Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Коэффициент бонус-малус (КБМ) 2023». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Для удобства мы совместили старую таблицу КБМ, действующую до 31 марта 2022 года и новую — после 1 апреля 2022. В которой наглядно видно как соотносятся старые и новые значения. Так же вывели столбец изменения в процентах, в котором видно, что начиная с 6 класса КБМ уменьшился, что немного снизит стоимость ОСАГО для опытных водителей.
Соответствие значения КБМ и классов до и после 1 апреля 2022 года
Класс КБМ | КБМ после 1 апреля 2022 | КБМ до 31 марта 2022 | Разница (%) |
---|---|---|---|
M | 3,92 | 2,45 | 60 |
2,94 | 2,3 | 27,83 | |
1 | 2,25 | 1,55 | 45,16 |
2 | 1,76 | 1,4 | 25,71 |
3 | 1,17 | 1 | 17 |
4 | 1 | 0,95 | 5,26 |
5 | 0,91 | 0,9 | 1,11 |
6 | 0,83 | 0,85 | -2,35 |
7 | 0,78 | 0,8 | -2,5 |
8 | 0,74 | 0,75 | -1,33 |
9 | 0,68 | 0,7 | -2,86 |
10 | 0,63 | 0,65 | -3,08 |
11 | 0,57 | 0,6 | -5 |
12 | 0,52 | 0,55 | -5,45 |
13 | 0,46 | 0,5 | -8 |
Что такое КБМ в ОСАГО
Тарифы ОСАГО утверждаются на государственном уровне. Цена страхового полиса определяется путем умножения базового тарифа на ряд корректирующих коэффициентов, один из которых – это коэффициент бонус-малус (КБМ). Задача КБМ заключается в поощрении водителей за безаварийное вождение и наказание тех, по чьей вине случались ДТП, путем установления более низкой или более высокой стоимости полиса ОСАГО.
Страховые компании заинтересованы в клиентах, которые несут минимальные риски. В этом случае цена страхового полиса – это их чистая прибыль. Коэффициент бонус-малус разработан с целью поощрения водителей за аккуратную езду без аварий и наказания тех, кому не удалось избежать ДТП.
В системе ОСАГО определено 15 классов: М, 0 и от 1 до 13. Каждому классу соответствует коэффициент. Класс М самый низкий. Его применяют к водителям, которые за предыдущий год становились участниками аварий, по которым страховая компания производила выплаты. В зависимости от класса на начало годового страхования, в класс М можно попасть, совершив даже одну аварию.
Классу М соответствует коэффициент 2,45. Это означает, что при заключении договора или переоформлении страховки на следующий год за полис придется заплатить в 2,45 раз дороже.
Если в течение года ДТП не случалось, класс повышается на одну градацию, а КБМ при этом уменьшается на 0,5, гарантируя водителю 5% скидку.
Таблица КВС по ОСАГО на 2021 год
С начала 2021 года в России вступают в силу поправки, внесенные правительством в регламенты страхового законодательства. Предложенные изменения касаются таблицы коэффициента возраста и стажа. В соответствии с новым регламентом, перечень возможных характеристических параметров для каждого водителя был расширен на целых 8 разделов. Просмотреть полную таблицу КВС по ОСАГО на 2021 год можно на картинке, расположенной чуть ниже данного раздела. Актуальность таблицы подтверждается информацией, опубликованной на официальном сайте ведомства. На данном портале также подробно рассказывается о том, что такое КВС в ОСАГО.
Изменения, внесенные правительством в страховое законодательство страны, не коснулись самих принципов вычисления стоимости полиса. На цену свидетельства ОСАГО по-прежнему влияют показатели, перемножаемые на величину базового тарифа. При этом компании-страховщики, согласно закону, не имеют прав на варьирование представленных в законе величин. Единственное изменение, доступное для внесения со стороны организаций – выбор базового тарифа. Однако даже здесь правительством был установлен ценовой коридор, за пределы которого не может выходить ни одна страховая компания.
Параметры расчета КВС по ОСАГО, в случае использования в адрес юридических лиц, увеличиваются в 1,8 раз. Также, по закону, иностранные граждане, получающие права в России, считаются водителями с нулевым стажем за рулем.
Коэффициент «бонус-малус»: как он влияет на цену страховки ОСАГО
КБМ — коэффициент «бонус-малус», применяемый при расчете суммы, которую вы должны будете заплатить за свою страховку ОСАГО. Вообще, все базовые тарифы и показатели коэффициентов установлены на законодательном уровне, поэтому принципы исчисления одинаковы для всех и не могут изменяться по желанию страховой организации (к слову, у последней должна быть лицензия на выдачу полисов ОСАГО).
Однако цены могут быть разными для каждого, кто оформляет или переоформляет страховку. Это связано с тем, что тот или иной водитель-клиент страховой несет для СК риск потери денежных средств: допустим, вы стали виновником ДТП, а страховая потеряет из-за этого около 400–500 тысяч рублей. Чем выше вероятность того, что вы спровоцируете аварию, тем менее выгодным клиентом в глазах страховщика вы становитесь.
Чтобы снизить потери, страховая пытается оценить, насколько высок риск аварийного вождения в каждом конкретном случае, еще на стадии заключения договора и уплаты страховой премии по нему (цены страховки). Оценка происходит с учетом нескольких критериев. Страховщик умножает базовую ставку сразу на ряд коэффициентов.
На то, сколько вы заплатите за свою страховку ОСАГО, кроме КБМ, влияет перечень следующих коэффициентов, установленных пунктом 2 статьи 9 Федерального закона «Об ОСАГО»:
- территориальный — учитывается степень «опасности» региона с точки зрения количества происходящих в нем ДТП, так как чем больше плотность автомобильного потока, тем выше степень аварийности;
- возраст-стаж — логично, что более молодой и менее опытный водитель представляет для СК больший риск;
- мощность — чем мощнее автомобиль, тем выше вероятность ДТП по вине его владельца;
- срок действия страховки, сезонность — показатель работает в случаях, когда водитель нерегулярно садится за руль (например, только в дачный сезон ездит за город);
- нарушений — с этим и так все понятно;
- ограничивающий — применяется, если вы обманете страховщика и из-за этого заплатите более низкую страховую премию, спровоцируете ДТП в целях получения страховки и т.д..
КБМ же представляет собой скидку или наценку (бонус и малус), в зависимости от того, насколько долго вы управляете автомобилем без аварий или насколько часто вы попадаете в ДТП — соответственно, его можно снизить. Верхние и нижние пределы коэффициента — 0,5 и 2,45. При хорошем раскладе ваша страховая премия может быть уменьшена вдвое, при худшем — увеличена почти в два с половиной раза!
С момента введения ОСАГО каждому водителю присваивался класс вождения. Водитель-новичок при оформлении первого полиса становился «третьеклассником» — 3 класс. Этому соответствовал «базовый» КБМ, равный единице. В течение времени, в зависимости при отсутствии страховых возмещений за каждый истекший период класс водителя рос на 1 в год, а Коэффициент бонус-малус КБМ снижался на 5%. У нарушителей наоборот: класс, когда заканчивался период КБМ, становился ниже, коэффициент бонус-малус – увеличивался. Вместе с ним росла и стоимость страховки. В 2019 году от «классификации» водителей отказались. Теперь возвращаются к старой системе и с этого года понятие «Класс КБМ» снова будет использоваться. Кроме того, изменения коснулись и самих коэффициентов, влияющих на расчет стоимости полиса ОСАГО в 2022 г. Эти нововведения продолжают дополнять закон об индивидуализации тарифов по ОСАГО, который приняли в 2020 году. Таким образом Центробанк продолжает политику, направленную на сдерживание цен на ОСАГО для аккуратных водителей. В то же время происходит постепенное подорожание полисов для аварийщиков. Повышение КБМ для этой категории зависит от количества страховых возмещений, выплаченных по их вине за период действия предыдущего полиса.
Как пользоваться таблицей
Основные колонки в таблице: класс, значение КБМ и 5 столбцов, по которым можно определить класс, в случае наличие или отсутствия ДТП за страховой период. Для удобства, мы добавили столбец, на котором наглядно видно изменение скидки с увеличением стажа.
Класс — это показатель безаварийности водителя, можно считать как рейтинг. Каждый водитель начинает страховую историю с 3 класса, что соответствует значению КБМ — 1,17. Далее, каждый год, класс растет, значение КБМ падает, что увеличивает скидку на ОСАГО.
Максимальный класс — 13, при значении КБМ — 0,46. Это максимальная скидка, которая уменьшает стоимость полиса ОСАГО почти на 61% от начального значения. Максимальную скидку можно получить через 10 лет непрерывного и безаварийного вождения. Водить необязательно, достаточно быть вписанным в действующий полис.
В случае безаварийной езды в первый год Ваш класс повысится с 3 на 4 и новый страховой полис ОСАГО будет рассчитан с новым значением КБМ = 1, таким образом Вы получите 17% скидку при оформлении новой страховки. На последующий год без ДТП Вы получите уже 5 класс с КБМ = 0,91 и еще 9% скидки (итого 26%)… и так далее…
Если же Вы участник ДТП, то в силу вступает коэффициент аварийности Малус (М повышение КБМ), который напрямую зависит от количества аварий. Например, в первый год страхования у Вас было было 2 ДТП, тогда класс понизится до М, а значение КБМ = 3,92. На следующий год расчет Вашего класса переместится на самый верх таблицы, откуда и пойдут последующие расчеты. Другой пример, класс водителя 9 (КБМ = 0,68), за год у водителя было 2 аварии, соответственно при оформлении нового полиса ОСАГО класс водителя станет 2, а КБМ = 1,76 и страховка подорожает на 76%.
Новая таблица коэффициентов КБМ с 1 апреля 2022 года
Второе важное изменение, которое ожидает автовладельцев с 1 апреля 2022 года, — введение новой таблицы с коэффициентами КБМ:
N не применимо |
Коэффициент AMI за период AMI | Множитель пособия | ||||
отсутствие страховых случаев в течение периода PBM | один страховой случай за период PBM | два страховых случая за период PBM | три страховых случая за период HPAI | более 3 страховых случаев за период HPAI | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1 | 2,45 | 2,3 | 2,45 | 2,45 | 2,45 | 2,45 |
2 | 2,3 | 1,55 | 2,45 | 2,45 | 2,45 | 2,45 |
3 | 1,55 | 1,4 | 2,45 | 2,45 | 2,45 | 2,45 |
4 | 1,4 | 1 | 1,55 | 2,45 | 2,45 | 2,45 |
5 | 1 | 0,95 | 1,55 | 2,45 | 2,45 | 2,45 |
6 | 0,95 | 0,9 | 1,4 | 1,55 | 2,45 | 2,45 |
7 | 0,9 | 0,85 | 1 | 1,55 | 2,45 | 2,45 |
8 | 0,85 | 0,8 | 0,95 | 1,4 | 2,45 | 2,45 |
9 | 0,8 | 0,75 | 0,95 | 1,4 | 2,45 | 2,45 |
10 | 0,75 | 0,7 | 0,9 | 1,4 | 2,45 | 2,45 |
11 | 0,7 | 0,65 | 0,9 | 1,4 | 1,55 | 2,45 |
12 | 0,65 | 0,6 | 0,85 | 1 | 1,55 | 2,45 |
13 | 0,6 | 0,55 | 0,85 | 1 | 1,55 | 2,45 |
14 | 0,55 | 0,5 | 0,85 | 1 | 1,55 | 2,45 |
15 | 0,5 | 0,5 | 0,8 | 1 | 1,55 | 2,45 |
Возвращение классов водителей с 1 апреля 2022 года
Для начала немного истории. До 1 апреля 2019 года каждый водитель в России получил определенный класс. Начинающему водителю присваивался класс 3, после чего каждый год безаварийной езды повышал класс водителя на 1. Чем выше класс водителя, тем ниже становился коэффициент безаварийной езды (КБМ) и тем дешевле был полис ОСАГО для водителя. Таблица, которая применялась до 1 апреля 2019 года, приведена в положении ниже.
С 1 апреля 2019 года законодатели по какой-то причине решили отказаться от термина «класс водителя», то есть просто убрали его из таблицы. Сама таблица осталась прежней, нужно было только перейти к значению PBM.
С 1 апреля 2022 года закон будет отменен, то есть понятие «водительский бонус класса малус» вновь вернется в постановление Банка России. Соответствие между текущим Bonus Malus и классом водителя представлено в таблице ниже:
Сопоставимость коэффициента страхования, основанного на количестве страховых случаев, выплаченных страховщиками в предыдущие периоды (далее — коэффициент КУГ), определенного на период с 1 апреля 2021 года по 31 марта 2022 года, с классом КУГ по состоянию на 31 марта 2022 года определяется в соответствии с приложением 6 к настоящему Декрету.
Н о н | По состоянию на 31 марта 2022 года. | С 1 апреля 2021 года по 31 марта 2022 года — курс МЗК на период с 1 апреля 2021 года по 31 марта 2022 года. |
1 | 2 | 3 |
1 | М | 2,45 |
2 | 2,3 | |
3 | 1 | 1,55 |
4 | 2 | 1,4 |
5 | 3 | 1 |
6 | 4 | 0,95 |
7 | 5 | 0,9 |
8 | 6 | 0,85 |
9 | 7 | 0,8 |
10 | 8 | 0,75 |
11 | 9 | 0,7 |
12 | 10 | 0,65 |
13 | 11 | 0,6 |
14 | 12 | 0,55 |
15 | 13 | 0,5 |
Внимательный читатель легко заметит, что с 1 апреля 2022 года возвращаются те же классы, которые использовались до 1 апреля 2019 года.
Единственный вопрос, который остается, — почему эти классы были отменены в 2019 году в первую очередь.
Класс бонус-малус присваивается автоматически каждому водителю, который пользуется страхованием автомобиля по программе ОСАГО.
Всего существует 15 классов, которые могут как увеличивать цену, так и уменьшать ее, но изначально коэффициент устанавливается на уровне единицы и не меняет стоимость, позволяя водителю пользоваться стандартным прайсом.
С каждым годом, на протяжении которого водитель не признавался виновным в аварии, класс повышается, а коэффициент, соответственно понижается. Это дает возможность получить более выгодный страховой полис и не переплачивать за него. Сам водитель не может напрямую повлиять на установление коэффициента, все что от него требуется — аккуратное вождение и соблюдение правил. Изменять информацию о водителе может только страховой специалист, который непосредственно имеет доступ к базе данных Российского союза автостраховщиков. А если у человека класс меньше, чем должен быть на самом деле, то можно его восстановить, правда для этого следует хранить старые полисы, в которых указан имеющийся на то время коэффициент.
Максимальное и минимальное значение, и какова при этом стоимость страховки
При попадании водителя в аварии КБМ будет повышающим, а при безаварийных поездках, наоборот, понижающим. Его значение будет сохранено, если будет продлен полис у прежнего страховщика или совершен переход в другую страховую компанию.
Какой бывает КБМ? Максимальное его значение устанавливается на отметке 2,45 для класса М, а минимальное — 0,5, которое устанавливается для самого высокого 13-го класса. Чем больше лет водитель проездил без совершения наездов на пешеходов и аварий, тем выше будет у него класс и ниже коэффициент бонус-малус. Следовательно, будет понижаться и цена договора автогражданского страхования. Стал автовладелец виновником ДТП, обратился за страховкой – класс тут же понижается, а коэффициент возрастает. Если класс становится выше, то и стоимость страховки уменьшается. Все предельно просто.
КБМ каждый год рассчитывается заново, при этом учитывается его значение во время заключения договора ОСАГО в прошлом году, а также число страховых случаев (денежных выплат) за период действия страховки.
Примеры расчета КБМ по таблице
Водитель без опыта и стажа сразу получает 1 класс с коэффициентом в размере 1,55. Если за первой год не было аварий, произошедших по вине этого водителя, ему будет присвоен 4 класс, а коэффициент станет 0,95. При безаварийной езде в будущем класс будет увеличиваться ежегодно до момента, пока не достигнет максимального значения.
Рассмотрим порядок понижения КБМ при признании водителя виновником ДТП. Например, водитель с максимальным 13 классом и коэффициентом 0,5 стал инициатором аварии. При наличии только 1 страхового случая в этом году ему будет присвоен 7 класс с коэффициентом 0,8. Аналогично рассчитывается значение при большем количестве страховых случаев.
Следует учитывать, что независимо от текущего класса водителя, признание виновником в 4 и более ДТП в течение года повлечет присвоение минимального класса М с коэффициентом в размере 2,45.
Что значит 9 класс КБМ
класс КБМ соответствует коэффициенту 0.7, поэтому стоимость страховки умножается на 0.7. Таким образом обладатели КБМ рассчитывают стоимость страховки по формуле:
Номинальная стоимость ОСАГО * 0.7
Если значение больше 1, то стоимость страховки увеличивается, а если значение меньше 1, то стоимость страховки уменьшается (вы получаете скидку).
Соответствие коэффициентов и классов вы можете посмотреть в таблице классов КБМ ниже.
Класс на начало годового срока страхования | Коэффициент | Класс на конец годового срока страхования с учетом наличия страховых случаев, произошедших в период действия предыдущего договора ОСАГО. | ||||
0 Страховых выплат | 1 Страховая выплата | 2 Страховые выплаты | 3 Страховые выплаты | 4 и более Страховых выплат | ||
M | 2.45 | M | M | M | M | |
2.3 | 1 | M | M | M | M | |
1 | 1.55 | 2 | M | M | M | M |
2 | 1.4 | 3 | 1 | M | M | M |
3 | 1 | 4 | 1 | M | M | M |
4 | 0.95 | 5 | 2 | 1 | M | M |
5 | 0.9 | 6 | 3 | 1 | M | M |
6 | 0.85 | 7 | 4 | 2 | M | M |
7 | 0.8 | 8 | 4 | 2 | M | M |
8 | 0.75 | 9 | 5 | 2 | M | M |
9 | 0.7 | 10 | 5 | 2 | 1 | M |
10 | 0.65 | 11 | 6 | 3 | 1 | M |
11 | 0.6 | 12 | 6 | 3 | 1 | M |
12 | 0.55 | 13 | 6 | 3 | 1 | M |
13 | 0.5 | 13 | 7 | 3 | 1 | M |
Чтобы уменьшить стоимость страховки ОСАГО вы можете воспользоваться услугой понижения КБМ.
Высокий КБМ? или необходимо восстановить КБМ? или просто снизить стоимость ОСАГО?
Можно ли самостоятельно рассчитать
Чтобы было более понятно, рассчитаем класс и, соответственно, коэффициент. Для примера рассмотрим ограниченный и неограниченный списки для водителей, допущенных к управлению.
При оформлении ограниченного списка классность полиса рассчитывают конкретно для каждого водителя. На начальном этапе страхования автолюбитель имеет третий класс, коэффициент его равен 1.
Далее за вождение, без попадания в ДТП, водителю каждые последующие 12 месяцев добавляется скидка в 5%. Отсюда следует, что безаварийная езда в течение трех лет водителю к четвертому году дает возможность получить скидку в 15% (КБМ=0,85) (см. таблицу).
В том случае, если этот водитель на четвертом году вождения попадает в аварийную ситуацию по своей вине, то он на пятом году страхования получит только 4 класс, а не 7, как при езде без аварий.
Это видно из таблицы по графе об одной страховой выплате. При безаварийной езде он мог получить 7 класс, и 20 – процентную скидку. Это можно посмотреть по таблице из графы о нуле страховых выплат по строке 6 класс.
При неограниченном списке скидка рассчитывается по классу собственника автомобиля точно так же, как и при ограниченном. Его класс привязывают к данным паспорта и номеру авто. Имея 45% скидку на конкретное транспортное средство, при покупке новой машины он не получает эту 45% скидку.