Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Инструкция по прохождению предварительной квалификации на ЭТП». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
По закону оператор электронной торговой площадки в течение часа после получения заявки проводит проверку по следующим пунктам:
— наличие электронной подписи на документах;
— истечение срока регистрации в ЕИС и аккредитации на электронной площадке;
— наличие участника в реестре недобросовестных поставщиков.
Предоставление и проверка документов при закупке с дополнительными требованиями
Законом о контрактной системе предусмотрены особенности предоставления и проверки документов по ч.2-2.1 ст.31.
В соответствии с ч.12 статьи 24.2 с целью обеспечения доступа к участию в проводимых на электронной площадке закупках отдельных видов товаров и услуг, в отношении участников которых Правительством РФ установлены дополнительные требования в соответствии с ч.1 ч.2 и 2.1 статьи 31, участники закупки, аккредитованные на ЭП, направляют оператору этой ЭП в отношении каждого такого вида электронные документы (или их копии), предусмотренные Постановлением №99.
При закупке с дополнительными требованиями участники, которые не загрузили документы по дополнительным требованиям на ЭП, подать свою заявку не смогут. Такое ограничение установлено в п.30 Постановления Правительства РФ от 08.06.2018 №656.
Такой порядок взаимодействия оператора электронной площадки и участников закупки утвержден для обмена, предоставления документов и для подтверждения соответствия дополнительным требованиям.
На главной странице сайта «Госуслуги» в поисковом окне введите услугу «получение справки о наличии судимости».
Справку можно получить бесплатно. Максимальный срок оказания услуги — 30 календарных дней. Чтобы проверить поставщика, загрузите скан паспорта, отправьте заявление и дождитесь результатов проверки. Выберите, в каком виде хотите получить справку — электронном или бумажном. Электронная справка, заверенная электронной подписью сотрудника МВД России, придет в ваш личный кабинет. Она приравнивается к официальному документу на бумажном носителе (ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ).
Оформление результатов
Результатом проведенной аудиторской проверки является оформленный контролирующим органом отчет (акт). В нем содержатся систематизированные данные по доказательной базе, полученным выводам. В этом документе аудиторы обозначают выявленные проблемы и недостатки, приводят практические рекомендации по исправлению ситуации. В отчетном бланке должны быть такие сведения:
- критерии аудиторской проверки;
- оценка эффективности и правильности организации закупочной деятельности на предприятии;
- характеристика отклонений;
- факты ограничения доступа к информации (при наличии);
- степень значимости недостатков в работе госоргана;
- отражение потенциальных рисков, которые могут быть спровоцированы выявленными проблемами.
Если аудиторы указывают на наличие в действиях проверяемой структуры состава административного правонарушения, инициируется внеплановая комплексная проверка. Обращение в прокуратуру возможно при условии, что проверкой будут установлены факты финансовых преступлений или коррупционных действий. Акт аудита должен быть доведен до руководства проверяемых структур и опубликован на сайте ЕИС.
Алгоритм проверки любых госзаказов, для непрофессионалов
Пост о том, как человеку, не сведующему в юриспруденции, проверять государственные закупки. Очень трудно собрать всё в один пост. Тут только основные моменты, самые распространенные нарушения, самые общие способы ловли коррупционеров. Это статья про то, как непрофессионалам находить коррупцию в госзаказах.
Итак, вы нашли закупку, как проверить документацию?
1. Выясняете способ закупки (написано на первой странице) — конкурс, аукцион, запрос котировок (запрос котировок это просто вопрос «сколько у вас это стоит?»). Сначала нужно убедиться что форма закупок — правильная.
Конкурс объявляется тогда, когда не должно быть аукциона (п. 4 ст. 10 94-ФЗ). Перечни товаров, работ, услуг, размещение заказов соответственно на поставки, выполнение, оказание которых осуществляется путем проведения аукциона, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Список закупок, которые осуществляются исключительно путем аукциона — Распоряжение Правительства РФ от 27 февраля 2008 г. N 236-р, а исключительно путем аукциона в электронной форме (электронного аукциона) — Распоряжение Правительства РФ от 17 декабря 2009 г. N 1996-р.
Сложные товары, НИОКР, услуги, то есть такие товары, для которых не существует сложившегося рынка, обычно закупаются по конкурсам.
Если цена контракта не превышает 500 000 рублей — заказ размещается в форме запроса котировок (то есть просто заказчик спрашивает цену и выбирает меньшую цену).
Аукционы и конкурсы бывают открытые и закрытые. Закрытые они только тогда, когда в аукционной или конкурсной документации, или в госконтракте, содержатся сведения, составляющие государственную тайну (п. 2 ст. 20, п. 2 ст. 32 94-ФЗ). Ну, закрытых торгов на сайте госзакупок нет, поэтому их разбирать не будем.
2. Посмотрите во вкладке «документы», опубликованы ли Разъяснения к документации. Если закупка или документация вызывает вопросы у обычного поставщика/подрядчика, то очень вероятно, что вопрос заказчику уже задан и заказчик уже начал изворачиваться, то есть писать разъяснения. Это простой способ быстро найти коррупциогенный фактор в документации. Но способ неофициальный.
2.1. Смотрите цвет штрифта названия торгов. Например, этот заказ — цвет наименования заказа весь красный. Это значит, что автоматизированная система не в силах обработать этот текст из-за грамматических ошибок. Однако, визуально ошибок нет. Следовательно, необходимо воспользоваться сервисом, определяющим английские и русские символы в тексте и увидеть, что наименование заказа набрано вперемешку русскими и латинскими символами. Это делается для того, чтобы заказ невозможно было найти через поисковую систему сайта и на торги не пришли участники, не участвуюшие в сговоре. Такие действия Заказчика являются нарушением ст. 16 Закона о размещении заказов.
3. Читаете техническое задание и приложения к нему. Просто читаете и пытаетесь понять. Если по прочтении вы можете подробно и в деталях представить себе результат работы, которую требует выполнить заказчик и хорошо представляете себе КАК эту работу нужно выполнить, куда идти, кого нанять, какую технику использовать, как выглядит предмет конкурса, то есть подробно всё представляете — тогда предмет конкурса определен. Если по прочтении остались вопросы — значит, предмет конкурса не определен и это нарушение п. 2 ст. 22 94-ФЗ (для конкурсов, или нарушение п. 2 ст. 34 94-ФЗ (для аукциона), или нарушение п. 2 ст. 34 и п. 1 ст. 41.6 94-ФЗ (для электронного аукциона).
Тут необходимо иметь в виду, что излишне подробное описание предмета торгов означает (особенно, если закупается товар), что заказчик определился не только с предметом, но и с победителем (так бывает чаще всего). Поэтому указание параметров до миллиметра — также ограничивает конкуренцию, так как, по условиям таких торгов, можно приобрести только один товар (и, как правило, только у одного поставщика/изготовителя).
В общем, слишком подробное указание параметров товара, работы, услуги, в случае, если изменение таких параметров никак не повлияет на результат или на функциональность предмета торгов или результат работы или услуги — нарушение п. 3 ст. 17 и ч. 2 п. 1 ст. 17 ФЗ № 135 «О защите конкуренции» и п. 3 ст. 22 ФЗ № 94.
Документация не должна содержать указание на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников. Документация может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставка которых не является предметом контракта. Если указываются иностранные товары, должен быть указан их российский аналог. Вообще, все вышеуказанные вещи можно указывать только с оговоркой «или эквивалент».
Нельзя сокращать период, за который участник закупки может представить необходимый опыт
Как следует из подп. «г» п. 28 Положения № 2604, при оценке заявок по показателю «наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта» учитывается последний акт, составленный при исполнении договора. Такой акт должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок.
Некоторые заказчики ошибочно полагают, что они вправе сократить указанный срок.
Пример правовой оценки
Заказчик незаконно установил, что показатель «Наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта» определяется общим количеством заключенных и исполненных договоров (контрактов) за период 2019–2021 гг.
Согласно подп. «г» п. 28 Положения № 2604 участник закупки вправе представить заключенные и исполненные договоры и акты выполненных работ (оказания услуг), подтверждающие наличие у него соответствующего опыта, подписанные не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок. Суд приходит к выводу, что требования заказчика о предоставлении документов за 2019–2021 гг. противоречат вышеуказанной норме и нарушают права потенциальных участников закупки.
Решение АС Астраханской области от 29.08.2022 по делу № А06-4083/2022. См. также решение АС г. Москвы от 04.08.2022 по делу № А40-75962/2022 г.
Наличие опыта указывается заказчиками в некоторых конкурентных процедурах – конкурсах и аукционах по 44-ФЗ. Подтверждение этого критерия показывает, что потенциальный исполнитель уже сталкивался с подобными работами и знает, как их выполнять. Опыт участника относится к дополнительным требованиям, указанным в ч.2.1 ст.31 44-ФЗ.
В 2022 году в системе закупок появилось понятие «универсальной предквалификации». Что это значит? Возможность участвовать в закупке у компании появляется в случае представления опыта в виде исполненных контрактов за предыдущие 3 года до направления заявки. Совокупная стоимость таких контрактов – не ниже 20% от НМЦК текущей процедуры. В качестве опыта можно подавать контракты со штрафами и пенями, но только если они были погашены компанией.
Примечание: универсальная квалификация не применяется в закупках некоторых видов ТРУ, для которых установлены доптребования по ч.2 ст.31 44-ФЗ.
Как Указ №252 касается заказчиков
Для заказчиков, работающих по Федеральным законам №44-ФЗ и №223-ФЗ, из подпункта «а» пункта 2 Указа №252 и постановления Правительства №851 вытекает обязанность учитывать введенные ограничения при подготовке и проведении закупок. Поскольку в Указе №252 и Постановлении №851 не указано исключений, запреты на совершение сделок распространяются на всех российских заказчиков.
Подходы к применению новых требований по Закону №44-ФЗ
Для заказчиков по Закону №44-ФЗ ситуация сложнее. Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона №44-ФЗ участник закупки должен соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с пунктом 11 части 1 этой же статьи у участника закупки должны отсутствовать ограничения для участия в закупках, установленные законодательством Российской Федерации.
Требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона №44-ФЗ, заказчик обязан указать в извещении об осуществлении закупки (п.12 ч.1 ст.42 Закона №44-ФЗ). Участник закупки, в свою очередь, направляет документы, подтверждающие его соответствие этим требованиям (подпункт «н» пункта 1 части 1 статьи 43 Закона №44-ФЗ) и в составе заявки предоставляет декларацию о своем соответствии требованиям, установленным пунктами 3-5, 7-11 части 1 статьи 31 Закона №44-ФЗ. Возникает вопрос: нужно ли указывать новые требования к участнику закупки в извещении в составе единых требований по п.1 ч.1 ст.31 Закона №44-ФЗ или достаточно предоставленной декларации участника об отсутствии у него ограничений для участия в закупках по п.11 ч.1 ст.31 Закона №44-ФЗ?
Исключения составляют суммы задолженностей:
• на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством РФ;
• которые реструктурированы;
• по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной;
• которые признаны безнадежными к взысканию.
Стоит отметить то, участником закупки в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимок, задолженностей и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не принято, то он считается соответствующим требованиям закупки.
Когда составляется протокол несоответствия по 44-ФЗ
С 01.01.2017 Федеральное казначейство и ответственные за финансовый аудит органы субъектов РФ производят контрольные мероприятия по проверке соответствия сведений об объемах финансового обеспечения, выделенного организации для осуществления закупочной деятельности, и тех данных, которые отражены в документах планирования, сформированных на основе доведенных до госзаказчика объемов финансирования. Также проверяется, чтобы данные об идентификационных кодах закупки и об объемах финансирования, выделенных получателю бюджетных средств для осуществления закупок, были одинаковы в следующих регистрах:
- в планах-графиках и планах закупок;
- в извещении, в закупочной документации и информации по позициям планов-графиков;
- в протоколе об определении поставщика, подрядчика, исполнителя и в закупочной документации;
- в условиях проектов контракта, которые направляются тому участнику торгов, с которым в итоге заключается контракт, и в протоколах определения поставщика, подрядчика, исполнителя;
- в реестре контрактов и в условиях конкретных контрактов.
На основании п. 14 Правил контроля (утверждены Постановлением Правительства № 1367 от 12.12.2015), по ч. 5 ст. 99 44-ФЗ, если информация, размещаемая заказчиком, прошла контроль по всем установленным условиям, то она подлежит размещению в ЕИС в течение одного рабочего дня с момента направления объекта на контроль. Контролирующий орган, в свою очередь, ставит отметку о соответствии направленных данных в течение 3 рабочих дней (п. 11, 12 Правил).
Федеральный закон № 44-ФЗ в ст. 31 перечисляет требования, общие для всех участников всех закупок, проводимых в порядке 44-ФЗ. Это означает, что независимо от вида проводимой процедуры, предмета закупки и организационно-правового статуса заказчика, он обязан предъявлять к потенциальным контрагентам эти требования. Несоответствие компании даже одному из них исключает получение ею контракта.
Та же норма 44-ФЗ отвечает на вопрос, кто проверяет соответствие участников закупки требованиям закона — это делает сам заказчик, исследуя заявку каждого потенциального контрагента и проверяя его с помощью сторонних источников, сервисов и ресурсов. Если заказчик выявил несоответствие лица требованиям, он обязан отстранить его от участия в закупке или отказаться от заключения с ним контракта — комиссия обязана проверить участников закупки на предмет соответствия требованиям на всем протяжении процедуры, вплоть до заключения соглашения. Допуск компании, которая заведомо требованиям не соответствует, грозит для заказчика административной ответственностью по ст. 7.30 Кодекса об административной ответственности РФ.
Заказчик обязан проводить проверку самостоятельно и не вправе перекладывать ее на третьих лиц, в том числе на оператора электронной площадки, — оператор электронной площадки проверяет соответствие участника электронного аукциона требованию на запрет участия в закупках по формальным основаниям, перечисленным в постановлении правительства от 14.09.2019 № 1202.
Рассмотрим подробнее действующие требования, указанные в ст. 31 44-ФЗ.
Особенности установления требования о наличии государственной лицензии
Большая часть лицензируемых видов деятельности перечислена в ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ. К ним, например, относится частная охранная деятельность и деятельность по сохранению объектов культурного наследия РФ. Лицензирование определенных видов деятельности регулируется и отраслевыми федеральными законами. Например, к встречающимся в закупках видам относится деятельность, связанная с защитой государственной тайны, страховая деятельность (ст. 27 Закона РФ от 21.07.1993 N 5485-1, ст. 32 Закона РФ от 27.11.1992 N 4015-1).
Если объект закупки относится к лицензируемой деятельности, заказчикам необходимо включить требование о представлении соответствующей лицензии. При этом важно не только указать название лицензии в соответствии с законом, но и точно прописать конкретные виды деятельности, которые должны быть указаны в ней. Так, нарушением признавали действия уполномоченного органа, который в документах закупки не указал, на какие именно виды охранных услуг необходимо представить лицензию (Решение Дагестанского УФАС России от 24.09.2021 N 005/06/106-1539/19). Также нарушением сочли указание вида охранных услуг в формулировке, отличающейся от приведенной в ст. 3 Закона РФ от 11.03.1992 N 2487-1 (ред. от 02.08.2021) (Решение Адыгейского УФАС России от 27.03.2021 по делу N К-35/18).
Помимо видов деятельности следует обратить внимание и на место/адрес, где разрешена деятельность. Если лицензию выдает орган субъекта РФ, то деятельность за некоторыми исключениями можно осуществлять только в этом субъекте. В других субъектах ее можно осуществлять только после уведомления лицензирующих органов этих субъектов, то есть фактически после переоформления лицензии (ч. 5 ст. 9 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ, п. 3 Постановления Правительства РФ от 21.11.2011 N 957). Так, Хабаровское УФАС предписало аннулировать протоколы и внести изменения в аукционную документацию в связи с тем, что в документах закупки не установлено требование о месте осуществления деятельности по транспортировке отходов I — IV класса опасности (Решение от 14.11.2021 N 404 и Предписание Хабаровского УФАС России от 14.11.2021 N 123). При этом суды поддержали позицию антимонопольного органа (Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 31.07.2021 N Ф03-2622/2021 по делу N А73-21426/2021).
Также заказчикам следует учитывать особенности в отношении сроков действия лицензии. Минфин России в Письме от 12.09.2017 N 24-03-06/58653 указал, что заказчик не вправе устанавливать требования к сроку действия лицензии в документах закупки, поскольку это ограничивает конкуренцию. Это относится к случаям, когда заказчики требуют, чтобы участник приложил лицензию, например, заканчивающуюся не раньше сроков выполнения работ по контракту. Представляется, что для заказчиков безопаснее всего устанавливать требование о представлении действующего документа без уточнения, на какой момент он должен действовать.
При рассмотрении представленных документов заказчикам также необходимо учитывать особенности действия некоторых лицензий. Так, в связи с вступлением в силу Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ лицензии на виды деятельности, указанные в ч. 1 ст. 12 этого Закона, срок действия которых не истек до 6 мая 2011 г., действуют бессрочно при условии, что наименование лицензируемого вида деятельности не изменилось.
Кроме того, в 2021 г. действие ряда лицензий автоматически продлено на 12 месяцев. Это относится к лицензиям, перечисленным в Приложении 1 к Постановлению Правительства РФ от 03.04.2021 N 440, срок действия которых истекает в период с 15 марта 2021 г. по 31 декабря 2021 г.
Остановимся на случаях, когда требовать лицензию нельзя. Антимонопольная служба признает ограничением конкуренции установление требования о наличии у участника закупки лицензии, если только часть работ подлежит лицензированию. Это связано с тем, что в подобном случае для выполнения работ участник может привлечь лицензированного субподрядчика и установление такого требования необоснованно ограничит количество участников. Ярким примером может служить требование о наличии лицензии на монтаж пожарной сигнализации в рамках работ по капитальному ремонту. ФАС России признала такое требование нарушением ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе ( Решение от 02.10.2021 по делу N 19/44/105/2595). Суды придерживаются аналогичной позиции (п. 7 Обзора судебной практики, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017).
Что делать, если необходимые требования в документах закупки не установлены
Если ошибка выявляется до заключения контракта, например при обжаловании закупки, то антимонопольный орган чаще всего выносит предписание о внесении изменений в документацию. В этом случае заказчики тратят больше времени на определение поставщика за счет внесения изменений и переигровки процедуры, если она состоялась. Но при этом заказчики получают поставщика, способного исполнить контракт и отвечающего требованиям к таким лицам. Также должностному лицу заказчика могут назначить административный штраф.
Хуже, когда процедура проходит без внимания контрольных органов. Заказчик в результате может получить ненадлежащего поставщика, который не сможет исполнить контракт и не вправе этого делать. Допускать заключение, а тем более исполнение такого контракта нельзя.
Ниже приведены механизмы, с помощью которых заказчик может минимизировать негативные последствия отсутствия должных требований в документах закупки.
Зачастую свою ошибку заказчики обнаруживают, когда отменить закупку или внести изменения в документы закупки уже нельзя. Но у заказчика до заключения контракта еще есть возможность отклонить заявку или отстранить поставщика. Один из вариантов — отклонить заявки всех участников, чтобы процедура не привела к заключению контракта.
Если других оснований для отклонения найти не удается, то отклонить заявки можно за предоставление недостоверной информации. Логика проста: если для выполнения работ, оказания услуг участник должен соответствовать специальным требованиям, но не соответствует им, то в согласии на выполнение работ / оказание услуг на условиях документации/извещения, которое он предоставляет в первой части заявки на участие в конкурсе или аукционе либо в котировочной заявке, участник дает недостоверную информацию.
Для отклонения заявки заказчик должен убедиться, что участник не соответствует спецтребованиям. Для этого в зависимости от объекта закупки можно проверить реестр членов соответствующей СРО, запросить информацию в лицензирующем органе, органе по аккредитации или получить сведения от правообладателя РИД. Если такие сведения удалось получить до окончания рассмотрения заявок, то заявки на участие в конкурсе можно отклонить на основании п. 2 ч. 4 ст. 54.7 Закона о контрактной системе, в электронном аукционе — на основании п. 1 ч. 6 ст. 69 Закона о контрактной системе, при запросе котировок — по п. 1 ч. 3 ст. 82.4 Закона о контрактной системе (по п. 5 ч. 11 ст. 82.1 Закона о контрактной системе — при запросе котировок, который проводится по новому порядку, действующему с 1 апреля 2021 г.).
Если сведения о несоответствии участника спецтребованиям заказчик получил после рассмотрения заявок, но до заключения контракта, то при проведении конкурса участника можно отстранить на основании ч. 5 ст. 54.7 Закона о контрактной системе, а при проведении электронного аукциона — на основании ч. 6.1 ст. 66 Закона о контрактной системе.
Конечно, есть риск, что участник обжалует отклонение и антимонопольный орган признает его необоснованным и даже назначит штраф, но в то же время при внеплановой проверке ФАС может выявить нарушение в том, что заказчик не установил требования к лицам по п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, и выдать предписание о его устранении. В этом случае у заказчика появится возможность все исправить и провести закупку с должными требованиями.
Если контракт уже заключен, то самым безопасным будет расторгнуть его по соглашению сторон. Если соглашения достичь не удалось, то кроме суда остается вариант одностороннего отказа от контракта.
Просто отказаться в одностороннем порядке не получится. Позиция госорганов и судов такова, что в одностороннем порядке заказчик может отказаться от контракта только при наличии нарушений. Это вытекает из системного толкования ст. 95 Закона о контрактной системе и связано с тем, что в случае одностороннего отказа информация о поставщике подлежит включению в РНП. Данный вывод отражен в Письме Минэкономразвития России от 08.04.2016 N Д28и-880 и Постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 27.05.2016 N Ф07-3770/2016 по делу N А13-8444/2015.
Пунктом 1 ч. 15 ст. 95 Закона о контрактной системе установлена обязанность заказчика расторгнуть контракт, если стало известно, что исполнитель не соответствует требованиям закупки или предоставил недостоверные сведения о соответствии. Представляется, что это основание в данном случае не подходит для расторжения, поскольку требования к участникам в документах не устанавливались. В противном случае (когда требование установлено) заказчик был бы обязан расторгнуть контракт.
Иногда заказчики не включают в документы закупки требования к участникам по п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, однако формулируют требования к товару так, что их могут выполнить лишь участники, которые фактически соответствуют требованиям иметь государственную лицензию, членство СРО, аккредитацию или разрешение правообладателя. В продолжение примера с компьютерными программами можно привести требование использовать для обслуживания ПО заказчика только лицензионные сервисные программы. В таком случае для отказа от контракта заказчик может воспользоваться п. 1 ч. 15 ст. 95 Закона о контрактной системе, но уже в связи с несоответствием товара (в данном случае услуги) требованиям к товару, установленным в документах закупки.
Таким образом, кроме описанного исключения для одностороннего расторжения остаются только случаи, которые предусмотрены в Гражданском кодексе РФ как основания для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств. При этом реализовать данное право заказчик может, только если оно закреплено в контракте (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
У заказчиков есть возможность отказаться от контракта по п. 3 ст. 723 ГК РФ, например, указав, что работы выполняются без необходимой лицензии, аккредитации или разрешения правообладателя, что является существенным и неустранимым недостатком. Нужно лишь дождаться срока приемки результата работы (конечного или промежуточного), поскольку из п. п. 1, 2 ст. 723 ГК РФ, находящихся в системной связи с п. 3 ст. 723 ГК РФ, следует, что эта статья регулирует случаи, когда работа выполнена и подрядчик передал результат заказчику. Та же норма может применяться и для контрактов на оказание услуг (ст. 783 ГК РФ). Длительное оказание услуг обычно разбито на этапы (промежуточные сроки), равные месяцу, что позволяет заказчику относительно быстро отказаться от контракта.
Число членов комиссии снизили до трех
С нового года членов закупочной комиссии должно быть не менее трех человек. Ранее нужно было не менее пяти. С одной стороны, для заказчика это положительное изменение, ведь можно задействовать меньше человек в закупочном процессе. Но с другой стороны, возрастает риск ошибок из-за роста нагрузок и сокращения сроков закупочных этапов.
Уже сейчас придется получать индивидуальную электронную подпись для каждого члена комиссии. Ведь с 2022 года комиссии разрешат проводить через видеоконференцсвязь (ч. 3, 8 ст. 39 Закона № 44-ФЗ). И еще по-другому составлять протоколы закупок.
В задании 3 видите пример фрагмента протокола, аналог которого применяли в этом году. Определите, что в нем нужно изменить, чтобы использовать в работе с нового года.
Основные различия требований к участникам госзакупок по законам № 44-ФЗ и № 223-ФЗ
В соответствии со ст. 3 закона «О контрактной системе…» от 05.04.2013 № 44-ФЗ заказчиками товаров, работ, услуг, нужд могут быть органы государственной или муниципальной власти, бюджетные учреждения, унитарные предприятия — при условии выделения им бюджетных средств для произведения капитальных вложений в объекты муниципальной или государственной собственности, а также отдельные юридические лица (корпорации «Росатом» и «Роскосмос»). Также рассматриваемый закон содержит исчерпывающий перечень основных и дополнительных требований, которые могут быть предъявлены к участникам закупки.
Стандарты – это очень важно
Еще описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования в отношении проведенных испытаний и их методов, упаковки в соответствии с требованиями ГК РФ, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия процессов и методов производства техрегламентам, документам, разрабатываемым и применяемым в национальной системе стандартизации, техническим условиям, а также требования в отношении условных обозначений и терминологии.
В 2016 году появилась новая норма (Федеральный закон от 05.04.2016 № 104-ФЗ), согласно которой техническое задание должно учитывать требования техрегламентов и документов национальной системы стандартизации. То есть характеристики предмета закупки (технические, функциональные) заказчик должен устанавливать в соответствии с требованиями этих регламентов и документов.