Что грозит, если скрылся с места ДТП в 2023 году + как избежать ответственности

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что грозит, если скрылся с места ДТП в 2023 году + как избежать ответственности». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Ущерб, полученный в случае бесконтактного ДТП, однозначно входит в перечень страховых случаев ОСАГО. По данному вопросу существует специальное постановление Верховного Суда. Виновник бесконтактной аварии привлекается к административной ответственности, а его страховая фирма должна осуществить компенсационные выплаты потерпевшей стороне. Обязательным условием для получения компенсации от страховой компании является официальное установление виновного лица в результате проведённого расследования.

Что такое бесконтактное ДТП

Основной признак бесконтактного ДТП – отсутствие столкновения между виновником и пострадавшей стороной. При этом маневр первого является причиной создания помехи для движения других ТС. Нехарактерные действия пострадавшего (резкое торможение, поворот, ускорение) могут привести к столкновению с неподвижным препятствием или с другими участниками движения. Таким образом, виновник спровоцировал ДТП, но не стал участником аварии.

Причинами бесконтактного дорожно-транспортного происшествия могут быть:

  • резкий обгон;
  • внезапное появление пешеходного перехода;
  • неожиданный поворот авто, едущего впереди;
  • резкое увеличение скорости;
  • падение груза с едущего впереди автомобиля;
  • потеря управления.

Несмотря на то что между виновником и пострадавшим отсутствует столкновение, бесконтактное ДТП без повреждений не обходится. Поэтому подобные аварии являются серьезными происшествиями, и их стоит решать с помощью службы ГИБДД.

В данном случае вина обоюдная, т.к. одна сторона превысила скоростной режим и не приняла мер к предотвращению столкновения, а другая сторона не оценила обстановку, результате чего автомобиль выехал на встречную полосу. Вопрос об ответственности сторон будет решать суд.
Сотрудники ГИБДД должны составить ряд документов на месте происшествия. Один из них – схема места совершения административного правонарушения (ДТП). В ней кроме прочего должен быть указан тормозной путь автомобилей. Поэтому если указания на тормозной путь нет, то это является нарушением.
Что касается данных спидометра обгонявшего автомобиля, то ясно, что скорость обгона была значительно выше, чем 70 км/ч, ведь после обгона машину закрутило, и водитель сбросил скорость. Отсутствие данных со спидометра нарушение не являются, однако участники ДТП могут давать пояснения, которые должны быть записаны сотрудником ГИБДД, и одна из сторон может обратить внимание сотрудника ГИБДД на данные спидометра.

Дорожно-транспортные происшествия включают в себя большое количество различных видов столкновений и аварий, приводящих к серьёзным последствиям с гибелью людей, нанесением тяжёлого и лёгкого вреда здоровью, материальным ущербом. Одним из особенных видов аварии является бесконтактное ДТП, которое называется так по причине отсутствия прямого столкновения между непосредственными участниками происшествия.

Классическим примером ДТП без контакта является случай, когда один из водителей делает неожиданный манёвр, а второй, чтобы избежать столкновения, резко выворачивает руль и совершает наезд на препятствие, другой автомобиль или пешехода. В результате получают ущерб вторые или третьи лица, а виновник происшествия остаётся невредимым.

Чаще всего к таким событиям приводит агрессивный стиль вождения некоторых автолюбителей, которые любят «подрезать», совершать резкие торможения и ускорения, неожиданные повороты. К ним также относятся такие случаи, когда на дорогу падает плохо закреплённый груз с кузова или багажника впереди идущего автомобиля, на трассу неожиданно выбегает пешеход или животное и т.п.

Практика судебных решений по оставлению места ДТП

Важным при рассмотрении в судах дел является установление следующего обстоятельства: умышленно покинул виновник аварии место происшествия или сделано им это было не специально.

Пример 1. При определенных обстоятельствах лицо, покинувшее место аварии, будет отвечать не только по статье Административного кодекса РФ. В его действиях могут содержаться признаки такого уголовного преступления как оставление потерпевшего в опасности.

Водитель автомобиля наехал ночью на пешехода, переходившего дорогу. Испугавшись, он скрылся с места аварии, оставив пострадавшего в бессознательном состоянии. ДТП произошло на трассе, где в это время суток движение было ограничено. Поэтому пострадавший был доставлен в больницу только спустя несколько часов обнаружившим его водителем грузовика. Несмотря на оказанную помощь, пострадавший скончался.

Актом судебно-медицинской экспертизы было установлено, что вовремя оказанная медицинская помощь спасла бы ему жизнь. Виновнику аварии было предъявлено обвинение сразу по двум статьям УК РФ: по ст. 264 УК РФ за нарушение правил дорожного движения и по ст. 125 УК РФ оставление пострадавшего без помощи. Приговором суда он был осужден к лишению свободы на значительный срок.

Пример 2. Иначе завершаются уголовные дела, в которых доказан факт оставления виновником аварии места происшествия по причине его невнимательности. Он после незначительного столкновения продолжает движение по дороге, не замечая, что задел едущую рядом машину. По одному из таких дел водитель был осужден по ст. 12.27 КоАП РФ.

Читайте также:  Когда решение о расторжении брака вступает в законную силу

Осужденный обратился за помощью к адвокату. Судебной экспертизой был сделан вывод о том, что не исключен контакт между двумя автомобилями. Достоверно, что транспортные средства столкнулись, не утверждалось. Адвокат считал, что между машинами пострадавшего и лица, признанного виновным, столкновения быть не могло.

Независимая экспертиза подтвердила, что при имевшихся повреждениях на автомобиле пострадавшего можно говорить, что столкновение произошло с другим автомобилем: место нахождения крюков манипулятора автомобиля виновника аварии не соответствовало месту расположения повреждений автомобиля пострадавшего.

Свидетели показали, что сами не были очевидцами столкновения. Но предположили о том, что оно произошло только после включения сигнализации от некоего звука. В суде было установлено, что в это время на месте аварии проводились строительные работы и сигнализация могла сработать от шума используемых рабочими инструментов. Водитель был признан невиновным.

Будет ли наказание, если вернулся на место ДТП

Решающее значение в сложившейся ситуации будет иметь вот что — успел ли человек вернуться до оформления происшествия сотрудниками ГИБДД или нет.

Если сотрудники автоинспекции ещё не прибыли, или только что прибыли, и все документы будут оформлены с участием уехавшего лица, то п. 2 ст. 12.27 КоАП РФ, наказывающий лишением прав или арестом, применяться не может.

Максимум что будет — штраф 1000 р. по п. 1 той же статьи, за нарушение правил, связанных с аварией. Даже тогда, когда водитель не останавливался.

Если же к оформлению не успел, к сожалению, придётся отвечать. Поэтому никогда не уезжайте. Если всё же срочно нужно уехать и причина действительно уважительная, попросите второго участника подождать с вызовом ГИБДД.

Если задели припаркованную машину и её владельца не видно, оставьте номер телефона в записке под «дворником», а сами возвращайтесь как можно скорее. Если оппонент будет адекватным, он перед вызовом инспекторов созвонится с вами.

Когда можно избежать наказания за оставление места происшествия

Конечно же, я ни в коем случае не одобряю сокрытие с места ДТП. И виновник должен отвечать за свои действия, тем более если пострадали люди.

Но бывают такие ситуации, когда нанесённый другим вред явно не стоит того, чтобы остаться без возможности водить автомашину как минимум на год. Более того, иногда лишение водительского удостоверения за оставление места аварии грозит и невиновному водителю из-за нечестных действий второго участника происшествия.

Например, когда видевший, что вы подъезжали близко к его машине издалека, хозяин авто, решит, что потертости на его бампере сделана вами, хотя она была уже давно, и вызовет ГИБДД в ваше отсутствие. Всё, можете прощаться с правами. Впрочем, здесь доказать свою невиновность может помочь трасологическая экспертиза.

Или вначале вроде бы не имеющий претензий оппонент впоследствии замечает какую-нибудь царапинку, иногда даже не сам, а по указанию знакомых, и тоже оформляет аварию в ваше отсутствие. Результат, опять же, для вас может быть печальный.

Таких примеров немало и все их объединяет то, что из-за мелких, иногда убирающихся полировкой за 10 минут повреждений, можно на год, а то и на полтора превратиться в пешехода. Именно для попавших в подобные ситуации я и хочу дать сегодня советы.

Смотрите, какая тема — Оставление места ДТП: что грозит, как избежать наказания, будет ли регресс?

  1. Оставление места ДТП ставит уехавшего водителя в невыгодное положение – в 2022 году ему грозит лишение прав или административный арест по части 2 ст. 12.27 КоАП РФ, а в случае тяжкого вреда здоровью или смерти людей – вплоть до 15 лет лишения свободы.
  2. Но не в каждой ситуации лишают прав. Есть случаи, когда суровой санкции можно избежать.
  3. Если вы не заметили ДТП и уехали – у вас отсутствовал умысел скрываться с места происшествия. Обычно в таких случаях суды переквалифицируют дело на часть 1 ст. 12.27 КоАП, где предусмотрен штраф в 1 000 рублей.
  4. А вот с бесконтактным ДТП всё гораздо сложнее.

    Если водитель заметил, что спровоцировал аварию, но уехал – его могут привлечь как за оставление места ДТП (на это указал Верховный Суд).

  5. Когда вы уехали, но успели вернуться на место инцидента до приезда ДПС – лишение прав вам также не грозит. Ведь у вас отсутствовал умысел скрываться, и вы приехали.
  6. Если был оформлен европротокол или соблюдались условия для его оформления, то оба участника ДТП могут разъехаться без последствий. Данная ситуация не считается покиданием места происшествия. Но нужно позаботиться об оформлении расписки (если виновник возмещает ущерб потерпевшей стороне).
  7. Крайняя необходимость также играет в пользу уехавшего водителя.

    Но на практике суд может не поверить и привлечь по части 2 ст. 12.27 КоАП, так что нужны доказательства экстренного отъезда.

  8. Сотрудники ГИБДД неохотно ищут скрывшихся водителей. Поэтому в ваших интересах организовать поиски самостоятельно.
  9. Страховые возмещают ущерб по ОСАГО только при идентификации автомобиля уехавшего водителя или его самого.

    Пострадавшие в аварии могут обратиться за выплатами в РСА.

  10. На практике 2022 года есть два рабочих способа избежать лишения прав за оставление места ДТП – либо выждать 3-месячный срок привлечения к ответственности по суду, либо воспользоваться ст. 51 Конституции РФ и не свидетельствовать против себя и своих родных.
  11. Пешеходов, велосипедистов и самокатчиков также наказывают – но не за оставление места ДТП, а за несоблюдение ПДД. Но, в отличие от водителей, пешеходов могут лишь оштрафовать на сумму от 500 до 1 500 рублей. Если установить причинение ущерба машине от действий пеших участников ДТП, с них можно взыскать компенсацию за ремонт – в рамках гражданского производства.
Читайте также:  Как обжаловать определение суда?

Оставление места ДТП, как и езда в пьяном виде – считается грубым правонарушением. Скрывшиеся водители рискуют остаться без прав на 1,5 года, а в ряде случаев сесть в тюрьму на срок до 15 лет. Однако вопрос покидания места аварии не так прост, как кажется.

Бывают случаи, когда водитель не замечает контакта с другой машиной, успевает вернуться до приезда сотрудников ГИБДД или действует в состоянии крайней необходимости. Поэтому за оставление ДТП далеко не всем грозят лишение прав и другие санкции. Давайте разберёмся, что считается покиданием места происшествия, что за это грозит, как избежать наказания, получить выплаты по ОСАГО и как действовать, если вы виновник или потерпевший.

Если вменяют 10.1 Правил

Что означает пункт ПДД 10.1 — Водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения. Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил. При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства.

Зачастую инспекторы пытаются привлечь пострадавшего к ответственности за нарушение пункта 10.1 правил. Свое решение сотрудники ГИБДД мотивируют тем, что водитель обязан двигаться с небольшой скоростью, при которой водитель сможет заблаговременно остановить ТС в случае возникновения опасности.

Соглашаться с обвинением категорически нельзя, хотя обвинение по данному пункту вполне обосновано со стороны инспекторов. В протоколе необходимо выразить несогласие с вменяемым нарушением и потребовать помощи адвоката (защитника). Главная задача — добиться привлечения к ответственности виновника происшествия.

Пока сотрудники ГИБДД не прибыли на место события, водителям нежелательно переставлять автомобили. Подобные действия не позволят узнать основные причины столкновения и определить виновника. Бывали случаи, когда из-за нехватки доказательств и отсутствия авто на местах ДТП, человек, спровоцировавший аварию, был определен неправильно. Условия оформления происшествия по европротоколу выглядят следующим образом:

  • в столкновении фигурируют 2 участника движения;
  • при аварии было повреждено только авто, люди не пострадали;
  • водитель имеет полис ОСАГО с актуальными сроками действия и оформленный на свое имя;
  • разногласий относительно виновника случившегося нет.

Когда водитель уже знает, что такое бесконтактное ДТП и куда обращаться при этом, нелишним будет ознакомиться с процедурой оформления. К ней относится процесс сбора всех доказательств, включая опрос находившихся поблизости пешеходов. Но если очевидцы будут давать разные показания, это может привести к тому, что виновника оправдают. Поэтому необходимо до приезда сотрудников ГИБДД найти людей, которые четко видели всю картину происшествия и обладают достоверными данными.

Идём далее по хронологии событий.

Вне зависимости от того, кому вынесено постановление, при обращении в страховую за выплатой вам может быть отказано просто на том основании, что ДТП было бесконтактное. То есть страховщик может усомниться в наличии самого страхового случая – в том, что авария произошла по вине того водителя, с которым у вас не было контакта.

В этом случае порядок действий сложнее:

  1. сначала вам необходимо произвести независимую экспертизу повреждений для того, чтобы узнать, на какую сумму подавать заявления,
  2. далее вам необходимо подать досудебную претензию страховщику с требованием возмещения ущерба – в нём изложить суть бесконтактного ДТП, что вы требуете и на основании чего,
  3. при отказе в удовлетворении досудебной претензии остаётся только подавать в суд.

Составление Европротокола

Правильная официальная документальная фиксация аварии – это залог будущего возмещения ущерба страховщиком. Поэтому следует уточнить, что в большинстве случаев оформить бесконтактный вид ДТП в упрощенном порядке (без вызова сотрудников ГИБДД) не предоставляется возможным.

ВАЖНО

Европротокол составляется в строго определенных случаях, обязательные пункты которых перечислены законодателем и часто отсутствуют в авариях без контакта транспортных средств виновного и понесшего убытки.

Читайте также:  Можно ли обжаловать штраф ГИБДД

При рассматриваемом виде дорожно-транспортных происшествий, в большинстве случаев, отсутствуют следующие обязательные требования, закрепленные Законом «Об ОСАГО» в статье 11.1 и предоставляющие возможность водителям автомобилей-участников самостоятельно запротоколировать аварию с дальнейшей возможностью обращения за страховыми выплатами:

  • участие в происшествии не более, чем двух ТС;
  • повреждения должны быть получены исключительно двумя автомобилями, участвовавшими в столкновении.

Также следует отметить, что для европротокола установлены ограничения в стоимости возмещения ущерба – не более 100 тыс. российских рублей (не более 400 тыс. рублей при взаимном признании вины в ДТП одного из участников аварии и использовании приложения «ДТП.Европротокол»).

При бесконтактном ДТП перенос разрешения спора в зал судебных заседаний – довольно частое явление, что обусловлено сложностью доказательства вины одного из участников движения, а также нежеланием страховщиков покрывать ущерб.

Основным предметом споров, как правило, является трактовка норм, регулирующих поведение автомобилиста при попадании в аварийную ситуацию.

Статьей общего значения здесь будет норма Гражданского кодекса (ст.1079), которая предусматривает ответственность владельцев источников повышенной опасности при их взаимодействии. Однако, ее применение при бесконтактном ДТП является неверным, поскольку законодатель предусмотрел специальный нормативно-правой акт, нормы которого применяются для урегулирования представленных правоотношений – ст.14.1 ФЗ «Об ОСАГО».

Судебная практика свидетельствует, что при наличии достаточных доказательств вины одного из участников движения (который создал помеху), суд становится на сторону потерпевшей стороны.

В одном из Решений Верховного Суда РФ устанавливалась трактовка понятия «взаимодействие» автомобилей при дорожно-транспортном происшествии в рамках установления страховщика, который обязан выплатить страховку.

Так, пострадавший в бесконтактной аварии гражданин В. обратился за возмещением страховки к своему страховщику на основании положения ч.3 ст.1079 ГК, на что получил отказ с аргументацией, что взаимодействие двух ТС отсутствовало.

Тогда пострадавший обратился в суд и получил положительное решение с раскрытием понятия взаимодействия, как создание помехи одним автомобилем для другого.

Страховая компания обжаловала такое решение, опираясь на положение ст.14.1 ФЗ «Об ОСАГО», где «взаимодействие» рассматривается исключительно в аспекте столкновения и требованием возложения обязательства по оплате страховки СК виновного лица.

Однако апелляция была отклонена и обжалована страховщиком в Верховный суд, который поставил точку в данном деле, признав решения судов нижних инстанций неверными, поскольку к представленным правоотношениям следует применять нормы Закона «Об ОСАГО», как специального нормативного акта, и рассматривать «взаимодействие» как непосредственное столкновение автомобилей». По пояснениям Верховного Суда, в силу статьи 12 закона об ОСАГО за получением выплат необходимо обратиться в страховую компанию виновника бесконтактного ДТП.

Что такое бесконтактное ДТП?

Дорожно-транспортное происшествие из категории бесконтактное имеет ряд особенностей. Под определение бесконтактной дорожной аварии попадают такие ситуации, когда один из участников ДТП создает помеху для совершения движения другому. И результатом такой помехи становится еще одна авария с участием третьей стороны и нанесением ей морального, материального, физического вреда. При этом третье лицо с водителем, первоначально создавшим помеху для движения, не имеет никаких прямых контактов.

В качестве примера можно назвать распространенный случай бесконтактного ДТП. Водитель автотранспортного средства совершает движение по своей полосе расположенной на главной дороге. Один из участников движения на проезжей части находящийся максимально близко к первому водителю совершает маневр поворота, налево не предупреждая заранее, об этом других участников движения на дороге.

В результате этого водитель чтобы избежать столкновения выводит свое транспортное средство на встречную полосу или же совершает резкий поворот вправо, где и происходит столкновение с другой машиной или же столбом освещения, деревом, ограждением и любым другим объектом. Итогом этого становится в лучшем случае нанесение вреда транспортному средству.

Будет ли возмещение от страховой

Многих водителей интересует вопрос, проходит ли бесконтактное ДТП по ОСАГО, чтобы получить выплаты. Тут нет однозначного ответа, так как все напрямую зависит от правильности составления документов, а также привлечения виновника к ответственности. Во многих случаях страховая компания отказывает, так как водитель ударяется о столб и однозначных доказательств причастности третьего лица нет.

Из-за неправильного маневра другого водителя часто автомобилисты врезаются в столбы или ограждения. Тогда рассчитывать на выплаты не стоит, так как действия признаются противоправными. Добиться компенсации получится только в той ситуации, когда экспертиза выдаст заключение, в котором отражено, что технически такого столкновения избежать было не возможно. То есть должна быть документально обоснована причинно-следственная связь с действиями виновника и полученным результатом.

Важно знать! Также важно, что написано в протоколе ГИБДД. Если в нем указан виновник и пострадавший, то выплату за бесконтактное ДТП получают в рамках ОСАГО. Урегулировать вопрос компенсации можно сразу, если вторая сторона не скрылась с места происшествия. Но такое случается крайне редко.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *