Эти-Дети: возрастная психология, развитие и воспитание детей.

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Эти-Дети: возрастная психология, развитие и воспитание детей.». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Среди родителей бытует мнение, что спецшкола — это клеймо на всю жизнь, что после ее окончания нет шанса получить образование и профессию. Все зависит исключительно от особенностей конкретного человека. В некоторых случаях страх оправдан: не все особенные дети успешно вливаются в обычное общество. Важно объективно оценивать способности и возможности своего сына или дочери. В каких-то случаях следует бороться за возможность обучения по обычной общеобразовательной программе, даже если есть особенности развития. Учтите интересы собственного ребенка, взвесьте все «за» и «против»: возможно, ему понравится в коррекционной школе, где учитывается темп его развития и способности, где обучение дается легче, принося спокойствие и удовлетворение.

Виды коррекционных школ

Государство коррекционные школы относит к образовательным учреждениям, где создают условия для получения образования деткам с ограниченными возможностями здоровья. В понятие «ограниченные возможности здоровья» попадает и школа для умственно отсталых детей, и для глухих, слепых, с нарушением опорно-двигательного аппарата.

Какие бывают по форме обучения:

  • специальная (коррекционная) начальная школа-детский сад;
  • коррекционная общеобразовательная;
  • общеобразовательная школа-интернат.

В зависимости от патологии ребенка, его направляют в образовательное учреждение определенного вида. Всего есть 8 видов коррекционных школ:

  • для глухих детей;
  • для слабослышащих, но сохранивших остаточный слух и самостоятельную речь;
  • для незрячих;
  • для слабовидящих;
  • для ребятишек с тяжелыми нарушениями речи;
  • для деток с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
  • с задержкой развития;
  • коррекционная школа 8 вида принимает учеников с умственной отсталостью.

Классы для малышей, отстающих в развитии

Отставание в развитии – это не всегда патология или умственная отсталость. Некоторая задержка может быть связана с прохождением беременности или невниманием к младенцу. Маленький человек не отличается от своих сверстников: ну речь похуже или говорить стал позже. Основные проблемы начинаются в школе. Он катастрофически не справляется со школьной программой. Начинаются «двойки», возмущение педагогов и упрёки родителей. Малыш начинает чувствовать себя самым плохим. Порой, родители награждают маленького человека нелестными эпитетами: «тупица» и пр. На самом деле, малыш просто не в состоянии справится с программой, ему нужен корректирующий класс.

Психолог или педагог, разобравшиеся в ситуации могут предложить родителям перевести ученика в класс коррекции, но не все с этим согласны. Коррекционный класс – это не «класс дураков», а место, где ученику помогут освоить необходимые знания.

Преимущества такого класса:

  • небольшое количество учащихся, что позволяет учителю уделить внимание каждому;
  • профессиональная подготовка педагогов;
  • возможность улучшить свои познавательные способности;
  • возможность получить среднее образование в доступной форме;
  • переход в обычный класс через 2-3 года работы в коррекционном.

В теории все звучит хорошо, правда? Так почему же родители, как от чумы, бегут от коррекционных школ и готовы нанимать репетиторов чуть не с первого класса, лишь бы пойти в «обыкновенное» учебное заведение?

Нередко папы и мамы просто не готовы смириться с особостью своего ребенка. «Это учителя не умеют его учить» (и они зачастую действительно не умеют). «С ним надо больше заниматься» (да — если знать, как именно). «Надо просто построже спрашивать» (а вот это может кончиться очень печально). Записывать ребенка в «отстающие» не хочется. Да и страшно — вдруг «слабый» старт захлопнет перед ним двери в большой мир?

Не будем забывать еще о том, что нередко коррекционные школы — это интернаты. Ребенок живет там пять дней в неделю, возвращаясь домой только на выходные. Почему? Мало специалистов, умеющих работать с «проблемными» детьми. Возить особого ребенка два часа в одну сторону — мучение. А оставить одного — мучительней втройне.

Прежде чем начать поиск коррекционной школы, необходимо получить заключение ПМПК (психолого-медико-педагогической комиссии) и подписать документ о согласии родителей. В Москве и Московской области есть много специализированных заведений, которые находятся в разных районах, но какие критерии необходимо учитывать при выборе школы для ребёнка?

  • Местонахождение. В идеале, учреждение должно находиться в шаговой доступности, но в огромном городе такое совпадение маловероятно, поэтому стоит обратить внимание на заведения, которые расположены в вашем районе и находятся вблизи метро, чтобы ребёнок мог самостоятельно добраться домой и в школу.
  • Тип учреждения и стоимость услуг. В государственных учреждениях обучение бесплатное, а в частных заведениях за все услуги необходимо платить. При личном посещении школы необходимо уточнить полную стоимость образования и дополнительных услуг (кружков, массажей и т.д.). Родителям необходимо отталкиваться от их заработка.
  • Дополнительные услуги. Необходимо узнать информацию и лично посмотреть состояние школы, комнат для проживания. Уточнить, есть ли внеклассные мероприятия, оздоровительная физкультура и массажи, а также какие специалисты, помимо преподавателей, работают в учреждении.
  • Штат преподавателей. От квалификации и опыта преподавателей зависит качество образования. Конечно, можно просто самостоятельно посмотреть дипломы и опыт работы специалиста, но лучше обратиться к родителям, чьи дети учились или учатся в данном заведении, узнать информацию о квалификации, отношении преподавателей к ученикам.
  • Отзывы. Перед посещением коррекционной школы стоит изучить отзывы других родителей, чтобы узнать, где работают опытные преподаватели, где хорошие условия проживания и столовая со вкусной едой, а также где есть дополнительные секции, чтобы ребёнок находился в благоприятной обстановке и при этом получал качественное образование. У большинства учреждений есть собственные сайты, на которых также можно узнать дополнительную информацию.
Читайте также:  Выплаты малоимущим семьям в 2023 году

Типы коррекционных учреждений

Существует 8 типов учреждений, которые учитывают особенности каждого ребёнка:

  • 1 тип предназначен для учеников с нарушениями слуха (глухие или слабослышащие). Такие заведения делают упор на социальную и бытовую адаптацию, а также на работу над речью, произношением.
  • 2 тип подходит для детей с частичной потерей слуха, речевыми проблемами, но с сохранёнными навыками говорения. Преподаватели делают упор на разработку речи при помощи постоянной практики. Они создают специальную слуховую и речевую среду с использованием аппаратуры, формирующей естественную речь.
  • 3 и 4 типы созданы для незрячих и слабовидящих, поздноослепших детей, а также детей с остаточным зрением.
  • 5 тип предназначен для школьников с тяжёлыми нарушениями навыков говорения, в том числе с заиканием.
  • 6 тип создан для детей с болезнями опорно-двигательной системы (ДЦП, спинномозговыми и черепно-мозговыми травмами). В большинстве случаев, рядом с такими школами находятся неврологические и психиатрические больницы.
  • 7 тип подходит для учеников, которые отстают в психическом развитии (слабая память, внимание, эмоциональная неустойчивость). Воспитатели работают над когнитивными способностями ребёнка и формируют у него навыки к обучению.
  • 8 тип предназначен для умственно отсталых детей. В таких учреждениях их учат читать, писать, считать, развивают социальную и бытовую адаптацию. Для развития моторики и освоения профессий, в школах создают столярные, слесарные, швейные или переплетные мастерские.

Виды коррекционных школ

Государство коррекционные школы относит к образовательным учреждениям, где создают условия для получения образования деткам с ограниченными возможностями здоровья. В понятие «ограниченные возможности здоровья» попадает и школа для умственно отсталых детей, и для глухих, слепых, с нарушением опорно-двигательного аппарата.

Какие бывают по форме обучения:

В зависимости от патологии ребенка, его направляют в образовательное учреждение определенного вида. Всего есть 8 видов коррекционных школ:

При выборе учебного заведения можно не только ориентироваться на школы-интернаты или коррекционные заведения, где собираются дети с такими же проблемами, но и на инклюзивные классы для детей с ЗПР в обычных школах. Разница состоит в том, что инклюзия предполагает совместное обучение детей с особыми потребностями и здоровых школьников.

Что дает коррекционная школа по сравнению с обычной?

В коррекционных школах и детских садах (а также и в коррекционных классах и группах в обычных заведениях) для особых ребят созданы условия, помогающие им найти свое место в жизни, несмотря на определенные проблемы со здоровьем:

  • Обучение идет в классах с малой наполняемостью (не 25 человек, а 10-15 человек).
  • Все педагоги имеют специальное образование или прошли переподготовку для работы с такими детьми.
  • Обучение ведется по специальным программам, адаптированным для таких детей, нет «лишних» предметов и знаний: например, в коррекционных школах не изучаются производные, но изучается «швейное дело», чтобы девочки-выпускницы таких школ имели профессию и могли полноценно жить.
  • Благодаря тому, что никто не ставит завышенные требования, дети чувствуют себя комфортно, не страдают от насмешек и косых взглядов «обычных» детей, мотивированы на обучение (поскольку оно посильно), не имеют дополнительных причин для комплексов (я не такой, как все), уверены в себе.

Специальные классы VIII вида

Их создают с целью обучения детей, страдающих умственной отсталостью, для устранения отклонений в развитии. Коррекционные классы 8 вида предназначены для социально-психологической реабилитации ребенка. Это позволит ему в будущем как можно безболезненнее влиться в жизнь общества. Максимальная наполняемость такого класса – 8 человек.

Заканчивается данное обучение аттестацией по труду. Такой экзамен включает в себя вопросы материаловедения и технологии изготовления изделий.

Что такое коррекционная школа — это учебное заведение для детей с ограниченными возможностями. Такие ребята, в силу особенностей своего развития, не могут усваивать стандартную школьную программу наравне со здоровыми учениками. Для них созданы специальные образовательные учреждения с программами, учитывающими особенности и трудности обучения.

Коррекционные школы в Москве

Новочерёмушкинская улица, 50к2

будни с 08:00 до 19:00

Читайте также:  Какие выплаты будут доступны семьям с детьми с 1 января 2023 года. Инфографика

Первая частная коррекционная школа в Российской Федерации.Обучение детей с ОВЗ. Отделение общеобразовательных программ. Отделение адаптивных программ…

г. Малый Афанасьевский переулок, 7

В школе работают высококлассные харизматичные педагоги, воспитатели, педагоги-психологи, педагоги дополнительного образования, тренеры-преподаватели,…

Московская область, Одинцово, Молодёжная улица, 46

будни с 09:00 до 16:00

10 причин выбрать частную начальную школу-студия «Первые ступени»: Доверительная, по-семейному комфортная, атмосфера позволит Вашему ребёнку…

город Ленинский проспект, дом 97, корпус 3

Очень хорошая школа-интернат в Москве!

будни с 08:30 до 14:20

ул. Добролюбова 21АкБ

ОАНО “Школа Подсолнух” – частная начальная общеобразовательная школа для детей с интеллектуальными нарушениями, с множественными нарушениями, с…

Октябрьская улица, 58

улица Ефремова, 12с2

Банкетный комплекс «Leader Space» Аренда зала от 6000 р./час. У нас есть все для Вашего мероприятия! В нашем стильном и просторном зале Вы…

город Ленинский проспект, дом 97, корпус 3

Очень хорошая школа-интернат в Москве!

будни с 08:30 до 15:25

1.Педагоги от бога (работа на результат) 2.Адекватные цены 3. Приятная атмосфера 4. Кружки и студии необычные (например:японское фехтование) и …

будни с 08:30 до 17:10

Текстильщиков 1-я, 5/8

будни с 08:30 до 15:55

Большая Очаковская, 25

будни с 09:00 до 15:15

Армянский пер, 3/5с9

будни с 08:45 до 14:05

Академика Пилюгина, 14Б

будни с 08:30 до 15:10

Товарищеский пер, 3/5с1

будни с 08:30 до 18:00

Черноморский бульвар, 8

будни с 08:15 до 16:00

будни с 09:00 до 16:10

Ленинский проспект, 85

будни с 07:00 до 19:00

Ленинский проспект, 85а

будни с 07:00 до 19:00

Балашиха, Андрея Крупешина, 3

будни с 08:30 до 18:00

будни с 09:00 до 18:00

Ленинский проспект, 90а

будни с 08:30 до 14:15

Тружеников 1-й пер, 18

будни с 08:30 до 18:00

будни с 10:00 до 18:00

Ленинский проспект, 90Б

ежедневно с 09:00 до 18:00

Ленинский проспект, 72/2

будни с 09:00 до 19:00

В борьбе за будущее подходят все средства. В комплексе. В хороших спецшколах это прекрасно понимают и стремятся по мере возможностей (у частных центров их побольше, у государственных поменьше) уделять внимание не только учебе. Самое простое и эффективное средство для поднятия иммунитета и работоспособности — фитобары с лечебными чаями и кислородными коктейлями — доступно всем. Бассейн, специальная гимнастика и массаж — тоже не редкость. «Конек» 532-й школы — занятия по методу Монтессори. Специалисты из «Святого Георгия» делают ставку на экзотическую пока эвритмию. «Ковчег» обещает арт-терапию и исцеляющее общение с лошадьми — иппотерапию. А еще можно отправиться к «собачьему доктору» в кинологический центр «Ордынцы» на сеанс канистерапии, или к белухе Касперу — на «лечение дельфинами».

Понятие «ограниченные возможности здоровья»

Обучающийся с ОВЗ — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (ст. 2 ФЗ-273).

В ПМПК входят: учитель-дефектолог (сурдопедагог, тифлопедагог), учитель-логопед, педагог-психолог, социальный педагог, врач-психиатр, врач-невролог.

К группе лиц с ограниченными возможностями здоровья (ст. 79 ФЗ-273) относятся дети с нарушениями слуха, зрения, с тяжелыми нарушениями речи, опорно-двигательного аппарата, с расстройствами аутистического спектра, с задержкой психического развития, умственной отсталостью и другие. Исчерпывающего перечня заболеваний, при наличии которых обучающиеся признаются лицами с ОВЗ, нет.

Категория «обучающийся с ОВЗ» определена не с точки зрения собственно ограничений по здоровью, а с точки зрения необходимости создания специальных условий получения образования, исходя из решения коллегиального органа — ПМПК.

ПМПК принимает решение о выдаче заключения коллегиально, с учетом особых образовательных потребностей, обучающихся и индивидуальной ситуации развития. В заключении отражаются следующие данные:

— наличие/отсутствие необходимости создания условий для получения ребенком образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов (нуждается ли ребенок в сопровождении специалистов психолого-педагогического профиля, наблюдении врачей);

— рекомендации ПМПК по созданию специальных условий обучения и воспитания ребенка на базе образовательной организации (определение образовательной программы, потребности в архитектурной доступности, необходимости сопровождения ассистентом (помощником), потребности в сопровождении тьютором, особые условия прохождения ГИА, а также рекомендации о необходимых направлениях коррекционно-развивающей работы специалистов и срок повторного прохождения ПМПК).

Коррекционные школы 8-го вида

Целью создания специальных образовательных учреждений 8-го вида является коррекция отклонений в развитии, а также социально-психологическая реабилитация для дальнейшей интеграции в общество. В таких школах создаются классы для детей, имеющих глубокую умственную отсталость, наполняемость таких классов не должна быть больше 8 человек. Ученики школ 8-го вида имеют необратимые нарушения развития и никогда не смогут догнать сверстников, поэтому в большей степени обучение в этих образовательных учреждениях направлено на развитие их жизненной компетенции для адаптации в социуме, позволяющей избежать катастроф социального характера. В небольшом объеме им дают академические знания, которые направляются на поддержание социализации. Дети с нарушенным интеллектом обучаются по специальной программе до 9-го класса. Те из них, кто может освоить рабочую профессию, занимаются, в дальнейшем, малоквалифицированным трудом.

Читайте также:  В Тверской области работает госпрограмма по переселению соотечественников

В какой школе может учиться ребёнок с ОВЗ

Каждый ребенок в России, независимо от наличия у него инвалидности и особенностей развития, имеет право на образование. Это право – гарантия общедоступности и бесплатности образования – заключено в 43 статье Конституции, в федеральных законах и международных договорах. Дискриминация по признаку инвалидности не допускается.

Дети с ОВЗ могут обучаться в любой школе, в которую родители пожелают их отправить.

Некоторые семьи предпочитают отдавать детей с ОВЗ не в специальные школы, а в общеобразовательные по разным причинам. Например, спецшкола может быть неудобно расположена. В таком случае родители должны возить ребёнка туда либо на машине, либо на общественном транспорте. Машины в семье может не быть, родители могут начинать работать рано утром и не располагать временем на долгую дорогу, либо ребёнок не может долго ездить в автобусах — например, боится.

В таком случае единственным и самым удобным выходом для родителей будет отправить ребёнка в ближайшую школу. Важно помнить, что дети с ОВЗ, как и любые дети, могут учиться в классе вместе с другими учениками.

Cтандартные условия обучения в школе для многих детей с ОВЗ не подходят, для них нужно создавать специальные.

Какие бывают специальные условия для детей с ОВЗ

В Законе об образовании в РФ говорится, что под специальными условиями для получения образования учениками с ОВЗ понимаются условия, включающие в себя использование: специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Специальные образовательные программы для каждого типа ОВЗ прописаны во ФГОС, каждая со своими особенностями. Во ФГОС также отмечается, что если у конкретного ребёнка есть тяжёлые множественные нарушения развития, уже адаптированная программа должна быть индивидуализирована для него. В таком случае ежегодно пишется Специальная индивидуальная программа развития (СИПР).

СИПР разрабатывается для каждого ученика отдельно после обследования его группой педагогов, которые в дальнейшем с ним будут работать. В такой программе определяются зоны ближайшего развития ребёнка, ставятся учебные задачи, и два раза в год должен проводиться мониторинг освоения программы ребёнком.

Некоторым ученикам для обучения в школе нужна помощь специалиста — тьютора, ассистента или медработника. Если в штате школы нет таких специалистов, их нужно нанять.

Если в заключении ПМПК помощь тьютора или ассистента не прописана, но вы как учитель видите, что ребёнку такая помощь нужна, школа может по собственной инициативе предоставить её ему. Учитель может обратиться к администрации школы и попросить, чтобы этот вопрос решился.

Образование или реабилитация?

Начнем с того, что в новом Законе об образовании вообще нет термина «коррекционное образование». Соответственно и школ таких нет. И всего, связанного со словом «коррекционное»: программ, стандартов и проч., нет! Звучит это теперь так: «Организации, осуществляющие лечение, оздоровление и (или) отдых, организации, осуществляющие социальное обслуживание, вправе осуществлять образовательную деятельность по основным и дополнительным общеобразовательным программам, основным программам профессионального обучения».

Это, возможно, означает, что в первую очередь дети-инвалиды будут получать реабилитационную помощь, а по остаточному принципу – образование. При этом, если школа будет подчиняться департаменту социальной защиты, не понятно, как будет осуществляться контроль качества образования, как будет проводиться итоговая аттестация учащихся, какой диплом будет выдан.

В приложении к постановлению о переводе упоминавшейся выше школы для слепых в новое ведомство говорится, что в целях обеспечения реализации федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) образования, методическую, информационно-техническую, экспертно-аналитическую образовательную деятельность будет осуществлять (как и раньше) Департамент образования города Москвы. Он же будет следить за соблюдением законодательства РФ в области образования, контролировать государственную аккредитацию, аттестацию педагогических работников и т.д. Но как это совмещается с подчинением другому министерству, не разъясняется.

Если родители не уверены, что новые образовательные центры дадут тот же уровень знаний, который был у коррекционных школ, им предлагается воспользоваться инклюзией. Теперь по закону любой ребенок, с любыми особенностями здоровья может поступить в обычную школу, и школа должна обеспечить ему все возможности для получения образования.

Закон об инклюзии принят, коррекционные школы преобразовываются в реабилитационные центры, но что родители детей-инвалидов имеют в сухом остатке?


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *