает приобрести земельный участок, если предоставление земельного участка возможно на нескольких видах прав;
- 8) цель использования земельного участка;
- 9) реквизиты решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в случае, если земельный участок предоставляется взамен земельного участка, изымаемого для государственных или муниципальных нужд;
- 10) реквизиты решения об утверждении документа территориального планирования и (или) проекта планировки территории в случае, если земельный участок предоставляется для размещения объектов, предусмотренных указанными документом и (или) проектом;
- 11) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем.
2. К заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагаются:
- 1) документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением документов, которые должны быть представлены в уполномоченный орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия;
- 2) схема расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
- 3) проектная документация лесных участков в случае, если подано заявление о предварительном согласовании предоставления лесного участка;
- 4) документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя, в случае, если с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка обращается представитель заявителя;
- 5) заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если заявителем является иностранное юридическое лицо;
- 6) подготовленные некоммерческой организацией, созданной гражданами, списки ее членов в случае, если подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование указанной организации для ведения огородничества или садоводства.
3. В течение десяти дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган возвращает заявление заявителю, если оно не соответствует требованиям пункта 1 настоящей статьи, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предусмотренные пунктом 2 настоящей статьи. При этом заявителю должны быть указаны причины возврата заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
4. Рассмотрение заявлений о предварительном согласовании предоставления земельных участков осуществляется в порядке их поступления.
5. В случае, если к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, поданному гражданином, приложена схема расположения земельного участка, подготовленная в форме документа на бумажном носителе, уполномоченный орган без взимания платы с заявителя обеспечивает подготовку в форме электронного документа схемы расположения земельного участка, местоположение границ которого соответствует местоположению границ земельного участка, указанному в схеме расположения земельного участка, подготовленной в форме документа на бумажном носителе.
Взимание платы с уполномоченного органа в случае подготовки в соответствии с настоящим пунктом схемы расположения земельного участка в форме электронного документа с использованием официального сайта органа регистрации прав в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» не осуществляется.
6. В случае, если на дату поступления в уполномоченный орган заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка, образование которого предусмотрено приложенной к этому заявлению схемой расположения земельного участка, на рассмотрении такого органа находится представленная ранее другим лицом схема расположения земельного участка и местоположение земельных участков, образование которых предусмотрено этими схемами, частично или полностью совпадает, уполномоченный орган принимает решение о приостановлении срока рассмотрения поданного позднее заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю.
Срок рассмотрения поданного позднее заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка приостанавливается до принятия решения об утверждении направленной или представленной ранее схемы расположения земельного участка или до принятия решения об отказе в утверждении указанной схемы.
7. В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа.
8. Уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
- 1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;
- 2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 — 13, 15 — 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса;
- 3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости», не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 — 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.
9. В случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать, в решении о предварительном согласовании предоставления земельного участка указываются:
- 1) условный номер испрашиваемого земельного участка, который предстоит образовать в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков (при наличии данного номера);
- 2) площадь испрашиваемого земельного участка, который предстоит образовать в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков;
- 3) адрес земельного участка или при отсутствии адреса иное описание местоположения такого земельного участка;
- 4) кадастровый номер земельного участка или кадастровые номера земельных участков, из которых в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков предусмотрено образование испрашиваемого земельного участка, в случае, если сведения о таких земельных участках внесены в Единый государственный реестр недвижимости;
- 5) фамилия, имя и (при наличии) отчество, место жительства заявителя, реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя (для гражданина);
- 6) наименование и место нахождения заявителя (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц, идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случая, если заявителем является иностранное юридическое лицо;
- 7) наименование органа государственной власти, если заявителем является орган государственной власти;
- 8) наименование органа местного самоуправления, если заявителем является орган местного самоуправления;
- 9) в качестве условия предоставления испрашиваемого земельного участка проведение работ по его образованию в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков;
- 10) территориальная зона, в границах которой будет образован испрашиваемый земельный участок и на которую распространяется градостроительный регламент, или вид, виды разрешенного использования испрашиваемого земельного участка;
- 11) категория земель, к которой относится испрашиваемый земельный участок;
- 12) право заявителя обращаться без доверенности с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета испрашиваемого земельного участка, а также с заявлением о государственной регистрации государственной или муниципальной собственности на испрашиваемый земельный участок;
- 13) реквизиты решения об утверждении проекта межевания территории, в соответствии с которым предусмотрено образование испрашиваемого земельного участка (при наличии этого проекта).
10. Решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка, который предстоит образовать, также должно содержать указание на необходимость изменения вида разрешенного использования такого земельного участка и его перевода из одной категории в другую в качестве условия предоставления такого земельного участка в случае, если указанная в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка цель его использования:
- 1) не соответствует видам разрешенного использования земельных участков, установленным для соответствующей территориальной зоны;
- 2) не соответствует категории земель, из которых такой земельный участок подлежит образованию;
- 3) не соответствует разрешенному использованию земельного участка, из которого предстоит образовать земельный участок, указанный в заявлении о предварительном согласовании его предоставления.
10.1. В случае, предусмотренном пунктом 10 настоящей статьи, решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для обращения заявителя без доверенности в органы государственной власти или органы местного самоуправления:
- 1) с ходатайством об обращении органа государственной власти или органа местного самоуправления в орган регистрации прав с заявлением о внесении изменений в сведения Единого государственного реестра недвижимости о виде или видах разрешенного использования земельного участка, выбранных в соответствии с утвержденными правилами землепользования и застройки;
- 2) с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка;
- 3) с заявлением о получении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка;
- 4) с ходатайством о переводе земельного участка из одной категории в другую.
11. В случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать в соответствии со схемой расположения земельного участка, решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать указание на утверждение схемы его расположения. В этом случае обязательным приложением к решению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, направленному заявителю, является схема расположения земельного участка.
12. При наличии в письменной форме согласия лица, обратившегося с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, который предстоит образовать в соответствии со схемой расположения земельного участка, уполномоченный орган вправе утвердить иной вариант схемы расположения земельного участка.
13. В случае, если границы испрашиваемого земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости», в решении о предварительном согласовании предоставления земельного участка указываются:
- 1) фамилия, имя и (при наличии) отчество, место жительства заявителя, реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя (для гражданина);
- 2) наименование и место нахождения заявителя (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц, идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случая, если заявителем является иностранное юридическое лицо;
- 3) кадастровый номер и площадь испрашиваемого земельного участка;
- 4) в качестве условия предоставления заявителю испрашиваемого земельного участка уточнение его границ;
- 5) право заявителя обращаться без доверенности с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ испрашиваемого земельного участка.
Решение о предварительном согласовании предоставления участка, срок его действия
На основании полученного заявления и пакета документов уполномоченный государственный орган принимает решение, общий срок действия которого составляет два календарных года.
После того как уполномоченный орган государственной власти или орган муниципальной власти соответствующего субъекта страны принял решение, заявитель, который получил на руки данный документ, должен проконтролировать выполнение всех кадастровых работ.
Кадастровые работы в первую очередь требуются для проведения процедуры образования земельного участка или уточнения его точных границ.
Подобное решение является основанием для предоставления подобного объекта недвижимости в специальном порядке, регулируемым земельным законодательством Российской Федерации.
Схема расположения земельного участка
Для оформления прав лиц на земельные участки, предоставленные в аренду или собственность без торгов, требуется подать заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка и дождаться решения уполномоченного органа.
До получения одобрения предварительного согласования нужна схема расположения участка, которая выполняется на основании топографических данных и раскрывает сведения о приблизительных координатах представляемого земельного участка и ее площади. В схеме должен быть обозначен кадастровый номер участка.
Схема расположения участка дает представление о возможности использования земли по ее функциональному назначению и соответствия проекту планирования территории. По условным координатам можно определить является ли она муниципальной или государственной собственностью, и какой у него вид разрешённого использования.