Некоммерческие организации: понятие, виды, общая характеристика

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Некоммерческие организации: понятие, виды, общая характеристика». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Понятие и виды некоммерческих организаций (НКО) включает организации, которые обладают правами юридического лица. Они не имеют основной цели в виде извлечения прибыли, не ведут предпринимательскую деятельность для получения дохода. Тем не менее, такая деятельность допустима, если это приводит к достижению целей, ради которых они сформированы.

Автономная некоммерческая организация

1. Понятие автономной некоммерческой организации

Автономная некоммерческая организация — новая для нашего правопорядка организационно-правовая форма юридического лица, предусмотренная ст. 10 Закона о некоммерческих организациях. Она создается на основе имущественных взносов учредителей для оказания различных услуг некоммерческого характера: образовательных, культурно-просветительских, спортивно-оздоровительных, медицинских, научно-исследовательских, консультационных и пр. В этой форме могут функционировать частные учреждения образования, здравоохранения, культуры, спорта, адвокатские бюро (ст. 23 Закона об адвокатуре) и другие некоммерческие юридические лица, преследующие не только предпринимательские цели. Правоспособность автономной некоммерческой организации носит строго целевой характер.

Автономной некоммерческой организацией признается не имеющая членства организация, созданная на базе имущественных взносов учредителей для оказания различных услуг, в том числе некоммерческого характера, и являющаяся собственником своего имущества (п. 1 ст. 10 Закона о некоммерческих организациях).

Наряду с фондами и учреждениями автономная некоммерческая организация не имеет членства. Однако, в отличие от учреждений, данная организация, как и фонд, обладает правом собственности на свое имущество, в том числе переданное ей в качестве вклада учредителями. При этом учредители автономной некоммерческой организации, как и учредители фонда, не приобретают никаких прав на ее имущество и не несут ответственности по ее обязательствам. Однако в порядке, определенном учредительными документами, они обязаны осуществлять надзор за тем, чтобы деятельность организации соответствовала ее уставным задачам. Учредители вправе пользоваться услугами, предоставляемыми созданной ими организацией, только на равных условиях с другими лицами (п. 4 ст. 10 Закона о некоммерческих организациях).

2. Создание и управление автономной некоммерческой организацией

Учредителями автономной некоммерческой организации могут быть как физические, так и юридические лица, производящие взносы в ее имущество. Не исключено создание автономной некоммерческой организации единственным учредителем. Учредительным документом данной организации является устав, а при наличии нескольких учредителей возможно также заключение между ними учредительного договора, который в этом случае выполняет роль второго учредительного документа (п. 1 ст. 14 Закона о некоммерческих организациях). В уставе должны быть указаны предмет и цели деятельности организации, источники формирования и порядок использования ее имущества, состав и компетенция органов управления, направления использования остатка имущества после ее ликвидации.

В автономной некоммерческой организации создается высший коллегиальный (волеобразующий) орган (п. 1 ст. 29 Закона о некоммерческих организациях), имеющий исключительную компетенцию. В его состав входят как учредители (их представители), так и наемные работники этой организации, которые, впрочем, не могут составлять более одной трети от общего числа членов этого органа. Вопросы, не включенные в компетенцию высшего органа, решаются единоличным исполнительным органом. Уставом организации также может быть предусмотрено образование коллегиального исполнительного органа. Порядок формирования и компетенция исполнительных органов определяется учредительными документами автономной некоммерческой организации.

Автономная некоммерческая организация реорганизуется и ликвидируется по общим правилам гражданского законодательства. По решению ее высшего органа она может преобразовываться в общественную или религиозную организацию (объединение) либо в фонд, но не в коммерческую организацию (п. 3 ст. 17 Закона о некоммерческих организациях). Остаток имущества ликвидируемой организации используется в соответствии с указаниями ее устава или в порядке, предусмотренном п. 1 ст. 20 Закона о некоммерческих организациях. Законом не исключена возможность признания автономной некоммерческой организации несостоятельной (банкротом).

НКО унитарные и корпоративные

Предприятия, которые представлены НКО, формируются с помощью использования нескольких организационно-правовых форм:

  • ПК (потребительские кооперативы), включая дачные и огороднические, строительные и жилищные, садоводческие и гаражные, кооперативы, общество взаимного страхования, кредитный кооператив, фонд проката, сельскохозяйственный ПК;
  • общественная организация (политическая партия и профессиональный союз, созданный в качестве юридического лица, общественной движение, профсоюз, орган общественной самодеятельности, территориальное общественное самоуправление;
  • ассоциация (союз), включая некоммерческое партнерство, СРО (саморегулируемая организация), объединения работодателей или профсоюзов, кооперативов и общественных организаций, палаты (торгово-промышленные, нотариальные и адвокатские);
  • товарищества собственников недвижимости, включая товарищества собственников жилья;
  • казачьи общества, которые внесены в гос. реестр казачьих обществ нашей страны;
  • общины коренных малочисленных народов России.

Ст. 50 ГК содержит информацию о том, что НКО вправе вести деятельность, приносящую доход. Это должно быть предусмотрено их уставами. Такая деятельность должна служить достижению целей, ради которых организации работают. Помимо этого, НКО, устав которой предусматривает ведение коммерческой деятельности, должна обладать имуществом, которого было бы достаточно для ведения такой деятельности. Его рыночная стоимость должны составлять сумму, большую, чем сумма минимального размера уставного капитала ООО. Исключением из этого случая являются казенные и частные учреждения.

Положения Гражданского Кодекса не используются в отношении деятельности НКО, прочей деятельности, в которой они участвуют, которая не относится к предмету ГК.

Определение 1

НКО корпоративного типа представляют собой юридических лиц, которые не преследуют извлечение прибыли как основную цель своей работы. Такие организации не вправе распределять полученную прибыль между участниками. Их участники (учредители) способны приобретать право участвовать в них, формируя высший орган (65.3 статья ГК).

Корпоративные некоммерческие организации могут формироваться в соответствии с решением учредителей. Оно принимается с помощью общего (учредительного) собрания, конференций, съездов и др. Эти органы занимаются утверждением устава соответствующих организаций.

Корпоративные организации некоммерческого типа могут являться собственником имущества. Уставы таких организаций часто предусматривают, что решения о создании других юридических лиц и об участии в других юридических лицах, включая создание филиалов и открытие представительств, должны принимать коллегиальные органы корпорации.

Некоммерческие организации и их виды, включая корпоративные организации, представлены, в первую очередь, потребительским кооперативом (ПК). Существует большое многообразие разновидностей потребительской кооперации, но ГК в 123.2 и 123.3 статье закрепляет только основные положения ПК.

Определение 2

ПК представляет собой добровольное объединение юридических или физических лиц, которое основано на членстве. Оно создается с целью удовлетворения материальных и других потребностей, что осуществляется через объединение имущественных паевых взносов его членами.

Устав ПК включает информацию о наименовании и местонахождении кооператива. В нем прописан предмет, цели работы, условия о сумме паевых взносов участников, состав и порядок их внесения, ответственность за нарушение обязательств, состав и компетенция органов, порядок принятия решений, включая вопросы, решения по которым могут быть приняты единогласно или квалифицированным большинством голосов. Также в Уставе должен быть прописан порядок покрытия участниками ПК убытков, понесенных ими.

В соответствии с решением своих членов ПК преобразуется в общественные организации, ассоциации (союзы), автономные НКО или фонд. Жилищно-строительный или жилищный кооператив при наличии решения своих участников преобразуется только в товарищество собственников недвижимости.

Участники ПК несут солидарную или субсидиарную ответственность по обязательствам в рамках невнесенной части дополнительного взноса каждого участника кооператива.

Определение 3

Общественные организации — это добровольные объединения граждан. Они объединяются на основании общих интересов с целью удовлетворения духовных и других нематериальных потребностей в установленном законом порядке. Также общественная организация формируется для представления и защиты общих интересов и достижения других целей, которые не вступают в противоречие с законом.

Число учредителей общественных организаций должно быть более 3 человек. Она представляет собой собственника имущества, при этом участники (члены) не способны сохранять права на переданное ими в собственность имущество (включая членские взносы). Члены общественной организации не могут нести ответственность за ее обязательства, а она не должна отвечать по их обязательствам.

Распространенная форма НКО представлена ассоциацией (союзом). Она является объединением юридических (граждан), которое основано на добровольном или обязательном членстве. Такие объединения формируются с целью предоставления и защиты общих (например, профессиональных) интересов, достижения целей, полезных для общества, и прочих целей, которые не противоречат закону и имеют некоммерческий характер.

Такую организационно-правовую форму создают, в частности, объединения субъектов, которые имеют цель координировать предпринимательскую деятельность, представить и защитить общие имущественные интересы. Это могут быть профессиональные объединения граждан, которые не имеют целью защищать трудовые права и интересы своих участников, профессиональные объединения лиц, которые не связаны с их участием в трудовых отношениях. В их число входят нотариальные и адвокатские объединения, объединения оценщиков, лиц творческих профессий и др.

Замечание 1

Ассоциации (союзы) — собственники своего имущества. В соответствии с общим правилом они несут ответственность по своим обязательствам всем имуществом. Они не отвечают по обязательствам своих участников, как и последние не несут ответственности за ее обязательства.

Количество учредителей ассоциации (союза) должно быть более 2 человек.

В ее Уставе должна быть указана следующая информация:

  • наименование и местонахождение ассоциации;
  • предмет и цели работы;
  • условия о порядке вступления (принятия) участников;
  • состав и компетенция органов;
  • порядок принятия решений;
  • имущественные обязанности и права;
  • порядок распределения имущества, которое остается после закрытия ассоциации (союза).

В состав исключительной компетенции высшего органа включены вопросы, указанные в 65.3 статье ГК РФ. Также сюда можно отнести принятие решений, касающихся порядка формирования суммы и способа уплаты взносов, дополнительных имущественных взносов участников, размера субсидиарной ответственности по обязательствам, если ее предусматривает закон. В рамках ассоциации (союза) должен быть сформирован единоличный исполнительный орган (в лице председателя или президента). Такие органы могут создаваться в виде постоянно действующих коллегиальных исполнительных органов (совета, правления, президиума и др.).

В соответствии с решением высшего органа ассоциации (союза) может произойти досрочное прекращение полномочий при грубом нарушении органом собственных обязанностей. Это может быть обнаружившаяся неспособность надлежащим образом вести дела или другие серьезные основания.

Участник ассоциации (союза) наделен корпоративными правами, которые предусматривает ГК РФ. Также существуют права на равных началах с другими участниками ассоциации (союза) безвозмездно пользоваться оказываемыми услугами, если закон не предусматривает иное.

По своему желанию участник ассоциации может выйти из ее состава в любое время. Все участники должны производить уплату членсого взноса и по решению высшего органа внесение дополнительных имущественных взносов.

Участников исключают в законодательно установленных случаях и в определенном законом порядке. Членство в ассоциациях (союзах) нельзя считать отчуждаемым. Последствия его прекращения устанавливает законодатель или устав ассоциации.

Огромную роль в жилищно-коммунальной сфере играет форма ТСН (товарищество собственников недвижимости).

Определение 4

ТСН представляет собой добровольное объединение собственников жилья (недвижимости, помещений здания или многоквартирного дома, дачных домов, садоводческих, огороднических или дачных участков земли и др.) Оно формируется с целью совместного владения, пользования и распоряжения благами (имуществом, вещью), которые в силу закона находятся в их совместной собственности. Иногда данные сообщества могут преследовать и другие цели.

Читайте также:  Региональный материнский капитал в 2023 году

ТСН работает в соответствии с Уставом, который включает информацию о наименовании, месте нахождения, цели и предмете функционирования, составе и полномочиях органов, порядке принятия решений и др.

ТСН не должно отвечать по обязательствам участников, как и они не отвечают за обязательства товарищества. При наличии соответствующего решения существует возможность преобразования ТСН в ПК.

ТСН — это собственник собственного имущества.

Участниками принадлежит общее имущество многоквартирного дома, объекты общего пользования, находящиеся на территориях садоводческих, огороднических и дачных объединений. Для такого владения характерно право общей долевой собственности. Состав этого имущества, как и порядок формирования долей в праве общей собственности должен быть установлен законом.

В состав исключительной компетенции высшего органа рассматриваемого объединения можно отнести принятие решений о формировании суммы обязательных платежей и взносов со стороны участников. В товариществе может быть создан единоличный исполнительный орган (в лице председателя) и непрерывно работающий коллегиальный исполнительный орган (в лице правления).

В соответствии с решением главного органа полномочия постоянно работающих органов ТСН могут досрочно прекращаться, если они грубо нарушили свои обязанности или не способны надлежащим образом вести дела.

Новой формой, которую раньше не рассматривали в рамках гражданского законодательства, является организация, называемая казачьим обществом. Она вносится в государственный реестр РФ.

Определение 5

Казачье общество представляет собой объединение лиц, которые внесены в государственный реестр нашей страны. Формирование их происходит для того, чтобы сохранить традиционный образ жизни, хозяйства и культуры русского казачества и в прочих целях, которые соответствуют ФЗ № 154 «О государственной службе российского казачества». Граждане, которые включены в его состав, добровольно принимают на себя обязательства в области несения государственной и прочих видов службы.

Преобразование казачьего общества возможно в соответствии с решением участников. ПРи этом оно может быть изменено на ассоциацию (союз) или автономную НКО.

Статьи ГК РФ, которые относятся к НКО, могут быть использованы в отношении казачьих обществ, которые внесены в государственный реестр казачьих обществ нашей страны. Это предусмотрено для случаев, если другое не установлено ФЗ «О государственной службе российского казачества».

Еще один новый тип юридического лица, деятельность которого стало регулировать гражданское законодательство, представлен общиной коренных малочисленных народов нашей страны. В их качестве выступают добровольные объединения субъектов, которые включены в состав коренного малочисленного народа России. Их объединение производится в соответствии с кровному, родственному, территориальному или соседскому признаку. Целью работы таких общин является защита устоявшейся среды обитания. Община свои существованием сохраняет, развивает традиционный образ жизни, хозяйства, культурных обычаев и промысла.

Участники общин коренных малочисленных народов в процессе выхода из них (ликвидации) вправе получать часть имущества или компенсацию такой ее части.

Преобразование общины может происходить в ассоциацию (союз) или автономную НКО.

Все положения ГК РФ, которые можно отнести к НКО, наравне с этим могут использоваться и в отношении общин коренных малочисленных народов.

Вторая группа НКО представлена некоммерческими унитарными организациями. Их формы включают:

  • фонды (включая благотворительный и общественный);
  • учреждения (учреждения государства, включая государственные академии наук, муниципальные, частные и общественные учреждения);
  • автономные НКО;
  • религиозные объединения;
  • публично-правовые компании.
Определение 6

Фонд представляет собой унитарную НКО, которая не обладает членством. Ее учреждение производят граждане и (или) юридические лица, используя добровольные имущественные взносы. Фонд преследует цели, полезные для общества (например, в области благотворительности, культуры, образования и др.).

Уставом фонда должны предусматриваться следующие сведения:

  • название;
  • место, где находится фонд;
  • цель работы, предмет деятельности;
  • органы фонда, включая высший коллегиальный органе (попечительский совет), который контролирует его работу;
  • порядок назначения и освобождения от исполнения обязанностей, судьбе имущества в случае, когда произойдет ликвидация фонда.

Гражданский Кодекс определяет правовое положение негосударственных пенсионных фондов. Также он содержит положения о порядке и случаях их возможной реорганизации.

Имущество, передачу которого учредители производят в адрес фонда, представляет собой его собственность. Они не вправе обладать имущественными правами на созданный ими фонд, как и не могут отвечать по его обязательствам. Фонд также не несет ответственности за обязательства своих участников.

Устав определяет цели, в соответствии с которыми используется имущество. Каждый год он публикует отчеты, которые отражают использование этого имущества.

Высший коллегиальный орган фонда:

  • определяет приоритетные направления его работы, формирует принципы создания и применения имущества;
  • образует другие органы фонда и досрочно прекращает полномочия этих органов;
  • утверждает ежегодные отчеты и годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность;
  • принимает решения о формировании хозяйственных обществ, включая участие фонда в них;
  • принимает решения о создании филиалов (представительств) фонда.

Избрание высшего коллегиального органа производится единоличным исполнительным органом фонда (например, председателем, генеральным директором и др.). Он же назначает коллегиальный исполнительный орган фонда (например, правление). В состав полномочий таких органов можно включить решение вопросов, которые не входят в исключительную компетенцию высшего органа.

Попечительский совет рассматриваемой НКО работает на общественных началах. Он контролирует его работу, соблюдение законодательства, принятие прочими органами фонда решений, обеспечивает их исполнение и использование средств фонда.

Ликвидация фонда производится только при наличии судебного решения, которое принимается в соответствии с заявлением заинтересованных лиц. Это происходит тогда, когда имущества фонда недостаточно для достижения его целей, при этом вероятность получить требуемое имущество нереальна. Фонд подлежит ликвидации, если его цели нельзя достичь, а необходимое их изменение невозможно осуществить. Также причиной роспуска фонда является уклонение его от целей, которые указаны в уставе.

При ликвидации фонда его имущество, которое осталось после удовлетворения требований кредиторов, должно быть направлено на цели, которые указываются в уставе. Исключению подлежат случаи, в которых законодатель предусмотрел возврат имущества учредителям.

Гражданское законодательство включает системный регламент учреждений, включая положения об их видах.

Определение 7

Учреждение представляет собой унитарную некоммерческую компанию, которую собственник формирует с целью осуществления функций некоммерческого характера (управление, культура, социум).

Собственник имущества представлен учредителем. На имущество, которое собственник закрепил за учреждением или которое было приобретено им по другим основаниям, налагается право оперативного управления.

Создание учреждения могут совершить гражданине или организации (частные учреждения), РФ или ее субъект, муниципальное образование (гос. учреждение, муниципальное учреждение). В процессе формирования учреждения недопустимо соучредительство нескольких субъектов (граждан).

Учреждение несет ответственность по своим обязательствам деньгами, которые находятся в его распоряжении. также это может быть и другое имущество. Если денежных средств недостаточно, то собственник должен нести субсидиарную ответственность.

Назначение руководителя, который становится органом, производит учредитель учреждения. Законодатель предусмотрел случаи, в соответствии с которыми руководитель учреждения государства (муниципалитета) может быть избран коллегиальным органом. Его утверждение производит учредитель. При наличии решения учредителя в нем формируются коллегиальные органы, которые относятся к подотчетности учредителя.

Учреждение государства или муниципалитета может быть автономным, казенным или бюджетным. Порядок финансирования работы таких учреждений определяет закон. Они не должны отвечать по обязательствам собственников имущества, принадлежащего учреждению.

Замечание 2

Казенное учреждение несет ответственность за средства, которыми распоряжается. Если их недостаточно, то собственник наделяется субсидиарной ответственностью по обязательствам.

Бюджетное учреждение несет ответственность за свои обязательствам, для чего может быть использовано все имущество, которое находится у него на праве оперативного управления (включая то, которое куплено за счет дохода, полученного от приносящей прибыль деятельности). Исключением является особо ценное движимое имущество, которое закреплено за ним собственником или куплено за счет средств, которые выделил собственник. Также нельзя использовать недвижимое имущество, вне зависимости от оснований, по которым оно поступило в оперативное управление и вне зависимости от средств, за которые его приобрели.

Субсидиарная ответственность наступает за обязательства бюджетного учреждения, которые связаны с причинением вреда лицам в случае недостаточного количества имущества. Ее несет собственник такого учреждения.

Замечание 3

Автономная некоммерческая организация должна отвечать по собственным обязательствам всем имуществом, которое есть у нее в соответствии с правом оперативного управления. Исключение представлено недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, которое закреплено за таким учреждением. Также это могут быть приобретенные учреждением блага за счет средств, которые выделил собственник.

Собственник отвечает по обязательствам (несет субсидиарную ответственность), которые относятся к причинению вреда лицам. Это может происходить по причине недостаточного количества имущества. Автономные учреждения должны каждый год давать на публикацию свои отчеты о работе и использовании имущества, которое за ними закреплено.

Работу частного учреждения полностью или частично финансирует собственник. Такое учреждение должно отвечать по своим обязательствам средствами, которые находятся в их распоряжении. В случае недостаточного количества средств собственник наделяется субсидиарной ответственностью по обязательствам частного учреждения.

Любое частное учреждение можно преобразовать в автономную НКО или фонд.

Определение 8

Автономная некоммерческая организация (АНО) представляет собой унитарную НКО, которая не наделена членством и сформирована через имущественные взносы предприятий или граждан. Они занимаются предоставлением образовательных услуг, услуг в области культуры, здравоохранения, науки и др.

АНО создает одно лицо (может быть единственный учредитель).

Устав рассматриваемой организации включает информацию о:

  • названии (включает сочетание слов «автономная некоммерческая организация»);
  • месте, где находится АНО;
  • цели и предмете работы;
  • порядке формирования;
  • компетенциях органов.

Имущество, которое передается АНО учредителями, — это ее собственность. Учредители не вправе сохранять права на имущество, которое передается ими в собственность. АНО не должно отвечать по обязательствам учредителей, которые вправе использовать услуги организации наравне с другими лицами.

Организация может вести коммерческую деятельность, которая требуется для достижения целей, ради которых произошло ее формирование. При этом работа должна полностью соответствовать целям. Для таких организаций предусмотрено право осуществлять в соответствии с законом предпринимательскую деятельность, создавать хозяйственные общества или участвовать в них.

Работой АНО управляют учредители. Этот порядок прописан в уставе, утверждение которого производят учредители. По их решению в составе АНО может формироваться постоянно работающий коллегиальный орган (несколько органов). Его компетенцию также регулируют положения устава.

Учредителями АНО производится назначение единоличного исполнительного органа. Таким органом может быть генеральный директор, председатель и др. В качестве единоличного исполнительного органа может выступать один из учредителей.

Определение 9

Религиозная организация представляет собой добровольное объединение граждан. Они должны постоянно и на законных основаниях проживать на территории нашей страны. Объединение формируется для совместного распространения веры и осуществления религиозных действий (например, исповедание, крещение).

Регистрация религиозной организации производится в качестве юр. лица в установленном законом порядке (местная религиозная организация). Также это может быть объединение подобных организаций в виде централизованной религиозной организации. Она создается указанным объединением и должна соответствовать ФЗ № 25 «О свободе совести и о религиозных объединениях». Объединение предназначено для совместного исповедания и распространения веры. В процессе создания должен быть сформирован руководящий или координирующий орган объединения.

Гражданским Кодексом определено только гражданско-правовое положение рассматриваемых объединений, также его определяет ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях». Они действуют по положениям устава и внутренних установлений, которые не должны вступать в противоречие с законодательными актами.

Порядок формирования органов таких объединений, включая их компетенцию, порядок принятия решений и отношения между ними и субъектами, включенными в состав их органов, определен вышеназванным ФЗ.

Читайте также:  Минимальная пенсия в России по регионам

Важным аспектом работы подобной организации является то, что как юридическое лицо она не преобразуется в другое предприятие с иной организационной формой.

Создание местной религиозной организации осуществляется по ФЗ. Учредителей должно быть не менее 10 граждан. Централизованная религиозная организация формируется с помощью местных религиозных организаций (другой централизованной организацией), которых должно быть не менее трех.

Учредительный документ представлен здесь уставом. Его утверждением занимаются учредители или централизованная религиозная организация. Устав должен включать информацию о виде и названии организации, ее расположении, цели работы и предмете деятельности, компетенциях органов и их составе, порядке принятия решений, источниках образования имущества и направлениях использования, его распределении после ликвидации организации.

Они являются собственниками имущества, которое им принадлежит, включая имущество, которое было создано или приобретено с помощью своих средств, пожертвовано им, приобретено по иным основаниям.

Взыскание кредиторов не может быть наложено на имущество, которое принадлежит религиозным организациям и имеет богослужебное назначение. Список такого имущества устанавливает ФЗ.

Учредители не вправе сохранять имущественные права на то имущество, которое передали одной из религиозных организаций в собственность. Они не должны отвечают по обязательствам этих организаций, а эти организации не отвечают по обязательствам своих учредителей.

В состав публично-правовых организаций входят:

  • РОСАТОМ (корпорация по атомной энергии государства);
  • РОСТЕХНОЛОГИИ (корпорация по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции государства);
  • Агентство в области страхования вкладов,
  • Фонд содействия реформированию ЖКХ;
  • Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк),
  • Российские автомобильные дороги и др.

В отношении данных государственных корпораций действуют специальные федеральные законы. К ним могут применяться положения ГК РФ только в тех случаях, если другое не предусмотрел специальный ФЗ об определенном юридическом лице.

Публичные компании, которые формируются как государственные корпорации или компании, стали появляться относительно недавно. Первые из них — это «Роснанотех», «Росатом», «Ростехнологии». Они, как и прочие НКО, могут вести предпринимательскую деятельность только в строго определенном порядке.

Пример 1

Например, во втором пункте 3 статьи ФЗ № 139 «О Российской корпорации нанотехнологий» содержится положение о том, что такая корпорация имеет право на осуществление предпринимательских видов деятельности только в той мере, в какой это будет помогать достижению установленных этим ФЗ целей ее работы, которая должна соответствовать данным целям.

ФЗ № 270 «О Государственной корпорации Ростехнологии» рассматривает эту организацию в качестве юридического лица, которое сформировано РФ. Ее форма представляет собой государственную корпорацию. Наряду с этим, государственная корпорация представлена организационно-правовой формой юридического лица. В состав ее функций включены полномочия в области нормативно-правового регулирования в установленной для нее области деятельности. В частности, это напрямую предусматривает 8 статья ФЗ № 317 «О Государственной корпорации по атомной энергии Росатом».

Юридические лица классифицируются на виды, которые связаны с корпоративными обязательственными или вещными правами. Данные права учредители (участники) могут направлять как на самих юридических лиц, так и на их имущество. В соответствии с данным критерием ГК РФ рассматривает юридические лица, в отношении которых:

  • их члены наделены корпоративными правами (корпоративные организации)
  • учредители обладают вещным правом (например, государственные и муниципальные унитарные предприятия, учреждения).

В этой классификации можно добавить и третий вид, который представлен юридическими лицами, в отношении которых их учредители или участники не наделяются имущественными правами (общественные и религиозные объединения и организации, благотворительные и прочие фонды, объединения организаций, включая ассоциации и союзы).

Еще один показатель для разделения юридических лиц представлен их нестандартными наименованиями, которые часто могут не совпадать с названием их организационно-правовой формы. Данные организации отличает порядок формирования, правовой режим имущества и состав участников (учредителей). Речь идет о казенных и малых предприятиях, включая микропредприятия и средние предприятия, коммерческие предприятия с зарубежными инвестициями и народные предприятия. Здесь говорится о предприятиях не в качестве имущественных комплексов, которые применяют в режиме недвижимости для ведения коммерческой деятельности и служат объектами прав по норме 132 статьи ГК РФ, а предприятия в качестве субъекта права (юридические лица).

Определение 10

Казенное предприятие представлено унитарным предприятием, которое формируется на основе имущества государства или муниципалитета. Для него характерно право оперативного управления (113 статья ГК РФ), осуществляемое в порядке Закона об унитарных предприятиях.

Казенные предприятия создаются в следующих ситуациях:

  • основная или существенная доля выпускаемых изделий (выполняемых работ, оказываемых услуг) необходима для федеральных нужд государства, субъектов или муниципальных образований;
  • необходимость использования имущества, которое запрещено приватизировать (включая имущество, которое требуется для обеспечения безопасности РФ, работы ж/д, воздушного и водного транспорта, реализации прочих интересов нашей страны, имеющих стратегический характер);
  • осуществление работы в области выпуска продукции, выполнения работ, оказания услуг, которые реализуются ценам, установленным государством (для решения задач социального характера);
  • разработка и выпуск отдельных видов изделий, которые обеспечивают безопасность нашего государства;
  • выпуск отдельной продукции, которая изъята из оборота или признана ограниченно обороноспособной;
  • ведение отдельных дотируемых видов деятельности, осуществление убыточных производств;
  • осуществление деятельности, которую предусматривает ФЗ для казенных предприятий.

Статья 115 ГК РФ рассматривает в качестве учредительного документа казенного предприятия его устав. Его утверждает орган государства, имеющий на это соответствующие полномочия. Права казенных предприятий на закрепленное имущество определяет ГК РФ (296 и 297 статьи) и Закон об унитарных предприятиях.

Собственники имущества казенных предприятий несут субсидиарную (дополнительную) ответственность по обязательствам в результате недостаточного количества имущества (113 статья ГК РФ). В казенном предприятии не происходит формирование уставного фонда (12 статья Закона об унитарных предприятиях). Наряду с этим, уставы должны содержать информацию о распределении и использовании доходов. Их порядок распределения установлен Правительством РФ, уполномоченными органами государства, субъектов России или органами местного самоуправления.

Вышеназванный закон, касающийся унитарных предприятий, предусматривает и несколько особенностей их правового статуса в сравнении с другими унитарными предприятиями. Так, собственники имущества казенного предприятия кроме других прав, которые перечислены в 20 статье Закона и относятся к подобным предприятиям, имеют право на:

  • изъятие у казенного предприятия лишнего, не используемое или используемое не по назначению имущества;
  • доведение до казенного предприятия обязательных к исполнению заказов на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для нужд государства или муниципальных нужд;
  • утверждение сметы доходов и расходов.

Помимо перечисленного, федеральные казенные предприятия имеют право на отчуждение или распоряжение имуществом при наличии согласия Правительства или уполномоченного федерального органа исполнительной власти. Казенное предприятие, действующее в одном из субъектов нашей страны, имеет право на отчуждение и распоряжение имуществом, которое ему принадлежит. Для этого требуется согласие со стороны уполномоченного органа государственной власти субъекта. Казенные предприятия, работающие в муниципалитетах, имеют аналогичные права, для которых необходимо согласие уполномоченных органов местного самоуправления. Устав таких предприятий предусматривает виды и суммы сделок, которые запрещается осуществлять без согласия собственника имущества такой организации.

Казенное предприятие может самостоятельно реализовать выпущенные изделия, если иное не установил один из ФЗ или прочие НПА РФ.

Казенные предприятия распоряжаются принадлежащим им имуществом, для чего требуется согласие собственника. Предел такого пользования не должен лишать его возможности осуществлять действия, сформированные в уставе такого предприятия. Рассматриваемые организации работают по смете доходов и расходов, которую утверждает собственник имущества.

Особенности финансирования некоммерческих организаций

Как уже упоминалось, некоммерческие организации не нацелены на получение прибыли. Однако это не означает, что они не могут заниматься предпринимательской деятельностью. Это возможно, если полученная прибыль используется для достижения целей, поставленных в учредительных документах (уставе) некоммерческой организации. Например, общественная организация может продать товар с его символикой и использовать полученную прибыль для организации праздничного мероприятия для ветеранов в ближайшем будущем.

В дополнение к этому (традиционному) механизму получения доходов некоммерческие организации могут прибегнуть и к другим способам привлечения средств. Прежде всего, мы говорим о доходах от прямых пожертвований граждан. Особенно в последнее время широкое распространение получили краудфандинговые платформы — онлайн-сервисы, которые публикуют полную информацию о некоммерческих организациях и их проектах и открывают счет, на который люди могут перечислять деньги (спонсорство).

Также возможно традиционное спонсорство некоммерческих организаций со стороны компаний. В этом случае вовлекаются компании, которые чувствуют себя социально ответственными или пытаются проецировать позитивный имидж себя.

Не следует забывать о программах (субсидиях) государственного сектора. В связи с ограниченными бюджетными ресурсами и изменением приоритетов текущей социальной политики она обычно проводится в форме конкурсов на финансирование. Это означает, что некоммерческие организации вынуждены конкурировать друг с другом за доступ к этому источнику финансирования.

В настоящее время все большее значение приобретают добровольные (добровольческие) мероприятия. Она осуществляется группами людей по собственной инициативе и без претензий на оплату труда и потраченного времени. Таким образом, эта некоммерческая деятельность не требует финансовой поддержки, благодаря которой она может развиваться и распространяться в обществе.

Формы некоммерческих организаций

Организационно-правовые формы НКО перечислены в п. 3 ст. 50 ГК РФ. Так, юридическими лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах:

  • автономных некоммерческих организаций;
  • фондов, к которым относятся в том числе общественные и благотворительные фонды;
  • ассоциаций (союзов), к которым относятся в том числе некоммерческие партнерства, саморегулируемые организации, объединения работодателей, объединения профессиональных союзов, кооперативов и общественных организаций, торгово-промышленные, нотариальные палаты;
  • учреждений;
  • общественных организаций, к которым относятся в том числе политические партии и созданные в качестве юридических лиц профессиональные союзы (профсоюзные организации), органы общественной самодеятельности, территориальные общественные самоуправления;
  • общественных движений;
  • религиозных организаций;
  • казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации;
  • общин коренных малочисленных народов Российской Федерации;
  • адвокатских палат;
  • адвокатских образований (являющихся юридическими лицами).

Указанный перечень организационно-правовых форм является закрытым.

Кроме этого, Гражданским кодексом Российской Федерации все юридические лица делятся на два вида корпоративные и унитарные.

Юридические лица, учредители (участники) которых обладают правом участия (членства) в них и формируют их высший орган являются корпоративными (корпорациями): ассоциации (союзы), общественные организации, общественные движения, адвокатские палаты и адвокатские образования и др.

Автономная некоммерческая организация

Некоммерческая организация, не имеющая членства и учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов. Такая организация может создаваться для оказания услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта. Согласно действующему законодательству РФ, АНО может осуществлять предпринимательскую деятельность, направленную на достижение целей, для которых она была создана, но прибыль между учредителями при этом не распределяется. Также важно знать, что учредители автономной некоммерческой организации не сохраняют прав на имущество, переданное ими в собственность этой организации, не отвечают по обязательствам созданной ими автономной некоммерческой организации, а она, в свою очередь, не отвечает по обязательствам своих учредителей.

Учредители автономной некоммерческой организации не имеют преимуществ по сравнению с участниками созданной АНО и могут пользоваться ее услугами только на равных с другими лицами условиях. Надзор за деятельностью автономной некоммерческой организации осуществляют ее учредители в порядке, предусмотренном учредительными документами. Высший орган управления автономной некоммерческой организации должен быть коллегиальным, и учредители АНО самостоятельно определяют форму и порядок формирования коллегиального высшего органа управления.

Читайте также:  Международные водительские права (МВУ)

Коллегиальным высшим органом управления АНО является общее собрание учредителей либо другой коллегиальный орган (Правление, Совет и другие формы, в состав которых могут входить учредители, представители учредителей, директор АНО).

это одна из наиболее распространенных организационно-правовых форм некоммерческих организаций. Фонд учреждается для определенных социальных, благотворительных, культурных, образовательных или других общественно-полезных целей путем объединения имущественных взносов.

По сравнению с другими формами некоммерческих организаций, фонд имеет ряд существенных особенностей. Прежде всего, он не основан на членстве, поэтому его участники не обязаны принимать участие в деятельности фонда и лишены права участвовать в управлении его делами. Кроме того, фонд является полноправным собственником своего имущества, а его учредители (участники) не несут ответственности по его долгам. В случае ликвидации фонда имущество, оставшееся после погашения долгов, распределению между учредителями и участниками не подлежит.

Правоспособность фонда ограничена: он вправе осуществлять только ту предпринимательскую деятельность, которая соответствует целям его создания, прописанным в уставе. В связи с этим закон позволяет фондам участвовать в предпринимательской деятельности как непосредственно, так и через создаваемые для этих целей хозяйственные общества.

В отличие от ряда других некоммерческих организаций, фонд не имеет права участвовать в товариществах на вере в качестве вкладчика. Учредителями, членами и участниками общественных фондов не могут быть органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Имущественная деятельность фонда должна осуществляться публично, и для надзора за соответствием деятельности фонда прописанным в его уставе положениям, создается попечительский совет и контрольно-ревизионный орган (ревизионная комиссия).

Попечительский совет фонда осуществляет надзор за деятельностью фонда, принятием другими органами фонда решений и обеспечением их исполнения, использованием средств фонда, соблюдением фондом законодательства. Попечительский совет фонда может обратиться в суд с заявлением о ликвидации фонда или внесении в его устав изменений в случаях, предусмотренных законом. Решения, принятые попечительским советом, носят рекомендательный характер в отличие от решений руководящих и исполнительных органов.

Члены попечительского совета фонда исполняют свои обязанности в этом органе на общественных началах (в добровольном порядке) и не получают за эту деятельность вознаграждение. Порядок формирования и деятельности попечительского совета определяется уставом, утвержденным его учредителями.

Внесение изменений в устав фонда, как и его ликвидация, возможно только в судебном порядке.

У некоммерческих организаций основной целью своей деятельности не является извлечение прибыли

Статьей 2 ФЗ «О некоммерческих организациях» установлено, некоммерческая организация (далее НКО) это, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.

НКО создаются для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

Формы НКО:
1. Общественные и религиозные (объединения)
2. Фонды
3. Некоммерческие партнерства
4. Частные учреждения
5. Автономная некоммерческая организация
6. Ассоциации (союзы)

Цель создания разных форм организации НКО

Фонды: формирование имущества за счет добровольных платежей и их внедрение в общественных целях. В них нет членов. Деятельность ведется для достижения задач.

Ассоциации: защита интересов участвующих на базе соглашения. Они создаются коммерческими структурами для организации управления предпринимательством.

Общественные организации: работают вместе для достижения задач. Организовываются группой из 10 человек, которые имеют общие интересы.

Религиозные ассоциации: признание и введение людей в веру, поклонение, ритуалы, обучение религии.

Потребительский кооператив: улучшение имущественного статуса членов, предоставление им услуг методом объединения взносов.

Учреждения: реализация культурных, социальных, управленческих и остальных задач некоммерческого плана. Средства вкладывает учредитель.

АНО: предоставление образовательных, медицинских, спортивных и прочих услуг.

НП: достижение общественного благополучия во всех сферах жизни: здоровье, культура, искусство, спорт. Такая форма создается для предоставления разных видов услуг.

Общины малочисленных народов создаются гражданами на добровольной базе. Они должны содержать более 3-х членов. Люди объединены на базе общих интересов, территории жительства, традиций, ремесел для того, чтобы сохранить свою жизнь, культуру, принципы управления. Эти НКО могут вести бизнес, чтобы выполнить свои задачи. При выходе из общества гражданин имеет права на имущество.

В таблице показаны различия в главных формах НКО.

Показатель

НП

АНО

Частное учреждение

Фонд

Общественная организация

Ассоциация

Учредители

физлица

физлица

Юрлицо или гражданин

Юрлицо или гражданин

3 физлица и более

Юрлицо

Членство

да

нет

нет

нет

да

да

Предпринимательство

разрешено

разрешено

разрешено

разрешено

разрешено

нет

Ответственность

нет

нет

да

нет

нет

да

Публикация СМИ

нет

нет

нет

да

нет

нет

Достоинства и недостатки разных форм организации

Потребительский кооператив:

  1. Плюсы: распределение доходов, стабильность торговли, муниципальная поддержка.
  2. Минусы: ответственность за долги, полный рабочий процесс, необходимость дополнительных инвестиций в случае затрат.

НП:

  1. Плюсы: безопасность прав на имущество, перед кредиторами нет ответственности, свобода выбора организационной структуры.
  2. Минусы: прибыль не распределяется, разработка документации.

Ассоциация:

  1. Плюсы: трансформация в товарищество, бесплатное пользование услугами участников.
  2. Минусы: ответственность бывших членов по долгам сохраняется в течение 2 лет.

Фонд:

  1. Плюсы: возможность предпринимательства, огромное количество владельцев, отсутствие долговой ответственности, имеет свою собственность.
  2. Минусы: ежегодная общественная отчетность, возможность признания банкротства, нет возможности преобразования.

Религиозные объединения:

  1. Плюсы: не имеют имущественных прав.
  2. Минусы: не несут ответственности за долги.

Учреждения:

  1. Плюсы: предоставление услуг за некоторую плату.
  2. Минусы: ответственность перед кредиторами, собственность принадлежит владельцу.

Общественные организации:

  1. Плюсы: не несут ответственности за долги, предпринимательство разрешено. Свобода в выборе задач, способов работы.
  2. Минусы: члены не претендуют на переданные активы и взносы.

Унитарные НКО:

  1. Плюсы: нет членов, имеют преимущество быстро принимать решения насчет возникающих проблем.
  2. Минусы: трудность принятия конечных решений с огромным числом владельцев.

Таким образом, НКО, несмотря на то что не заняты получением дохода, являются организациями в силу особенного законодательного статуса и правового положения некоммерческих организаций. Они наделены надлежащими правами и обязательствами (с чертами, которые были установлены особыми законодательными актами).

Одновременно главной особенностью законодательного статуса некоммерческих компаний будет то, что они производят деятельность в согласовании с целями, обозначенными в их уставах, которые не связаны с извлечением дохода.

В итоге некоммерческая организация, название которой успешно зарегистрировано в установленном порядке, приобретает исключительное право на ее создание. Местом некоммерческой организации считается место ее государственной регистрации. Эти сведения, а конкретно заглавие и местонахождение, непременно должны указываться в учредительной документации.

Что нужно, чтобы учредить НКО

Нужные документы и правильный выбор, который можно сделать, решив для себя несколько вопросов:

  • Выбрать область, в которой вы будете некоммерчески действовать, какие цели будут стоять перед компанией и какими способами они будут достигаться.
  • После решения первых вопросов, выбор формы для вашей НКО не станет проблемой, но его нужно будет сделать.
  • Сначала потребуется паспорт учредителя. А в некоторых случаях (в зависимости от выбранной ранее формы НКО) — до трёх учредителей.
  • Решить вопрос, касающийся управляющего состава. Выбрать должности и получить копии паспортов людей, которые эти должности будут занимать.
  • Выбрать название НКО. Как полное, так и, при необходимости, сокращённое.
  • Обеспечить возможность создания юридического адреса. Здесь два варианта. Можно предоставить гарантийное письмо от собственника помещения, в котором будет создаваться офис НКО. Либо же адресом может послужить квартира одного из учредителей. Но только в том опять же случае, если он является владельцем квартиры.
  • Потребуются также деньги на оплату государственной пошлины. На данные момент она составляет 4 тысячи рублей.
  • Средства на оплату услуг нотариуса (не более 4-х тысяч рублей).

Без перечисленных выше документов и определённостей ничего не получится. Это минимум. А теперь подробнее остановимся на каждом из пунктов, потому как по многим параметрам регистрация некоммерческой структуры имеет свои ограничения.

Основное деление подразумевает

Место регистрации предприятия — либо ФСН, либо Минюст. То есть то ведомство, куда подаётся регистрационный пакет документации и где фиксируются положения Устава фирмы.

Членское основание НКО. Здесь стоит остановиться подробнее. Если вы — основатель НКО, то проект по сути — ваш. Вы его патронируете. Но основанная на членстве, НКО подразумевает, что развиваться фирма, и реализовываться её проекты будут непосредственно силами и возможностями равных членов коллектива. То есть говорить о том, что проект будет и дальше ваш — уже нельзя. Единственный способ этого добиться — быть лидером этого коллектива и сохранять авторитетную позицию с мнением, к которому будет прислушиваться абсолютное большинство работников.

1. Если компания регистрируется в министерстве юстиций и основана она на членстве, то выделяют:

  • Автономные некоммерческие организации (АНО).
  • Фонды.
  • Учреждения.

2. Если НКО основана не на членстве, то выделяются:

  • Общественные организации.
  • Ассоциации.
  • Союзы.
  • Адвокатские образования.
  • Казачьи общества.

3. Если место регистрации НКО — Федеральная налоговая служба, а сама она основана на членстве, то выделяют:

  • Садовое некоммерческое товарищество
  • Потребительский кооператив.
  • ТСЖ — товарищество собственников жилья.

4. Если НКО регистрировалась в ФСН, а основана она на членстве, то бывают:

  • Государственные учреждения.
  • Казённые учреждения.
  • Муниципальные учреждения.

Если НКО уже образована по конкретной форме, то менять её почти не имеет смысла, обычно это невыполнимая задача. А если есть потребность, то просто создаётся новая организация с нужной формой.

Потребительские или обслуживающие кооперативы

Цель членства – удовлетворение желаний лиц-участников, для чего вводятся имущественные взносы.

Устав организации устанавливает размер взносов для членства, порядок внесения платы, ответственность за несоблюдение обязанностей.

Обязательное условие в составлении наименования кооператива – наличие указания основной цели деятельности и включение слов, характеризующих классификацию объединения.

Ежегодно участники кооператива утверждают баланс, который должен быть восполнен от убытков в течение трех месяцев. Если этого не происходит, то кооператив ликвидируется в судебном порядке по запросу кредиторов.

Форма деятельности кооператива может различаться. Главное условие – это деятельность некоммерческого характера, которая призвана для удовлетворения потребностей плательщиков.

Большинство собственников были против акционирования собственности, изъявили желание участвовать в управлении новым хозяйством с учетом доли в уставном капитале. По уровню квалификации будущий руководитель хозяйства лишь незначительно превосходил членов возглавляемого им аппарата управления. Территория хозяйства недостаточно компактна. Производственные объекты разбросаны по нескольким деревням. Около трети собственников работают в хозяйстве.

Первое условие говорит о том, что новое предприятие не должно быть ни акционерным обществом (собственники против этого), ни кооперативом (собственники хотят участвовать в управлении с учетом доли в уставном капитале), ни товариществом на вере (собственники не хотят доверить управление узкому кругу лиц; в коллективе нет высоко квалифицированных и пользующихся доверием собственников лиц).

Невысокий уровень квалификации руководителя коллектива, разбросанность территории и объектов хозяйства свидетельствует о необходимости коллегиального руководства коллективом. Этому благоприятствует и то, что многие собственники являются работниками хозяйства (в этом случае им легче участвовать в управлении).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *