Статья 176.1 НК РФ. Заявительный порядок возмещения налога

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья 176.1 НК РФ. Заявительный порядок возмещения налога». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Введенной Федеральным законом от 17.12.2009 N 318-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с введением заявительного порядка возмещения налога на добавленную стоимость» (далее — Закон N 318-ФЗ) статьей 176.1 НК РФ установлены особенности порядка применения заявительного порядка возмещения НДС.

Какие могут быть риски

Ускоренный режим возврата НДС не отменяет камеральных проверок налоговой. ФНС всё равно будет сверять расчёты и может запросить данные у компании и контрагентов. Просто сделает это уже после возврата НДС.

Если камеральная проверка не покажет нарушений, то в течение семи дней налоговая письменно сообщит предпринимателю об окончании проверки.

Если проверка покажет, что предприниматель возместил НДС больше, чем положено, то по результатам проверки составят акт: это налоговое правонарушение. Решение о возмещении НДС отменят полностью или частично, и налоговая потребует деньги назад. Вернуть придётся с процентами: за каждый день незаконного использования бюджетных денег начислят проценты в размере двукратной ставки рефинансирования Центробанка. С 4 мая 2022 года это 14%. Вернуть деньги нужно в течение пяти дней с даты, когда получено требование.

Комментарии к ст. 176.1 НК РФ

В соответствии с пунктом 1 статьи 176 НК РФ в случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 — 3 пункта 1 статьи 146 НК РФ, полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в соответствии с положениями статьи 176 НК РФ.

После представления налогоплательщиком налоговой декларации налоговый орган проверяет обоснованность суммы налога, заявленной к возмещению, при проведении камеральной налоговой проверки в порядке, установленном статьей 88 НК РФ.

Согласно пункту 3 статьи 176 НК РФ по результатам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения либо об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Одновременно с этим решением принимается:

решение о возмещении полностью суммы налога, заявленной к возмещению;

решение об отказе в возмещении полностью суммы налога, заявленной к возмещению;

решение о возмещении частично суммы налога, заявленной к возмещению, и решение об отказе в возмещении частично суммы налога, заявленной к возмещению.

Ни статья 176 НК РФ, ни какие-либо иные нормы НК РФ (в редакции, действующей до вступления в силу Федерального закона от 17.12.2009 N 318-ФЗ) не предусматривают заявительный порядок возмещения НДС.

Законом N 318-ФЗ в статью 176 НК РФ введен пункт 12, согласно которому в случаях и порядке, которые предусмотрены статьей 176.1 НК РФ, налогоплательщики вправе воспользоваться заявительным порядком возмещения налога.

Законом N 318-ФЗ вводится новая статья 176.1 НК РФ, посвященная правовому регулированию заявительного порядка возмещения налога.

Данная статья применяется к порядку возмещения налога на добавленную стоимость по налоговым декларациям, представленным за налоговые периоды, начиная с первого квартала 2010 года.

Введение статьи 176.1 НК РФ, а вместе с ней и заявительного порядка возмещения НДС направлено на устранение основной проблемы процедуры возмещения НДС — длительного срока рассмотрения налоговыми органами налоговой декларации, в которой заявлено право на возмещение, и прилагаемых к ней документов.

Согласно ранее действующим правилам с момента подачи налоговой декларации и до момента вынесения решения о возмещении может пройти более четырех месяцев. В течение этого срока налоговый орган проводит камеральную проверку, а руководитель налогового органа рассматривает результаты этой проверки и выносит свое решение.

Столь продолжительные сроки возмещения налога являются реальным тормозом развития экономической активности налогоплательщиков, а в условиях экономического кризиса длительная процедура возмещения налога может стать причиной банкротства компаний.

Новый заявительный порядок возмещения налога основывается на следующих принципах:

— заявительный порядок возмещения НДС должен применяться во всех случаях возмещения налога, а не только в случаях возмещения налога экспортерам.

Согласно пункту 2 статьи 176.1 НК РФ право на применение заявительного порядка возмещения налога имеют:

1) налогоплательщики-организации, у которых совокупная сумма налога на добавленную стоимость, акцизов, налога на прибыль организаций и налога на добычу полезных ископаемых, уплаченная за три календарных года, предшествующие году, в котором подается заявление о применении заявительного порядка возмещения налога, без учета сумм налогов, уплаченных в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации и в качестве налогового агента, составляет не менее 10 миллиардов рублей. Указанные налогоплательщики вправе применить заявительный порядок возмещения налога, если со дня создания соответствующей организации до дня подачи налоговой декларации прошло не менее трех лет;

2) налогоплательщики, предоставившие вместе с налоговой декларацией, в которой заявлено право на возмещение налога, действующую банковскую гарантию, предусматривающую обязательство банка на основании требования налогового органа уплатить в бюджет за налогоплательщика суммы налога, излишне полученные им (зачтенные ему) в результате возмещения налога в заявительном порядке, если решение о возмещении суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке будет отменено полностью или частично в случаях, предусмотренных статьей 176.1 НК РФ.

Из анализа приведенных положений статьи 176.1 НК РФ следует, что заявительный порядок возмещения НДС может применяться во всех случаях возмещения налога, а не только в случаях возмещения налога экспортерам.

Поскольку в подпункте 2 пункта 2 статьи 176.1 НК РФ (в редакции Закона N 318-ФЗ), в отличие от подпункта 1 пункта 2 статьи 176.1 НК РФ, не указано, что право на применение заявительного порядка возмещения налога имеют только налогоплательщики-организации, можно сделать вывод, что индивидуальные предприниматели имеют право на применение заявительного порядка возмещения налога, если они предоставили вместе с налоговой декларацией, в которой заявлено право на возмещение налога, действующую банковскую гарантию, предусматривающую обязательство банка на основании требования налогового органа уплатить в бюджет за налогоплательщика суммы налога, излишне полученные им (зачтенные ему) в результате возмещения налога в заявительном порядке, если решение о возмещении суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке будет отменено полностью или частично в случаях, предусмотренных статьей 176.1 НК РФ.

Таким образом, индивидуальный предприниматель, уплачивающий НДС, в связи со вступлением в силу Закона N 318-ФЗ применительно к порядку возмещения налога на добавленную стоимость по налоговым декларациям, представленным за налоговые периоды, начиная с первого квартала 2010 года, воспользоваться заявительным порядком возмещения НДС в порядке, предусмотренном статьей 176.1 НК РФ (в редакции Закона N 318-ФЗ);

— заявительный порядок возмещения — это право, которым может (но не обязан) воспользоваться налогоплательщик, отвечающий определенным критериям.

В соответствии с пунктом 7 статьи 176.1 НК РФ налогоплательщики, имеющие право на применение заявительного порядка возмещения налога, реализуют данное право путем подачи в налоговый орган не позднее пяти дней со дня подачи налоговой декларации заявления о применении заявительного порядка возмещения налога, в котором налогоплательщик указывает реквизиты банковского счета для перечисления денежных средств.

В указанном заявлении налогоплательщик принимает на себя обязательство вернуть в бюджет излишне полученные им (зачтенные ему) в заявительном порядке суммы (включая проценты, предусмотренные пунктом 10 статьи 176.1 НК РФ (в случае их уплаты), а также уплатить начисленные на указанные суммы проценты в порядке, установленном пунктом 17 статьи 176.1 НК РФ, в случае, если решение о возмещении суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке будет отменено полностью или частично в случаях, предусмотренных статьей 176.1 НК РФ.

Учитывая приведенные положения статьи 176.1 НК РФ, заявительный порядок возмещения — это право, которым может (но не обязан) воспользоваться налогоплательщик, отвечающий указанным в данной статье требованиям;

— заявительный порядок возмещения должен применяться наряду с действующим сегодня порядком возмещения.

Как указано в пункте 8 статьи 176.1 НК РФ, в течение пяти дней со дня подачи заявления о применении заявительного порядка возмещения налога налоговый орган проверяет соблюдение налогоплательщиком требований, предусмотренных пунктами 2, 4, 6 и 7 статьи 176.1 НК РФ, а также наличие у налогоплательщика недоимки по налогу, иным налогам, задолженности по соответствующим пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных НК РФ, и принимает решение о возмещении суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке или решение об отказе в возмещении суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке.

Общие сведения о возмещении НДС: что это такое и кому доступно

Нормы Налогового кодекса России позволяют частично компенсировать из бюджета уплаченный НДС (налог на добавленную стоимость). Правило возмещения распространяется на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, которые работают на общем налоговом режиме.

Опция также доступна для компаний, которые перечисляли платежи за провоз товара через границу. Возмещение по НДС рассчитывают по окончании квартала. В статье 163 Налогового кодекса именно этот период обозначается отчетным для данных операций.

Индивидуальные предприниматели и юридические лица, приобретая у поставщиков товары, вместе со стоимостью перечисляют налог на добавленную стоимость.

В каком случае возможен возврат налога? Для этого размер платежей, произведенных в государственную казну, должен быть больше, чем начисленная сумма.

Следует отдельно сказать о налоговых агентах. К ним относятся фирмы, которые приобретают продукцию у иностранных юридических лиц, продают в нашей стране имущество государственных учреждений или арендуют у властей объекты муниципального имущества. Они также могут рассчитывать на возмещение НДС, если выполняются следующие условия:

  • функционирование предприятия ведется на общем налоговом режиме;
  • заявитель регулярно перечисляет в государственную казну НДС;
  • агент способен предоставить счета и другие справки, подтверждающие право на возврат излишне уплаченных денежных средств;
  • ресурсы, которые были куплены у поставщиков, применяются в деятельности, облагаемой платежом на добавленную стоимость.

Но не все налоговые агенты могут оформить возврат излишне уплаченных денежных средств. Например, такая опция недоступна, если организация занимается реализацией конфискованного имущества, бесхозных ценностей и кладов. Исключением также служат компании-посредники в операциях по продаже иностранных товаров, услуг и другой продукции.

Компании на общей системе налогообложения могут претендовать на возврат НДС после авансового платежа, если подтвердят операцию счетом-фактурой. Получить возмещение с предоплаты для будущих поставок могут также налоговые агенты, если оформили первичные документы и приняли ресурсы к учету.

Ограничения на заявительное возмещение НДС

Налогоплательщики, которые получили в 2022 году право ускоренно возвращать НДС, смогут реализовать его, однако с учетом некоторых ограничений.

Такие ограничения установлены по сумме налога, возместить которую разрешено в заявительной форме до завершения камеральной проверки декларации. Вернуть налог в данном случае можно только в сумме, которая не превышает общую сумму налогов и страхвзносов налогоплательщика (исключение — налоги, которые уплачены при перемещении таможенной границы РФ или в качестве налогового агента), уплаченную за предшествующий год.

Когда в заявлении на возмещение размер НДС больше указанной суммы налогов и страхвзносов за прошедший год, то налогоплательщик подает дополнительно банковскую гарантию или договор поручительства

(п. 2.2 ст. 176.1 НК).

Кроме того, ограничения установлены для неблагонадежных налогоплательщиков по НДС, в отношении которых у налоговиков есть сомнения в их добросовестности.

По новой схеме, если у ИФНС есть информация, которая указывает на несоблюдение налогоплательщиком правила расчета и уплаты НДС, ему будет отказано в ускоренном возмещении налога (абз. 2 п. 8 ст. 176.1 НК). Однако не уточняется, какие именно нарушения могут стать причиной отказа, но ими можно считать:

  • необоснованное получение вычетов по налогу за прошлые периоды;
  • занижение налогооблагаемой базы по НДС;
  • несвоевременную уплату НДС;
  • работу с компаниями-однодневками и др.

Особенности заявительного порядка

У некоторых налогоплательщиков существует возможность получить возмещение до завершения камеральной проверки. Такой способ ускоренного возмещения налога предусмотрен ст. 176.1 Кодекса. Порядок и сроки возмещения НДС в этом случае несколько другие: решение о возмещении принимается в 5-дневный срок согласно п. 8 ст. 176.1 Кодекса.

Ознакомьтесь с перечнем плательщиков, которые могут воспользоваться заявительным порядком:

  1. Хозяйствующие субъекты, уплатившие налогов на 2 млрд руб., за исключением налогообложения при экспорте/импорте и в качестве налогового агента.
  2. Принципалы, предоставившие банковскую гарантию на сумму возмещения.
  3. Резиденты, работающие на территориях с опережающим экономическим и соцразвитием. Они должны подать вместе с декларацией договор с управляющей компаний о поручительстве, в соответствии с которым поручитель обязуется вернуть возмещение при отказе после проверки.
  4. Резиденты, работающие на территории порта Владивосток. Должны быть выполнены условия по поручительству по аналогии, как в п. 3.
  5. Налогоплательщики, за которых поручились другие лица. Должен быть заключен договор поручения между налоговой и поручителем. К поручителю предъявляются особые требования, содержащиеся в п. 2.1 ст. 176 Кодекса.

Узнайте подробности о банковской гарантии под возмещение НДС из нашего нового материала «Получение банковской гарантии на возврат НДС».

Заявительный порядок возмещения НДС.

Введён заявительный порядок возмещения НДС, которым можно воспользоваться при следующих условиях:

Читайте также:  Расстояния на участке между постройками, до соседних участков и забора

1-ое условие – факт того, что со дня регистрации компании и до дня подачи декларации прошло не меньше 3 лет;

2-ое условие — совокупная сумма акцизов, НДПИ, налога на прибыль и НДС, которая уплачена за предшествующие 3 календарных года, должна быть не меньше 10 млрд. рублей. В эту сумму не включаются налоги, которые уплачены в связи с перемещением товаров через таможенную границу.

Подается налоговая декларация налогоплательщиком, в ней он должен заявить право на возмещение налога, и вместе с декларацией он должен предоставить банковскую гарантию, согласно которой банк берёт обязательства по уплате в бюджет сумм налога, полученные излишне налогоплательщиком в результате возмещения налога в заявительном порядке; налогоплательщик в течении пяти дней со дня подачи налоговой декларации подаёт в налоговую службу заявление для реализации права на возврат НДС, в котором нужно указать:

  • реквизиты счета в банке для перечисления денежной суммы;
  • обязательство вернуть излишне полученные им в заявительном порядке суммы НДС в бюджет и определенные проценты в той ситуации, если решение о возмещение суммы налога в заявительном порядке будет отменено частично или же полностью.

Нюансы возмещения: особенности возврата НДС при экспорте из России

Ситуация, когда требуется возврат НДС в рамках разницы уплаченного и принятого НДС, обычно заботит предпринимателей-экспортеров. По п. 1 ст. 164 и ст. 165 Кодекса, такой бизнес применяет ставку 0% при продаже товаров за границу. И, следовательно, по декларации «цепочка» НДС у них не будет совпадать. Сумма вычетов будет превышать сумму начисленного НДС каждый квартал.

При этом факт разницы между вычетами и самим НДС – это не гарантия того, что НДС примут к возмещению. Есть практически 100% вероятность камеральной проверки, когда надо доказывать, что бизнес действительно отправил товар на экспорт. Ее суть – ФНС запрашивает большой объем документов, которые доказывают:

  • возможность применять пониженную ставку НДС при реализации;
  • размер «входящего» НДС.

Любопытно, что при возмещении НДС ИП или ООО на ОСНО, которые торгуют внутри своей страны, проверка проходит проще. Придется только предъявить документы, доказывающие «минусовую» разницу между суммой налога и вычетами, которые можно получить из бюджета.

Другой комментарий к Ст. 176.1 Налогового кодекса Российской Федерации

В соответствии с пунктом 1 статьи 176 НК в случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 — 3 пункта 1 статьи 146 НК, полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в соответствии с положениями статьи 176 НК.

После представления налогоплательщиком налоговой декларации налоговый орган проверяет обоснованность суммы налога, заявленной к возмещению, при проведении камеральной налоговой проверки в порядке, установленном статьей 88 НК.

Согласно пункту 3 статьи 176 НК по результатам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения либо об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Одновременно с этим решением принимается:

решение о возмещении полностью суммы налога, заявленной к возмещению;

решение об отказе в возмещении полностью суммы налога, заявленной к возмещению;

решение о возмещении частично суммы налога, заявленной к возмещению, и решение об отказе в возмещении частично суммы налога, заявленной к возмещению.

Ни статья 176 НК, ни какие-либо иные нормы НК (в редакции, действующей до вступления в силу Федерального закона от 17.12.2009 N 318-ФЗ) не предусматривают заявительный порядок возмещения НДС.

Законом N 318-ФЗ в статью 176 НК введен пункт 12, согласно которому в случаях и порядке, которые предусмотрены статьей 176.1 НК, налогоплательщики вправе воспользоваться заявительным порядком возмещения налога.

Законом N 318-ФЗ вводится новая статья 176.1 НК, посвященная правовому регулированию заявительного порядка возмещения налога.

Данная статья применяется к порядку возмещения налога на добавленную стоимость по налоговым декларациям, представленным за налоговые периоды, начиная с первого квартала 2010 года.

Введение статьи 176.1 НК, а вместе с ней и заявительного порядка возмещения НДС направлено на устранение основной проблемы процедуры возмещения НДС — длительного срока рассмотрения налоговыми органами налоговой декларации, в которой заявлено право на возмещение, и прилагаемых к ней документов.

Согласно ранее действующим правилам с момента подачи налоговой декларации и до момента вынесения решения о возмещении может пройти более четырех месяцев. В течение этого срока налоговый орган проводит камеральную проверку, а руководитель налогового органа рассматривает результаты этой проверки и выносит свое решение.

Столь продолжительные сроки возмещения налога являются реальным тормозом развития экономической активности налогоплательщиков, а в условиях экономического кризиса длительная процедура возмещения налога может стать причиной банкротства компаний.

Новый заявительный порядок возмещения налога основывается на следующих принципах:

— заявительный порядок возмещения НДС должен применяться во всех случаях возмещения налога, а не только в случаях возмещения налога экспортерам.

Согласно пункту 2 статьи 176.1 НК право на применение заявительного порядка возмещения налога имеют:

1) налогоплательщики-организации, у которых совокупная сумма налога на добавленную стоимость, акцизов, налога на прибыль организаций и налога на добычу полезных ископаемых, уплаченная за три календарных года, предшествующие году, в котором подается заявление о применении заявительного порядка возмещения налога, без учета сумм налогов, уплаченных в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации и в качестве налогового агента, составляет не менее 10 миллиардов рублей. Указанные налогоплательщики вправе применить заявительный порядок возмещения налога, если со дня создания соответствующей организации до дня подачи налоговой декларации прошло не менее трех лет;

2) налогоплательщики, предоставившие вместе с налоговой декларацией, в которой заявлено право на возмещение налога, действующую банковскую гарантию, предусматривающую обязательство банка на основании требования налогового органа уплатить в бюджет за налогоплательщика суммы налога, излишне полученные им (зачтенные ему) в результате возмещения налога в заявительном порядке, если решение о возмещении суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке будет отменено полностью или частично в случаях, предусмотренных статьей 176.1 НК.

Из анализа приведенных положений статьи 176.1 НК следует, что заявительный порядок возмещения НДС может применяться во всех случаях возмещения налога, а не только в случаях возмещения налога экспортерам.

Поскольку в подпункте 2 пункта 2 статьи 176.1 НК (в редакции Закона N 318-ФЗ), в отличие от подпункта 1 пункта 2 статьи 176.1 НК, не указано, что право на применение заявительного порядка возмещения налога имеют только налогоплательщики-организации, можно сделать вывод, что индивидуальные предприниматели имеют право на применение заявительного порядка возмещения налога, если они предоставили вместе с налоговой декларацией, в которой заявлено право на возмещение налога, действующую банковскую гарантию, предусматривающую обязательство банка на основании требования налогового органа уплатить в бюджет за налогоплательщика суммы налога, излишне полученные им (зачтенные ему) в результате возмещения налога в заявительном порядке, если решение о возмещении суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке будет отменено полностью или частично в случаях, предусмотренных статьей 176.1 НК.

Таким образом, индивидуальный предприниматель, уплачивающий НДС, в связи со вступлением в силу Закона N 318-ФЗ применительно к порядку возмещения налога на добавленную стоимость по налоговым декларациям, представленным за налоговые периоды, начиная с первого квартала 2010 года, воспользоваться заявительным порядком возмещения НДС в порядке, предусмотренном статьей 176.1 НК (в редакции Закона N 318-ФЗ);

— заявительный порядок возмещения — это право, которым может (но не обязан) воспользоваться налогоплательщик, отвечающий определенным критериям.

В соответствии с пунктом 7 статьи 176.1 НК налогоплательщики, имеющие право на применение заявительного порядка возмещения налога, реализуют данное право путем подачи в налоговый орган не позднее пяти дней со дня подачи налоговой декларации заявления о применении заявительного порядка возмещения налога, в котором налогоплательщик указывает реквизиты банковского счета для перечисления денежных средств.

В указанном заявлении налогоплательщик принимает на себя обязательство вернуть в бюджет излишне полученные им (зачтенные ему) в заявительном порядке суммы (включая проценты, предусмотренные пунктом 10 статьи 176.1 НК (в случае их уплаты), а также уплатить начисленные на указанные суммы проценты в порядке, установленном пунктом 17 статьи 176.1 НК, в случае, если решение о возмещении суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке будет отменено полностью или частично в случаях, предусмотренных статьей 176.1 НК.

Учитывая приведенные положения статьи 176.1 НК, заявительный порядок возмещения — это право, которым может (но не обязан) воспользоваться налогоплательщик, отвечающий указанным в данной статье требованиям;

— заявительный порядок возмещения должен применяться наряду с действующим сегодня порядком возмещения.

Как указано в пункте 8 статьи 176.1 НК, в течение пяти дней со дня подачи заявления о применении заявительного порядка возмещения налога налоговый орган проверяет соблюдение налогоплательщиком требований, предусмотренных пунктами 2, 4, 6 и 7 статьи 176.1 НК, а также наличие у налогоплательщика недоимки по налогу, иным налогам, задолженности по соответствующим пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных НК, и принимает решение о возмещении суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке или решение об отказе в возмещении суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке.

Заявительный порядок возмещения НДС — это упрощенный порядок возмещения НДС, при котором налог возмещается до завершения проводимой налоговым органом камеральной налоговой проверки.

Заявительный порядок возмещения НДС регулируется статьей 176.1. НК РФ.

Лица, которые имеют право на заявительный порядок возмещения НДС указаны в п. 2 ст. 176.1. НК РФ:

1) налогоплательщики-организации, у которых совокупная сумма налога на добавленную стоимость, акцизов, налога на прибыль организаций и налога на добычу полезных ископаемых, уплаченная за три календарных года, предшествующие году, в котором подается заявление о применении заявительного порядка возмещения налога, без учета сумм налогов, уплаченных в связи с перемещением товаров через границу Российской Федерации и в качестве налогового агента, составляет не менее 2 миллиардов рублей. Указанные налогоплательщики вправе применить заявительный порядок возмещения налога, если со дня создания соответствующей организации до дня подачи налоговой декларации прошло не менее трех лет;

2) налогоплательщики, предоставившие вместе с налоговой декларацией, в которой заявлено право на возмещение налога, действующую банковскую гарантию, предусматривающую обязательство банка на основании требования налогового органа уплатить в бюджет за налогоплательщика суммы налога, излишне полученные им (зачтенные ему) в результате возмещения налога в заявительном порядке, если решение о возмещении суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке будет отменено полностью или частично в случаях, предусмотренных настоящей статьей;

3) налогоплательщики — резиденты территории опережающего социально-экономического развития, предоставившие вместе с налоговой декларацией, в которой заявлено право на возмещение налога, договор поручительства управляющей компании, определенной Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» (копию договора поручительства), предусматривающий обязательство управляющей компании на основании требования налогового органа уплатить в бюджет за налогоплательщика суммы налога, излишне полученные им (зачтенные ему) в результате возмещения налога в заявительном порядке, если решение о возмещении суммы налога, заявленной к возмещению в заявительном порядке, будет отменено полностью или частично в случаях, предусмотренных настоящей статьей. Обязательство управляющей компании по уплате в бюджет за налогоплательщика сумм налога, излишне полученных им (зачтенных ему) в результате возмещения налога в заявительном порядке, возникает, если налогоплательщик не исполнил требование налогового органа о возврате излишне полученных (зачтенных) сумм налога в течение 15 календарных дней с момента выставления требования налоговым органом;

4) налогоплательщики — резиденты свободного порта Владивосток, предоставившие вместе с налоговой декларацией, в которой заявлено право на возмещение налога, договор поручительства управляющей компании, определенной Федеральным законом «О свободном порте Владивосток» (копию договора поручительства), предусматривающий обязательство управляющей компании на основании требования налогового органа уплатить в бюджет за налогоплательщика суммы налога, излишне полученные им (зачтенные ему) в результате возмещения налога в заявительном порядке, если решение о возмещении суммы налога, заявленной к возмещению в заявительном порядке, будет отменено полностью или частично в случаях, предусмотренных настоящей статьей. Обязательство управляющей компании по уплате в бюджет за налогоплательщика сумм налога, излишне полученных им (зачтенных ему) в результате возмещения налога в заявительном порядке, возникает, если налогоплательщик не исполнил требование налогового органа о возврате излишне полученных (зачтенных) сумм налога в течение 15 календарных дней с момента выставления требования налоговым органом;

5) налогоплательщики, обязанность которых по уплате налога обеспечена поручительством в соответствии со статьей 74 настоящего Кодекса, предусматривающим обязательство поручителя на основании требования налогового органа уплатить в бюджет за налогоплательщика сумму налога, излишне полученную им (зачтенную ему) в результате возмещения налога в заявительном порядке, если решение о возмещении суммы налога, заявленной к возмещению в заявительном порядке, будет отменено полностью или частично в случаях, предусмотренных настоящей статьей[ 1 ].

Требования к банковской гарантии указаны в п. 4. ст. 176.1. НК РФ:

Банковская гарантия должна быть предоставлена банком, включенным в перечень банков, отвечающих установленным статьей 74.1 настоящего Кодекса требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения[ 2 ]. К банковской гарантии применяются требования, установленные статьей 74.1 настоящего Кодекса, с учетом следующих особенностей:

1) срок действия банковской гарантии должен истекать не ранее чем через 10 месяцев со дня подачи налоговой декларации, в которой заявлена сумма налога к возмещению;

2) сумма, на которую выдана банковская гарантия, должна обеспечивать исполнение обязательств по возврату в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в полном объеме суммы налога, заявляемой к возмещению.

Требования к поручительству указаны в п. 4.1. ст. 176.1. НК РФ:

Читайте также:  Льготы по транспортному налогу для пенсионеров

К договору поручительства применяются требования законодательства Российской Федерации о налогах и сборах с учетом следующих особенностей:

1) срок действия договора поручительства должен истекать не ранее чем через 10 месяцев со дня подачи налоговой декларации, в которой заявлена сумма налога к возмещению, и должен быть не более одного года со дня заключения договора поручительства;

2) сумма, указанная в договоре поручительства, должна обеспечивать исполнение обязательств по возврату в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в полном объеме суммы налога, заявляемой к возмещению.

Реализация заявительного порядка возмещения НДС (п. 7 -24 ст. 176.1. НК РФ):

Налогоплательщики, имеющие право на применение заявительного порядка возмещения налога, реализуют данное право путем подачи в налоговый орган не позднее пяти дней со дня подачи налоговой декларации заявления о применении заявительного порядка возмещения налога, в котором налогоплательщик указывает реквизиты банковского счета для перечисления денежных средств.

В указанном заявлении налогоплательщик принимает на себя обязательство вернуть в бюджет излишне полученные им (зачтенные ему) в заявительном порядке суммы (включая проценты, предусмотренные пунктом 10 настоящей статьи (в случае их уплаты), а также уплатить начисленные на указанные суммы проценты в порядке, установленном пунктом 17 настоящей статьи, в случае, если решение о возмещении суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке будет отменено полностью или частично в случаях, предусмотренных настоящей статьей (п. 7 ст. 176.1. НК РФ).

В течение пяти дней со дня подачи заявления о применении заявительного порядка возмещения налога налоговый орган проверяет соблюдение налогоплательщиком требований, предусмотренных пунктами 2, 4, 6 и 7 настоящей статьи, а также наличие у налогоплательщика недоимки по налогу, иным налогам, задолженности по соответствующим пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, и принимает решение о возмещении суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке или решение об отказе в возмещении суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке.

Одновременно с решением о возмещении суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке в зависимости от наличия задолженностей налогоплательщика по указанным платежам налоговый орган принимает решение о зачете суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке и (или) решение о возврате (полностью или частично) суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке.

Кто вернет и как зачтут

Возврат налога будет осуществлять территориальный орган Федерального казначейства на основании поручения на возврат, оформленного налоговым органом, направленного в казначейство на следующий рабочий день после дня его принятия.

В течение пяти дней со дня получения указанного поручения орган казначейства должен возвратить налогоплательщику НДС. Не позднее дня, следующего за днем возврата, территориальный орган Федерального казначейства должен уведомить налоговый орган о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств. Таким образом, вся процедура возврата НДС не должна превышать 12 дней. При нарушении сроков возврата на невозвращенную в срок сумму начисляются проценты за каждый день просрочки начиная с 12-го дня после представления налогоплательщиком налоговой декларации. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей в период нарушения срока возврата.

Если же налогоплательщик в заявлении о возмещении НДС указывает зачет налога как способ возмещения, то зачет налога осуществляется на основании норм гл. 12 Налогового кодекса. При этом, если у налогоплательщика имеется недоимка по НДС либо иным федеральным налогам, задолженность по соответствующим пеням и штрафам, налоговый орган на основании решения о зачете НДС, заявленного к возмещению в заявительном порядке, может самостоятельно произвести зачет НДС в счет погашения недоимки и задолженности по пеням и (или) штрафам.

Внимание! Форма требования о возврате налога должна быть утверждена федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. В нем должны быть указаны следующие сведения:

  • сумма налога, подлежащая возмещению по результатам камеральной налоговой проверки;
  • сумма налога, излишне полученная (зачтенная) налогоплательщиком в заявительном порядке, подлежащая возврату в бюджет;
  • сумма процентов, подлежащих возврату в бюджет;
  • сумма процентов, начисленных на момент направления требования о возврате;
  • срок исполнения требования о возврате;
  • меры по взысканию сумм, подлежащих уплате, которые могут быть применены к налогоплательщику в случае неисполнения им требования о возврате.

Иные проблемы и грядущие изменения

В практике применения заявительного порядка можно выявить еще массу мелких проблем. К примеру, положения письма Минфина России от 01.04.2010 № 03-07-08/84, в соответствии с которым если организация, применяющая заявительный порядок возмещения НДС и получившая деньги на свой счет, до завершения камеральной проверки подает уточненную декларацию, то она должна быть готова вернуть полученные деньги вместе с процентами.

Обусловлено это, по мнению ведомства, тем, что не позднее дня, следующего за днем подачи «уточненки», инспекторы отменяют решение о возмещении НДС по ранее поданной декларации и направляют организации требование возвратить в бюджет полученную сумму НДС и уплатить проценты за пользование бюджетными средствами. Причем проценты начисляются исходя из двукратной ставки рефинансирования ЦБ РФ. И при этом не имеет значения, какая сумма налога отражена в уточненной декларации к возмещению: большая или меньшая по сравнению с суммой налога, указанной в ранее поданной декларации. Таким образом, те налогоплательщики, которые представляют уточненную декларацию с большей суммой налога к возмещению, оказываются без вины виноватыми. Вроде и наказать их не за что (ведь вернуть им должны больше, чем уже вернули или зачли), а штраф все равно начисляют.

Такие нормы, позволяющие двоякое толкование либо влекущие откровенно нелогичные последствия в случае их скрупулезного применения, конечно, не редкость. И стоит признать, что, обнаружив их на практике, законодатели вносят соответствующие поправки в нормативную базу. Однако пока ни по одной из описанных в данной статье проблем никаких улучшений не планируется, хотя со следующего года вступят в силу некоторые новшества.

В соответствии с п. 21 ст. 2 Федерального закона от 19.07.2011 № 245-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» в ст. 176.1 НК РФ с 01.01.2012 внесены следующие изменения:

  1. подп. 2 п. 4 признается утратившим силу, т.е. для включения в перечень банков, имеющих право выдавать банковские гарантии для применения налогоплательщиками заявительного порядка возмещения НДС, требование о наличии зарегистрированного уставного капитала банка в размере не менее 500 млн руб. перестанет быть обязательным;
  2. в ст. 176.1 НК РФ вводится п. 6.1, согласно которому банковская гарантия представляется в налоговый орган не позднее срока, предусмотренного п. 7 названной статьи для подачи заявления о применении заявительного порядка возмещения налога (т.е. не позднее пяти дней со дня подачи налоговой декларации). Таким образом, налогоплательщики вне зависимости от способа представления декларации должны будут обеспечить поступление в налоговый орган оригинала соответствующей банковской гарантии до подачи заявления или одновременно с заявлением;
  3. п. 12 ст. 176.1 НК РФ дополняется абзацем, в соответствии с которым проверив банковскую гарантию и не обнаружив в ней нарушений, налоговый орган не позднее следующего дня обязан направить в банк, выдавший гарантию, письменное заявление об освобождении банка от обязательств по этой гарантии.

Статья 176.1. Заявительный порядок возмещения налога

1. Заявительный порядок возмещения налога представляет собой осуществление в порядке, предусмотренном настоящей статьей, зачета (возврата) суммы налога, заявленной к возмещению в налоговой декларации, до завершения проводимой в соответствии со статьей 88 настоящего Кодекса на основе этой налоговой декларации камеральной налоговой проверки.

2. Право на применение заявительного порядка возмещения налога имеют:

  • 1) налогоплательщики-организации, у которых совокупная сумма налога на добавленную стоимость, акцизов, налога на прибыль организаций и налога на добычу полезных ископаемых, уплаченная за три календарных года, предшествующие году, в котором подается заявление о применении заявительного порядка возмещения налога, без учета сумм налогов, уплаченных в связи с перемещением товаров через границу Российской Федерации и в качестве налогового агента, составляет не менее 7 миллиардов рублей. Указанные налогоплательщики вправе применить заявительный порядок возмещения налога, если со дня создания соответствующей организации до дня подачи налоговой декларации прошло не менее трех лет;
  • 2) налогоплательщики, предоставившие вместе с налоговой декларацией, в которой заявлено право на возмещение налога, действующую банковскую гарантию, предусматривающую обязательство банка на основании требования налогового органа уплатить в бюджет за налогоплательщика суммы налога, излишне полученные им (зачтенные ему) в результате возмещения налога в заявительном порядке, если решение о возмещении суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке будет отменено полностью или частично в случаях, предусмотренных настоящей статьей;
  • 3) налогоплательщики — резиденты территории опережающего социально-экономического развития, предоставившие вместе с налоговой декларацией, в которой заявлено право на возмещение налога, договор поручительства управляющей компании, определенной Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» (копию договора поручительства), предусматривающий обязательство управляющей компании на основании требования налогового органа уплатить в бюджет за налогоплательщика суммы налога, излишне полученные им (зачтенные ему) в результате возмещения налога в заявительном порядке, если решение о возмещении суммы налога, заявленной к возмещению в заявительном порядке, будет отменено полностью или частично в случаях, предусмотренных настоящей статьей. Обязательство управляющей компании по уплате в бюджет за налогоплательщика сумм налога, излишне полученных им (зачтенных ему) в результате возмещения налога в заявительном порядке, возникает, если налогоплательщик не исполнил требование налогового органа о возврате излишне полученных (зачтенных) сумм налога в течение 15 календарных дней с момента выставления требования налоговым органом;
  • 4) налогоплательщики — резиденты свободного порта Владивосток, предоставившие вместе с налоговой декларацией, в которой заявлено право на возмещение налога, договор поручительства управляющей компании, определенной Федеральным законом «О свободном порте Владивосток» (копию договора поручительства), предусматривающий обязательство управляющей компании на основании требования налогового органа уплатить в бюджет за налогоплательщика суммы налога, излишне полученные им (зачтенные ему) в результате возмещения налога в заявительном порядке, если решение о возмещении суммы налога, заявленной к возмещению в заявительном порядке, будет отменено полностью или частично в случаях, предусмотренных настоящей статьей. Обязательство управляющей компании по уплате в бюджет за налогоплательщика сумм налога, излишне полученных им (зачтенных ему) в результате возмещения налога в заявительном порядке, возникает, если налогоплательщик не исполнил требование налогового органа о возврате излишне полученных (зачтенных) сумм налога в течение 15 календарных дней с момента выставления требования налоговым органом.

3. Не позднее дня, следующего за днем выдачи банковской гарантии (заключения договора поручительства), банк (управляющая компания) уведомляет налоговый орган по месту учета налогоплательщика о факте выдачи банковской гарантии (заключения договора поручительства) в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

4. Банковская гарантия должна быть предоставлена банком, включенным в перечень банков, отвечающих установленным статьей 74.1 настоящего Кодекса требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения. К банковской гарантии применяются требования, установленные статьей 74.1 настоящего Кодекса, с учетом следующих особенностей:

  • 1) срок действия банковской гарантии должен истекать не ранее чем через 10 месяцев со дня подачи налоговой декларации, в которой заявлена сумма налога к возмещению;
  • 2) сумма, на которую выдана банковская гарантия, должна обеспечивать исполнение обязательств по возврату в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в полном объеме суммы налога, заявляемой к возмещению.

4.1. К договору поручительства применяются требования законодательства Российской Федерации о налогах и сборах с учетом следующих особенностей:

  • 1) срок действия договора поручительства должен истекать не ранее чем через восемь месяцев со дня подачи налоговой декларации, в которой заявлена сумма налога к возмещению;
  • 2) сумма, указанная в договоре поручительства, должна обеспечивать исполнение обязательств по возврату в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в полном объеме суммы налога, заявляемой к возмещению.

5 — 6. Утратили силу с 1 октября 2013 года. — Федеральный закон от 23.07.2013 N 248-ФЗ.

6.1. Банковская гарантия (договор поручительства) предоставляется в налоговый орган не позднее срока, предусмотренного пунктом 7 настоящей статьи для подачи заявления о применении заявительного порядка возмещения налога.

7. Налогоплательщики, имеющие право на применение заявительного порядка возмещения налога, реализуют данное право путем подачи в налоговый орган не позднее пяти дней со дня подачи налоговой декларации заявления о применении заявительного порядка возмещения налога, в котором налогоплательщик указывает реквизиты банковского счета для перечисления денежных средств.

В указанном заявлении налогоплательщик принимает на себя обязательство вернуть в бюджет излишне полученные им (зачтенные ему) в заявительном порядке суммы (включая проценты, предусмотренные пунктом 10 настоящей статьи (в случае их уплаты), а также уплатить начисленные на указанные суммы проценты в порядке, установленном пунктом 17 настоящей статьи, в случае, если решение о возмещении суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке будет отменено полностью или частично в случаях, предусмотренных настоящей статьей.

8. В течение пяти дней со дня подачи заявления о применении заявительного порядка возмещения налога налоговый орган проверяет соблюдение налогоплательщиком требований, предусмотренных пунктами 2, 4, 6 и 7 настоящей статьи, а также наличие у налогоплательщика недоимки по налогу, иным налогам, задолженности по соответствующим пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, и принимает решение о возмещении суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке или решение об отказе в возмещении суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке.

Читайте также:  Ветхий Завет и Новый Завет – отличие и сходство

Одновременно с решением о возмещении суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке в зависимости от наличия задолженностей налогоплательщика по указанным платежам налоговый орган принимает решение о зачете суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке и (или) решение о возврате (полностью или частично) суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке.

О принятых решениях налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику в письменной форме в течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения. При этом в сообщении о принятии решения об отказе в возмещении суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке указываются нормы настоящей статьи, нарушенные налогоплательщиком. Указанное сообщение может быть передано руководителю организации, индивидуальному предпринимателю, их представителям лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения.

Принятие решения об отказе в возмещении суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке не изменяет порядок и сроки проведения камеральной налоговой проверки представленной налоговой декларации. В случае вынесения решения об отказе в возмещении суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке возмещение налога осуществляется в порядке и сроки, которые предусмотрены статьей 176 настоящего Кодекса. При этом в случае, указанном в настоящем абзаце, при наличии письменного обращения налогоплательщика налоговый орган возвращает ему банковскую гарантию в срок не позднее трех дней со дня получения такого обращения.

9. При наличии у налогоплательщика недоимки по налогу, иным налогам, задолженности по соответствующим пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, налоговым органом на основании решения о зачете суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке производится самостоятельно зачет суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке в счет погашения указанных недоимки и задолженности по пеням и (или) штрафам. При этом начисление пеней на указанную недоимку осуществляется до дня принятия налоговым органом решения о зачете суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке.

При отсутствии у налогоплательщика недоимки по налогу, иным налогам, задолженности по соответствующим пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, а также при превышении суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке над суммами указанных недоимки по налогу, иным налогам, задолженности по соответствующим пеням и (или) штрафам сумма налога, подлежащая возмещению, возвращается налогоплательщику на основании решения налогового органа о возврате (полностью или частично) суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке.

10. Поручение на возврат суммы налога оформляется налоговым органом на основании решения о возврате (полностью или частично) суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке и подлежит направлению в территориальный орган Федерального казначейства на следующий рабочий день после дня принятия налоговым органом данного решения.

В течение пяти дней со дня получения указанного в абзаце первом настоящего пункта поручения территориальный орган Федерального казначейства осуществляет возврат налогоплательщику суммы налога в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и не позднее дня, следующего за днем возврата, уведомляет налоговый орган о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств.

При нарушении сроков возврата суммы налога на эту сумму начисляются проценты за каждый день просрочки начиная с 12-го дня после дня подачи налогоплательщиком заявления, предусмотренного пунктом 7 настоящей статьи. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей в период нарушения срока возврата.

В случае, если предусмотренные настоящим пунктом проценты уплачены налогоплательщику не в полном объеме, налоговый орган в течение трех дней со дня получения уведомления территориального органа Федерального казначейства о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств принимает решение об уплате оставшейся суммы процентов и не позднее дня, следующего за днем принятия данного решения, направляет в территориальный орган Федерального казначейства оформленное на основании этого решения поручение на уплату оставшейся суммы процентов.

11. Обоснованность суммы налога, заявленной к возмещению, проверяется налоговым органом при проведении в порядке и сроки, которые установлены статьей 88 настоящего Кодекса, камеральной налоговой проверки на основе представленной налогоплательщиком налоговой декларации, в которой заявлена сумма налога к возмещению.

12. В случае, если при проведении камеральной налоговой проверки не были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, налоговый орган в течение семи дней после окончания камеральной налоговой проверки обязан сообщить налогоплательщику в письменной форме об окончании налоговой проверки и об отсутствии выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах.

Не позднее дня, следующего за днем направления налогоплательщику, предоставившему банковскую гарантию, сообщения об отсутствии выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, налоговый орган обязан направить в банк, выдавший указанную банковскую гарантию, письменное заявление об освобождении банка от обязательств по этой банковской гарантии, а при наличии письменного обращения налогоплательщика налоговый орган также обязан возвратить ему банковскую гарантию в срок не позднее трех дней со дня получения такого обращения.

Не позднее дня, следующего за днем направления налогоплательщику, предоставившему договор поручительства управляющей компании (копию договора поручительства), сообщения об отсутствии выявленных нарушений законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, налоговый орган обязан направить поручителю — управляющей компании письменное заявление об освобождении поручителя — управляющей компании от обязательств по этому договору поручения.

13. В случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен акт налоговой проверки в соответствии со статьей 100 настоящего Кодекса.

Акт и другие материалы камеральной налоговой проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные налогоплательщиком (его представителем) возражения должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку, и решение по ним должно быть принято в соответствии со статьей 101 настоящего Кодекса.

14. По результатам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения либо об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения.

15. В случае, если сумма налога, возмещенная налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей, превышает сумму налога, подлежащую возмещению по результатам камеральной налоговой проверки, налоговый орган одновременно с принятием соответствующего решения, предусмотренного пунктом 14 настоящей статьи, принимает решение об отмене решения о возмещении суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке, а также решения о возврате (полностью или частично) суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке и (или) решения о зачете суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке в части суммы налога, не подлежащей возмещению по результатам камеральной налоговой проверки.

16. Налоговый орган обязан сообщить в письменной форме налогоплательщику о принятых решениях, указанных в пунктах 14 и 15 настоящей статьи, в течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения. Указанное сообщение может быть передано руководителю организации, индивидуальному предпринимателю, их представителям лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения.

17. Одновременно с сообщением о принятии решения, указанного в пункте 15 настоящей статьи, налогоплательщику направляется требование о возврате в бюджет излишне полученных им (зачтенных ему) в заявительном порядке сумм (включая проценты, предусмотренные пунктом 10 настоящей статьи (в случае их уплаты), в размере, пропорциональном доле излишне возмещенной суммы налога в общей сумме налога, возмещенной в заявительном порядке) (далее в настоящей статье — требование о возврате). На подлежащие возврату налогоплательщиком суммы начисляются проценты исходя из процентной ставки, равной двукратной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период пользования бюджетными средствами. Указанные проценты начисляются начиная со дня:

  • 1) фактического получения налогоплательщиком средств — в случае возврата суммы налога в заявительном порядке;
  • 2) принятия решения о зачете суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке — в случае зачета суммы налога в заявительном порядке.

18. Форма требования о возврате утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Указанное требование должно содержать сведения:

  • 1) о сумме налога, подлежащей возмещению по результатам камеральной налоговой проверки;
  • 2) о суммах налога, излишне полученных налогоплательщиком (зачтенных налогоплательщику) в заявительном порядке, подлежащих возврату в бюджет;
  • 3) о сумме процентов, предусмотренных пунктом 10 настоящей статьи, подлежащих возврату в бюджет;
  • 4) о сумме процентов, начисленных в соответствии с пунктом 17 настоящей статьи на момент направления требования о возврате;
  • 5) о сроке исполнения требования о возврате, установленном пунктом 20 настоящей статьи;
  • 6) о мерах по взысканию сумм, подлежащих уплате, применяемых в случае неисполнения налогоплательщиком требования о возврате.

Обычный (общий) порядок возмещения НДС

Налогоплательщик может вернуть НДС из бюджета в случае превышения по окончании налогового периода сумм вычетов над суммой рассчитанного в общем порядке НДС (п. 2 ст. 173 НК РФ).

Возврат налога в большинстве случаев осуществляется в обычном порядке, который предполагает следующие действия (ст. 176 НК РФ):

  1. Налогоплательщик сдает в ИФНС декларацию по НДС и заявление на возмещение налога.
  2. Налоговая служба проводит камеральную проверку, в ходе которой проявляет наличие нарушений требований НК РФ и, если необходимо, запрашивает подтверждающие расчеты налогоплательщика документы.
  3. Если нарушений не обнаружено, в семидневный срок по завершении проверки налоговая служба принимает решение возместить НДС.
  4. Если в ходе проверки обнаружены нарушения, инспектор налоговой службы в течение 10 дней после проверки оформляет акт. Акт и документы, подтверждающие налоговое нарушение, в пятидневный срок вручаются налогоплательщику, у которого есть 15 дней на подачу возражений в письменной форме.
  5. По истечении срока подачи возражений руководитель ИФНС или его заместитель должны рассмотреть материалы проверки и решить, возмещать или нет НДС (его часть). Принятое решение в письменной форме отправляется налогоплательщику в пятидневный срок.
  6. Если налоговая инспекция принимает положительное решение, деньги возвращаются налогоплательщику на расчетный счет при условии, что у него нет задолженности по федеральным налогам и другим сборам. Иначе суммы автоматически будут зачтены в счет недоимок.

Отметим, что возврат НДС не позднее пяти дней с момента, как ИФНС приняла соответствующее решение, осуществляет казначейство. Если указанный срок будет нарушен, налогоплательщик получит процент за просрочку по действующей ставке рефинансирования.

Как происходит общий и заявительный порядок

Возмещение налога имеет 2 механизма. В случае общего порядка предусмотрен такой алгоритм:

  • предоставление в налоговую службу заполненной декларации;
  • её проверка (в течение 3 месяцев);
  • решение ИФНС о законности возмещения (оформление акта в случае выявления нарушений в течение 10 дней со дня окончания проверки);
  • направление данного решения в течение 5 дней;
  • в случае отсутствия нарушений – выплата денежных средств.

Заявительный порядок характеризуется следующими процедурами:

  • представление в ИФНС декларации, заявления об ускоренном рассмотрении и банковской гарантии;
  • проверка документов в ИФНС;
  • вынесение решения о выплате или невыплате НДС в течение 5 дней с момента предоставления заявления;
  • перевод денежных средств в течение 6 дней с даты принятия решения.

Расчет уплаты налога в бюджет можно показать на примере:

Существует фирма-поставщик, посредник и покупатель. Поставщик продает посреднику товар на 200 000 руб., т.к. ставка на НДС – 18%, сумма налога с этой суммы будет составлять 18 000 руб.

Посреднику выгодно продать товар с наценкой в 50%, а значит в сумме 300 000 руб. + 27 000 руб. (18%) на налог, которые будут удержаны с покупателя.

Но в бюджет государства перечисляют только сумму налога на добавленную стоимость, значит сумму налога в 18 000, которая уплачена поставщику необходимо вычесть. 27 000-18 000=9 000 руб. будет уплачено в виде НДС. Эту сумму за налоговый период организация будет возвращать через ИФНС.

Основные моменты при возмещении

Ситуации, позволяющие получить возмещение НДС, могут возникать не только у экспортеров, но и у тех налогоплательщиков, которые не занимаются внешнеэкономической деятельностью. Для экспортеров процедура существенно сложнее, так как им еще придется доказывать наличие оснований на применение нулевой ставки налога.

Различают общий и заявительный порядок возмещения НДС. Последний позволяет получить возмещение в ускоренном варианте (до завершения налоговой проверки), условия применения которого прописаны в ст. 176.1 НК РФ. Процедуры проведения самой проверки при обоих порядках идентичны.

Право на возмещение возникает, если сумма налога, начисляемого к уплате, оказывается меньше, чем объем вычетов по НДС. При возмещении компания получает назад сумму налога, которую ранее уплатила поставщику в виде добавления его к цене товара (услуг, работ).

Ситуации, когда возникает право на возмещение налога из бюджета, как правило, возникают:

  • у экспортеров (ведь они продают товар на экспорт по нулевой ставке НДС, а сырье, материалы или готовую продукцию от производителей закупают с применением полной ставки налога);
  • компаний, продающих продукцию с применением ставки 10% и закупающих товары (услуги или работы) с учетом ставки налога, равной 20%;
  • предприятий, которые продали в отчетном периоде меньше товаров, чем приобрели, или у производителей, которые получили доход от реализации своей продукции, меньший, чем понесенные затраты (такая ситуация может возникнуть не только в результате убыточной деятельности предприятия или утери/порче продукции, но и по причине низкого спроса на нее);
  • торговых компаний в случае окончания срока годности продукции и снятия ее с продажи и т. д.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *