Почему важно соблюдать дистанцию

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Почему важно соблюдать дистанцию». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Для того, чтобы определить точные цифры безопасной дистанции применяются практически тесты на полигонах. При этом учитывается целый ряд условий, среди которых тип шин, скорость движение, состояние дорожного полотна, время реакции водителя и т.д. Вот пример расчета средней безопасной дистанции.

Дистанция между автомобилями: ПДД

В ПДД термин «Дистанция / Боковой интервал» встречается трижды:

  1. Пункт 9.10: Водитель должен соблюдать такую дистанцию до движущегося впереди транспортного средства (ТС), которая позволила бы избежать столкновения, а также необходимый боковой интервал, обеспечивающий безопасность движения.
  2. Пункт 9.11: Вне населенных пунктов на дорогах с двусторонним движением, имеющих две полосы, водитель ТС, для которого установлено ограничение скорости, а также водитель ТС (состава ТС) длиной более 7 м должен поддерживать между своим и движущимся впереди ТС такую дистанцию, чтобы обгоняющие его ТС могли без помех перестроиться на ранее занимаемую ими полосу.

    Если исключить крупногабаритную технику, то для водителей остальных авто данное положение ПДД становится актуальным только при буксировке прицепа. В любом случае требование, сформулированное в пункте 9.11, не действует при движении по участкам дорог, на которых запрещается обгон, а также при интенсивном движении и движении в организованной транспортной колонне. При этом понятие «интенсивное движение» никак не регламентируется.

  3. Пункт 3.16: «Ограничение минимальной дистанции». Запрещается движение ТС с дистанцией между ними меньше указанной (в метрах) на знаке.

    Запрещающий знак 3.16 устанавливается на сложных участках дорог (перед мостами, эстакадами, путепроводами, ледовыми переправами, тоннелями и пр.) и действует до ближайшего перекрестка, конца населенного пункта или до места установки знака 3.31 «Конец всех ограничений».

Таблица: эффективная скорость на трассах при разных обстоятельствах

Эффективное значение Описание Дополнения
2 секунды Хорошая погода, ясно, сухой асфальт. Нет препятствий, отсутствуют ремонтные участки, нет грязи.
3 секунды На трассе глиняное покрытие. Проезд в темное время суток, в ясный день с некоторыми препятствиями (ветки, ямы), которые легко проехать).
4 секунды Дорога мокрая, недавно выпал снег Иней, снег в светлое время суток.
5 секунд На дороге снег, наступило темное время суток. Опасность гололеда, прошел мокрый снег.
5 секунд Дорога покрыта снегом. Снег укатан.
6 секунд Дорога сильно заснежена. Заметна тонкая водяная плёнка.
7 секунд Эффективное расстояние, которое рассчитано для новичков Касается водителей, недавно освоивших правила ПДД (без практического опыта).

Штрафы за несоблюдение дистанции

Проезд не по предписаниям знака 3.16 рассматривается как административное нарушение. Штраф назначается в размерах до 1500 рублей.

Повторное «злодеяние по КоАП влечет увеличение санкций до 3000 рублей. А кто так и не разобрался в правилах ПДД, рискует потерять водительские права.

Статья КоАП 12.15 предполагает подобные действия в отношении автолюбителя, нарушившего пункт 9.10. Всякий маневр, совершенный при движении по проезжей части, может быть зафиксирован на видеорегистратор или камеры наблюдения.

Также любое неправильное действие, которое привело к ДТП, влечет опять же назначение штрафа и по статье 12.15.

Эффективный промежуток выбирает сам водитель. Согласно Правилам ПДД 9.10 он должен быть установлен такой, чтобы избежать столкновения.

Рекомендуемые расстояния в городской среде при скорости 60 км/ч – 3-4 метра, на трассе, при разгоне до 80 км/ч -15-20 метров.

Понятие дистанции по ПДД

В ПДД не указано точное расстояние в метрах, которое водители обязаны соблюдать. Тем не менее, принято считать, что безопасная дистанция между автомобилями при движении определяется скоростью и тормозным путем машин, движущихся в потоке транспортных средств.

Водитель обязан соблюдать:

  • боковой интервал, который сможет обеспечить безопасность движения;
  • дистанцию до движущегося впереди ТС, позволяющую избежать столкновения.

ПДД не указывают точную величину безопасной дистанции в метрах, поскольку она зависит от многих факторов:

  • состояния дорожного покрытия;
  • технического состояния автомобиля;
  • погодных условий и т.д.

При движении в транспортном потоке нужно уметь быстро анализировать ситуацию, прогнозировать экстренное торможение движущегося впереди авто и одновременно обращать внимание на транспортное средство, движущееся сзади.

В ПДД существует такое понятие как эффективное расстояние. Под этим подразумевается безопасная дистанция между автомобилями. Согласно ПДД, данное расстояние необходимо увеличить, когда:

  • за рулем находится новичок (об этом свидетельствует специальный знак на заднем стекле);
  • движение осуществляется по некачественному дорожному покрытию;
  • водитель резко увеличивает скорость;
  • дождь сменился снегом, и обзор стал хуже;
  • произошло перестроение в конец автомобильной очереди, где больше пяти транспортных средств.
Читайте также:  Штраф за парковку на автобусной остановке

Соблюдения дистанции в законодательстве Германии

Посмотрим теперь, как решается этот вопрос в других странах, где статистические показатели в разы отличаются от наших в лучшую сторону. Начнём с ПДД Германии (StVO — Straßenverkehrs-Ordnung). В § 4 этого документа сказано (перевод с немецкого в статье выполнен автором):

(1) Дистанция до идущего впереди транспортного средства должна быть, как правило, достаточной для остановки в случае, если водитель этого транспортного средства неожиданно затормозит. В свою очередь, водитель впереди идущего транспортного средства не должен прибегать к экстренному торможению без веской на то причины.

Как видим, в этой части правила ФРГ не отличаются от ПДД РФ — всё те же расплывчатые формулировки и никаких объективных показателей. А теперь заглянем в другой документ, являющийся в некоторой степени аналогом главы 12 КоАП РФ — Bussgeldkatalog (каталог штрафов). А вот там дистанции и боковому интервалу уделяется самое серьёзное внимание:

Многие дорожно-транспортные происшествия можно предотвратить, соблюдая достаточную безопасную дистанцию. При внезапном торможении впереди идущего транспортного средства можно предотвратить столкновение, если водителем выбрана дистанция, приблизительно соответствующая максимально возможному тормозному пути.

Как правило, это помогает: безопасное расстояние должно быть не менее половины значения показаний спидометра в метрах.

Несколько примеров для иллюстрации:

  • При скорости 50 км/ч водители должны соблюдать дистанцию до впереди идущего транспортного средства около 25 м.
  • На скорости 80 км/ч водители должны соблюдать дистанцию около 40 м.
  • На скорости 100 км/ч водители должны соблюдать дистанцию около 50 м.
  • На скорости 130 км/ч водители должны соблюдать дистанцию около 65 м.

Как рассчитывается дистанция между машинами

Несмотря на требования ПДД о выборе дистанции, специфической формулы для расчета не приводится. Тем не менее, она есть: d = v 2 / (2 * μ * g). Хоть это и формула тормозного пути, но она является базовой для точного расчета. Также она не учитывает такой важный параметр, как время реакции водителя. Минимально оно составляет 0,4 с, ну а среднее значение равно примерно 0,8 с. Зависимость здесь не только от остроты реакции и времени принятия решения, но и от текущего состояния автолюбителя (бодр, утомлен, задумчив и пр.).

Поэтому на практике опытные автолюбители пользуются совсем другими способами расчета дистанции. Они не отличаются высокой точностью, зато оказываются эффективными при экстренном торможении.

Текущая скорость автомобиля делится пополам

Эта методика появилась одной из первейших в автомире. Ею пользовались еще полвека назад, когда машины даже в крупных городах встречались нечасто. Но она не потеряла своей актуальности ввиду своей простоты.

Достаточно взять текущую скорость авто, разделить ее на 2, и полученное число будет являться оптимальным метражом до впередиидущего транспортного средства. Например, при движении на трассе со скоростью 90 км/ч безопасным будет расстояние, равное 45 метров. Но данная методика работает только на сухом асфальте.

При движении по влажному асфальтированному покрытию полученное значение придется умножать на 1,5, а если дело происходит зимой, то делить и вовсе ничего не надо. При скорости 90 км/ч расстояние должно быть не меньше 90 метров. Поэтому большинство современных водителей пользуются другой методикой.

В ПДД не указано количество метров, которые водители обязаны соблюдать. Принято считать, что безопасная дистанция — это половина величины скорости автомобиля, который двигается в потоке машин с одинаковой скоростью.

Например, при движении 40 км/час дистанция должна составлять 20 м. На практике нет величины дистанции, раз и навсегда устанавливающей расстояние для определенной скорости и дорожных условий.

В ПДД существует понятие эффективного расстояния — это безопасная дистанция между машинами. Согласно ПДД, эффективное расстояние следует увеличить, если:

  • автомобили едут по трассе с некачественным дорожным покрытием;
  • за рулем машины находится новичок;
  • дождь сменился снегом, на трассе появились препятствия и обзор стал хуже;
  • водитель резко увеличивает скорость;
  • водитель перестроился в конец автомобильной очереди, в которой больше 5 транспортных средств.

Дистанцию требуется увеличить еще сильнее, если водитель едет:

  • по мокрому асфальтобетонному покрытию;
  • по обледенелой дороге;
  • по мокрой грунтовой дороге;
  • по заснеженной дороге.

Сколько метров должна быть дистанция при разных условиях движения транспорта?

Большинство аварийных ситуаций возникает из-за несоблюдения дистанционного пути. Люди по объективным или необъективным причинам нарушают нормы, что приводит к печальным обстоятельствам. Водители, нарушающие дистанцию, просто не успевают снизить скорость и врезаются в ТС, расположенное впереди.

Особенно серьезными последствия могут быть, если в движении учавствует сразу несколько автомобильных объектов. Есть всего несколько существенных моментов, которые обязан знать каждый из водителей:

Читайте также:  Андрейченко: законопроект об амнистии поступил в парламент

Минимум расстояния между объектами движения — до 3-ех метров. При плохой погоде дистанцию необходимо увеличить до 4-ех метров. При плохом дорожном покрытии расстояние должно быть увеличено.
Новички должны соблюдать расстояние не меньше 8 метров. Это позволит среагировать на резко изменившуюся обстановку на дороге.
В городской черте рекомендуется ехать с расстоянием в 3-5 метров. Последняя норма действует для новичков.
При покрытии дорожного полотна льдом, предопложительный тормозной резерв должен равняться от 6 метров днем и от 7 метров в ночное время

При осадках, например, при снеге или дожде, оптимальный тормозной путь от 7-ми метров.
На светофорах и в других оживленных местах важно сохранять дистанцию в 2-3 метра.
В пробке водителю рекомендуется придерживаться дистанции в 2/3 своего авто. Выполнение этого требования не позволит чужому транспорту перестроиться в данный участок.

Опубликована статистика ДТП за январь — июнь 2016 года. На столкновение легковых автомобилей приходится 39% от общего числа аварий. В актах одной из причин часто указываются плохое состояние дороги и неправильный выбор дистанции между транспортными средствами (ТС). Обязательная дистанция между машинами по ПДД в метрах обозначена только на знаке 3.16 — ограничение минимальной дистанции. Устанавливают его совместно со знаками, обозначающими опасные подъемы и спуски, крутые повороты. На дорожных сооружениях его применяют, чтобы уменьшить нагрузку на проезжую часть.

Наказывая водителей за ДТП, инспектор в акте происшествия ссылается на статью 9. ПДД — «Расположение ТС на проезжей части».

Пункт 9.10 — водитель обязан обеспечить безопасную дистанцию, чтобы избежать столкновения (прямого и бокового) с другими ТС. Пункт 9.11 — водитель ТС, которое движется медленнее основного транспортного потока, должен предоставлять обгоняющим его ТС дистанцию (расстояние), необходимую для обгона и перестроения.

Дистанция и боковой интервал во время движения на автомобиле

Безопасность во время движения зависит в том числе и от того, какую дистанцию привыкли соблюдать водители. Некоторые опасаются приближаться к другим машинам и стараются держать большой интервал, а другие порой дышат в затылок и ощущают себя вполне комфортно. Данный вопрос регулируется пунктом 9.10 ПДД. При этом, правильная дистанция должна соблюдаться не на цифрах, а при обстановке на дороге. Если автомобилист не стал участником ДТП, значит она была безопасная.

Дистанция не соблюдается. Но как тогда водителям расценивать обстановку, если другой автомобилист сильно прижимается, но аварии не происходит. Получается, что он ничего и не нарушает? И означает ли это то, что при столкновении виновником всегда будет задний автомобиль? В большинстве случаев, так оно и происходит. Но в любом правиле есть исключения, которые рассмотрим ниже. Один из таких случаев связывается с пунктом 10.1 ПДД, когда автомобилист обязан выбирать такую скорость, чтобы можно было произвести быструю остановку при необходимости.

Если автомобиль впереди не движется. Данная ситуация расценивается по пункту 10.1 ПДД. Если водитель не заметил автомобиль впереди и не смог вовремя остановиться, то сотрудник ГИБДД будет оформлять протокол. И именно здесь будет указано, что водители ехали с такой скоростью, которая не позволила произвести экстренную остановку.

Боковой интервал. На некоторых сайтах можно увидеть «точные» данные о боковом интервале во время движения. Однако, в ПДД этой информации нет. Здесь указано только то, что боковое расстояние должно обеспечивать безопасность во время движения. Определять такой интервал нужно с учетом многих факторов. В запасе всегда должно быть расстояние на случай, если возникнут следующие факторы:

увод автомобиля во время замедления;

увод в сторону из-за дефектов дорожного полотна;

внезапный поток ветра.

Итог. Интервал во время движения влияет на безопасность. Несмотря на то, что в ПДД не указано точных цифр, определить данный параметр можно и самостоятельно.

Диапазоны безопасности

Можно ориентироваться на следующие показатели при средней (60 км/ч) скорости. Учитывается, что состояние дорог бывает разное.

Ситуация первая. Асфальт сухой. Автомобили должны сохранять между собой расстояние не менее 27 м.

Ситуация вторая. Дорога мокрая. Расстояние должно быть свыше 39-40 м.

Ситуация третья. На дорожном покрытии ледяная корка. Двигающимся вслед друг другу машинам полагается находиться на расстоянии от 145 м.

Ситуация четвертая. Правила движения по трассе. Следует предоставлять возможность другим авто:

  • перестраиваться;
  • совершать обгон.

Можно ли оспорить постановление

Штраф за несоблюдение бокового интервала или дистанции не нужно оплачивать, если есть доказательства невиновности в сложившейся ситуации. В этом случае административное наказание не предусмотрено. Чтобы защитить свои права, необходимо обратиться к специалистам, предоставить показания свидетелей или запись с регистратора. Если на место был вызван наряд ГАИ, то следует обратить их внимание на ключевые детали, чтобы они были обязательно отражены в протоколе.

Внимание! Все доводы и аргументы необходимо изложить в исковом заявлении, приложить доказательства и отправить в суд. Если он признает действия Госавтоинспекции неправомерными, то нарушение аннулируется. Процесс этот часто длительный, поэтому рекомендуется сначала оплатить штраф, а после получения решения, вступившего в законную силу, обратиться в государственный орган с требованием его возврата.

Соблюдение подходящей дистанции и бокового интервала с впереди идущим транспортом – это обязанность каждого водителя. Если нарушить это требование ПДД, то высока вероятность аварии на дороге. В этом случае кроме компенсации причиненного ущерба, виновнику предстоит также оплатить штраф.

Читайте также:  Жилье для сотрудников Росгвардии в 2023 году

Требуемая дистанция и тормозной путь

В идеале дистанция между автомобилями по ПДД равна скорости автомобиля, разделенной на два. Например, если водитель движется быстро (100 км/час), то расстояние между впереди идущим автомобилем должно быть не меньше 50 метров. Также допустим вариант, когда расстояние между автомобилями равно скорости передвижения ТС.

Чтобы понять, насколько важно соблюдать дистанцию, существует наглядная таблица, в которой показан тормозной путь передвигающейся машины на различных скоростях.

Скорость ТС перед торможением Расстояние, пройденное ТС (быстрая реакция водителя за 1 с), м Тормозной путь в зависимости от покрытия, м Расстояние до полной остановки ТС, м
сухое мокрое обледенелое сухое

(гр. 2 + гр. 3)

мокрое

(гр. 2 + гр. 4)

обледенелое

(гр. 2 + гр. 5)

30 км/ч 8 6 9 17 14 17 25
40 км/ч 11 11 15 31 22 26 42
50 км/ч 14 16 24 48 30 38 62
60 км/ч 17 23 35 69 40 52 86
70 км/ч 19 31 47 94 50 66 113
80 км/ч 22 41 62 123 63 84 145
90 км/ч 25 52 78 156 77 103 181
100 км/ч 28 64 96 192 92 124 220

Как определить безопасную дистанцию в секундах?

Ясно, что зазор между транспортом в секундах определить сложнее, чем в метрах. Этому нужно учиться.

Площадкой для тренировок может стать любое место, где можно разогнаться до 40+ километров без угрозы во что-либо врезаться. После разгона нужно резко затормозить перед воображаемой точкой и просчитать тормозной путь.

Если говорить о средних цифрах, то для разных покрытий они будут примерно такими:

  • Сухой асфальт – около 2 секунд;
  • Асфальт после дождя – 3 секунды;
  • Ледовая дорогая (при переезде через реку) – не менее 5 секунд, если надеты зимние шины;
  • Гравиевое покрытие – 3-4 секунды, зависит от расстояния.

Необходимо также учитывать опыт вождения и состояние водителя. Дело в том, что начинающий автолюбитель реагирует примерно в два раза дольше – около полусекунды, в то время как опытному достаточно чуть более двух десятых долей секунды.

Сонный водитель реагирует дольше. У выпившего человека, севшего за руль, реакция срабатывает очень медленно – именно поэтому садиться за руль после выпитого алкоголя строго запрещено.

Среди прочего, при вождении необходимо как можно реже отвлекаться. Если вы видите, что перед вами едет автомобиль и при плохом раскладе вы можете с ним столкнуться – отключите телефон, сконцентрируйтесь исключительно на вождении. Даже автовладелец с большим стажем не может быть точно уверен в том, что его реакция сработает как часы.

Выбор безопасного интервала

Рассмотрим факторы, которые влияют на выбор безопасного интервала во время поездки:

  • Время реакции водителя (стаж вождения).
  • Разница характеристик тормозных систем и загрузки управляемого автомобиля.
  • Состояние покрытия полотна дороги (асфальтовое покрытие или гравий, наличие ям и трещин).
  • Погодные условия – вождение автомобиля во время дождя, ограниченная видимость при тумане, зимний сезон (зимой у впереди идущего автомобиля может стоять хорошая шипованная резина, что не всегда можно определить по внешнему виду автомобиля).
  • Время суток (освещённость участка дороги).
  • Скорость движения.
  • Место проезда (город или магистраль или режим на автотрассе).
  • Ограничение обзора. Наиболее распространенная ситуация, в условиях ограниченного обзора, водитель не замечает стоп-сигналы впереди идущего автомобиля при внезапном его торможении. Так к примеру, если вы движетесь за большегрузным транспортом, то не в состоянии рассмотреть обстановку впереди идущего автомобиля.
  • Скорость транспортного потока. На загородной дороге поток автомобилей не плотный, скорость движения выше городской, потому дистанцию следует увеличить.
  • Не соответствует действительности мнение «чем больше дистанция – тем лучше» (в плотном городском потоке чрезмерное увеличение дистанции спровоцирует более опытного водителя или «хама» перестроиться перед вашим автомобилем, тем самым мгновенно сократив дистанцию до критической).
  • Городские пробки. Во время остановки на светофорах или в пробке, дистанция между автомобилями должна быть около 2-х метров на тот случай, чтобы была возможность объехать передний автомобиль.
  • При остановке на подъеме дистанцию следует увеличить, учитывая возможность отката переднего автомобиля назад.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *