Прием на работу бывшего государственного и муниципального служащего

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Прием на работу бывшего государственного и муниципального служащего». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Соискатель может оказаться забывчивым или намеренно не сообщить об имеющихся в его послужном списке государственных должностях. Работодателю стоит быть внимательнее к записям в трудовых книжках потенциальных работников.

Что запомнить, если нанимаете госслужащего

1. При приеме на работу бывшего государственного или муниципального служащего нужно уведомлять предыдущего работодателя. Но для этого должны одновременно выполняться некоторые условия.

При заключении трудового договора:

  • с момента увольнения с госслужбы прошло менее двух лет;
  • должность входит в специальный перечень;
  • размер зарплаты на новом месте не важен.

При заключении договора ГПХ:

  • с момента увольнения с госслужбы прошло менее двух лет;
  • должность входит в специальный перечень;
  • размер вознаграждения по договору больше 100 тыс. рублей (даже если договор заключен на срок менее месяца).

Наймёте бывшего чиновника — и вас оштрафуют. Как этого избежать?

Пару недель назад одна российская компания получила запрос от столичной прокуратуры. Причина обращения казалась незначительной — организация не сообщила государству, что приняла на работу бывшего госслужащего. Но когда HR-служба стала разбираться — неприятно удивилась. Оказалось, предприятию грозит штраф — до 500 тыс. рублей.

Оформляя трудовой договор, мы опираемся на базовые положения Трудового кодекса. Это понятно и логично. И вряд ли кто-то задумывается, что может ненароком нарушить закон №273-ФЗ «О противодействии коррупции». Действительно, речь ведь о коммерческом предприятии, а не о чиновниках.

Но если глубже копнуть даже сам Трудовой Кодекс (а делают это далеко не все эйчары), выяснится, что на основании статьи 64.1 компании при заключении трудового договора и даже гражданско-правового договора с бывшим государственным или муниципальным служащим обязаны сообщать об этом их бывшим работодателям в течение десяти дней.

Более того, делать это нужно на официальном бланке компании, с подписью руководителя и печатью. И даже это не всё.

Есть обязательный перечень сведений, которые надо сообщить: фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, должность на предыдущем месте, название компании, дата и номер приказа о приёме на работе, новая должность и основные обязанности.

Список приведён в специальном постановлении правительства. Шаг влево от списка — нарушение, предусмотренное статьёй 19.29 КоАП. Сумма штрафа для должностного лица составляет до 50 000 рублей, для компании — до 500 000 рублей.

Нюанс в том, что времени на исправление ошибки может не остаться. 10 дней — это совсем немного. И вряд ли надзорные органы вам сообщат, что вы им что-то должны. Скорее всего, они сразу придут с проверкой или напишут о нарушении постфактум.

В запросе прокуратура часто просит показать приказ о назначении работника, ответственного за соблюдение антикоррупционного законодательства.

Издавать такой документ вы вообще-то не обязаны, а цель запроса проста — выяснить, кому можно выписать «персональный» штраф.

Как правило, штраф ложится на генерального директора, но я советую не подвергать руководителя лишним рискам и внутренним приказом переложить ответственного на кого-то ещё.

К счастью, требования об информировании государства применяются не только к работодателям, но и к соискателям. В ряде случаев госслужащие, желающие перейти в коммерческую структуру, должны получать письменное согласование в своём ведомстве.

А статья 64.1 ТК и закон №273-ФЗ обязывают кандидата сообщить вам, что он был государственным или муниципальным служащим, если с даты увольнения прошло менее двух лет. Даже в том случае, если за это время он сменил нескольких мест работы.

Если бывший чиновник нарушил требование законодательства, ответственность — на нём. Допустим, при трудоустройстве вы завели человеку новую трудовую книжку, так как старая, по его словам, потерялась, а про госслужбу он ничего не сказал. Когда выяснится, что прошлый работодатель не получил уведомления, отвечать по закону придётся сотруднику, а не вам.

Фотография на обложке: Dragon Images / Shutterstock

Принимаем на работу бывшего госслужащего. Что нужно знать?

Требования трудового законодательства и антикоррупционных нормативных актов о соблюдении определенного порядка приема бывшего госслужащего на работу зачастую не соблюдаются работодателями не умышленно, а в силу недостаточности информации относительно данного порядка.

Читайте также:  Что делать, если налоговая не перечисляет налоговый вычет

Между тем следовать этому несложно, а ответственность за нарушения достаточно серьезна, штрафные санкции высоки…

Кроме того, механизм привлечения работодателей, не соблюдающих порядок приема на работу бывших госслужащих, к административной ответственности, как показывает практика, уже отработан.

Новшества в законодательстве в области противодействия коррупции тут же повлекли большое количество дел об административных правонарушениях по когда-то редко применяемой ст. 19.29 КоАП РФ.

Учитывая постоянную миграцию кадров из одной организации в другую, ни один работодатель не застрахован от совершения нечаянных ошибок, которые могут привести к значительным административным штрафам.

Наш ликбез поможет этого избежать.

Статья 64 Трудового кодекса гласит, что, принимая на работу бывшего государственного служащего, новый работодатель обязан сообщить о своём новом сотруднике в ту организацию, в которой тот работал ранее.

Однако этого недостаточно, поскольку законом устанавливается, что и сам работник должен придерживаться некоторых правил, несмотря на то что прекратил деятельность в госструктурах, ещё два года после того, как сложил полномочия.

Итак, что представляет собой уведомление о приеме на работу бывшего госслужащего?

Такие порядки вводятся не на пустом месте.

Они обоснованы тем, что, прекратив трудовые отношения, госслужащий всё равно может использовать какие-либо данные, к которым он имел доступ, выполняя свои обязанности.

Поскольку такая информация является государственной принадлежностью и может быть даже тайной, то использование её в целях коммерческих категорически запрещено, это регламентирует ст. 79 ФЗ.

Информация, предоставляемая бывшему работодателю сотрудника

В течение 10 дней после заключения договора с сотрудником необходимо направить письмо с информацией о трудоустройстве. Перечень сведений, обязательных к представлению, содержится в Постановлении Правительства РФ от 21.01. 2015 № 29.

Сведения Подробная информация
Личные данные работника Указывают фамилию, имя, отчество, дату и место рождения
Должность, замещаемая бывшим служащим по месту трудоустройства Используется информация, имеющаяся в трудовой книжке
Сведения об организации или ИП Указывают полное и сокращенное название, закрепленные в учредительных документах предприятия
Информация о трудовом договоре с работником Отражают полные сведения о дате, номере, виде, периоде действия
Сведения о приказе Указывают дату, номер и основание приказа о приеме сотрудника
Данные о предоставленной должности Представляется информация о должности и вмененных лицу обязанностях

Статья 64.1 ТК РФ обязывает работодателя в течение 10 дней сообщить о заключении трудового договора с лицами, ранее состоявшими на государственной или муниципальной службе, по их последнему месту работы или службы. Однако делать это нужно, если должность, которую замещал бывший госслужащий, включена в особый список, а с момента его увольнения не прошло два года.

Аналогичное требование содержит п. 4 ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (в ред. от 03.07.2016; далее — Федеральный закон № 273-ФЗ). При этом требования Трудового кодекса РФ расширяются: уведомлять надо и о заключении гражданско-правовых договоров, если выплаты по ним превышают 100 000 руб. в месяц.

Обратите внимание, что ни срок трудового договора, ни размер ежемесячной заработной платы в данном случае значения не имеют. Не оговаривается даже, идет ли речь об основной работе или о работе по совместительству. Формально, даже если организация принимает такого работника на один час в месяц с оплатой 1000 руб., нужно сообщать о факте заключения трудового договора. В отношении же гражданско-правовых договоров действует условие о минимальном пороге оплаты. Это выглядит несколько странно.

Законодатель, устанавливая данные требования, по сути возложил на работодателя контрольную функцию за бывшими служащими. Ведь эти требования дублируют требования о получении бывшим служащим в комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов разрешения на работу.

КОМУ ПРЕДУПРЕЖДАТЬ НЕ НУЖНО?

Как неоднократно отмечалось судебными инстанциями, ограничения, направленные на соблюдение специальных правил трудоустройства бывших госслужащих, приняты в целях реализации рекомендаций Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции(далее — Конвенция).

Согласно подп. «e» п. 2 ст. 12 Конвенции в целях предупреждения возникновения коллизии публичных и частных интересов государства вправе устанавливать на разумный срок ограничения в отношении работы публичных должностных лиц в частном секторе после их выхода в отставку или на пенсию, когда такая деятельность или работа прямо связана с функциями, которые такие публичные должностные лица выполняли в период их нахождения в должности или за выполнением которых они осуществляли надзор.

Анализ норм Конвенции и положений российского законодательства позволяет судебным органам делать вывод о том, что у работодателя (нанимателя) обязанность сообщать о заключении договора с бывшим государственным (муниципальным) служащим не возникает в том случае, если бывший служащий осуществляет свою служебную (трудовую) деятельность в государственном (муниципальном) органе. Для всех остальных организаций такое уведомление является обязательным.

Читайте также:  ВС решал, можно ли использовать часть участка не по назначению

Причем на практике к ответственности привлекаются не только коммерческие организации, но и государственные унитарные предприятия

При заключении трудового договора с человеком, который ранее числился работником государственной службы, и с момента его увольнение прошло не больше 2 лет, новый руководитель обязан уведомить об этом бывшего работодателя человека.

Данное обязательство закреплено в ст.64.1 ТК РФ и ст.12 ФЗ №273. Стоит учесть, что уведомление отправляется даже, если бывший госслужащий ранее уже был трудоустроен.

На законодательном уровне закреплен перечень должностей, для которых необходимо составление уведомления. Руководитель может убедиться в наличии необходимости отправки документа на старое место работы сотрудника.

Для этого необходимо:

  • обратиться к справочно-правовым системам, в которых установлен данный перечень;
  • изучить радел противодействия с коррупцией на официальном сайте федерального госоргана;
  • перейти на официальный сайт госоргана, в котором человек числился на государственной или муниципальной службе;
  • отправить личный запрос на бывшее место работы гражданина.

Стоит учесть, что новый сотрудник сообщает работодателю о том, что ранее был госслужащим, а также назвает должность, с которой был уволен. Данная информация может быть представлена в устной форме, так как подробная информация будет отражена в трудовой книжке.

Если работник проигнорировал данное требование, то в соответствие со ст. 84 ТК России, руководитель обязан незамедлительно расторгнуть договор найма, основываясь на ст.77 ТК РФ.

Трудоустройство госслужащих

На протяжении работы в госструктуре чиновник может иметь доступ к государственной тайне и в зависимости от должностных обязанностей тем или иным образом участвовать в деятельности коммерческих предприятий. И после увольнения он может владеть информацией, недобросовестное использование которой может привести к коррупционной деятельности. Чтобы этого избежать, применяются некоторые ограничения и требования к госслужащим при приеме на работу.

Бывший сотрудник госорганов может работать в организации, с которой контактировал по месту предыдущей службы, если его ежемесячная заработная плата на новом месте будет менее 100 тысяч рублей. Если же зарплата больше, то он должен подать письменное обращение о получении согласия на замещение этой должности в специальную комиссию по урегулированию конфликта интересов (как предусмотрено статьей 64.1 Трудового кодекса РФ и частью 1 статьи 12 ФЗ № 273).

Комиссия рассматривает это обращение на протяжении семи дней и информирует о своем решении: на письменное уведомление отводится один день, а устно можно сообщить в течение трех дней. Если комиссия запрещает экс-чиновнику замещать выбранную должность, то работодателю, как требует пункт 13 части 1 статьи 83 ТК РФ, следует расторгнуть с таким сотрудником трудовой договор.

Обязанности бывшего госслужащего

Для бывшего государственного и муниципального служащего установлены специфические условия заключения договора о трудоустройстве. Например, граждане, которые замещали установленные нормативными правовыми актами РФ должности, после увольнения с государственной службы на протяжении двух лет обязаны информировать работодателя о последнем месте своей службы. Так как на законодательном уровне не установлена точная форма данного уведомления, он вправе сделать это устно. Хотя гораздо лучше всё же предъявить подобные сведения письменно, сохранив копию зарегистрированного документа, чтобы избежать элементарного человеческого фактора, когда работодатель просто может забыть о поданных устно данных, и перед сотрудником встанет проблема поиска доказательств правильности своих действий. Вообще информацию подобного рода специалист по кадрам на новом месте работы обычно может добыть без труда и сам, просто проанализировав пометки в трудовой книжке работника.

Какие данные указываются в уведомлении?

Существует перечень данных, которые работодатель должен обязательно указать в своём уведомлении предыдущему нанимателю:

  • фамилия, имя, отчество (если есть) гражданина (если вдруг они менялись, то указывать нужно прежние);
  • дата и место его рождения;
  • должность госслужбы, которая замещалась гражданином перед увольнением (эти сведения берутся из трудовой книжки);
  • полное и сокращённое (если есть) название организации;
  • номер и дата распоряжения/приказа работодателя, на основании которого гражданин принимается на работу;
  • дата трудового соглашения и срок его действия (отмечается дата начала трудовой деятельности, если же договор срочный, то помимо срока указываются также причины, которые лежат в основе такого быстрого заключения);
  • номинация занимаемой сотрудников должности в полном соответствии с трудовым договором и штатным расписанием, при наличии ещё и сведения о структурном подразделении учреждения;
  • должностные обязанности, которые будут соблюдаться на новом месте работы (с указанием основных её направлений).

Может ли бывший госслужащий быть ИП? Об этом далее.

Письмо нужно оформить на бланке данного учреждения, заверить подписью руководителя или другого лица, имеющего такие полномочия, и подписавшим трудовое соглашение в качестве работодателя. Обязательно должна быть поставлена печать организации (её службы кадров). После этого письмо направляется предыдущему работодателю бывшего госслужащего не позднее, чем через десять дней. Вопрос о том, как именно отправлять уведомление о приеме на работу бывшего госслужащего на предыдущее рабочее место, всё ещё не урегулирован окончательно, поэтому работодатель может отправить его заказным письмом по почте или предоставить с курьером.

Читайте также:  Коэффициент-дефлятор для торгового сбора

Способы уйти от ответственности

Получая повестку из прокуратуры, работодатель, осознавая неизбежность ответственности, начинает искать возможности уйти от неё. Среди таких попыток можно выделить следующие:

  • перевод трудового договора в форму гражданско-правового (такой способ абсолютно бесполезный, поскольку требования к данным формам предъявляются одни и те же);
  • изменение дат приёма на работу, аннулирование приказа и трудового договора и т. п.; мера также неэффективна, поскольку ответ на запрос в фонды, куда работодатель отчисляет взносы за сотрудника, покажет их наличие, а значит, и докажет факт трудовых отношений;
  • утверждать, что письмо было отправлено по почте (и снова запрос в управление почтовой связи выявит правду);
  • отказ предоставления трудового договора со ссылкой на его отсутствие (за это работодателя можно привлечь к дополнительной административной ответственности).

Учитывая всю серьёзность предъявляемых к государственным служащим требований, причём не только во время работы, но и после их увольнения, не стоит нарушать закон о борьбе с коррупцией. Практика показывает, что действия подобного рода наказываются без исключений.

Нами подробно рассмотрен прием на работу бывшего госслужащего.

Статья 64 Трудового кодекса гласит, что, принимая на работу бывшего государственного служащего, новый работодатель обязан сообщить о своём новом сотруднике в ту организацию, в которой тот работал ранее.

Однако этого недостаточно, поскольку законом устанавливается, что и сам работник должен придерживаться некоторых правил, несмотря на то что прекратил деятельность в госструктурах, ещё два года после того, как сложил полномочия.

Итак, что представляет собой уведомление о приеме на работу бывшего госслужащего?

Такие порядки вводятся не на пустом месте.

Они обоснованы тем, что, прекратив трудовые отношения, госслужащий всё равно может использовать какие-либо данные, к которым он имел доступ, выполняя свои обязанности.

Поскольку такая информация является государственной принадлежностью и может быть даже тайной, то использование её в целях коммерческих категорически запрещено, это регламентирует ст. 79 ФЗ.

Уведомление о приеме на работу бывшего госслужащего

Если ваш новый сотрудник ранее работал в госорганах, и с момента его увольнения не прошло более 2 лет, вы должны сообщить о найме такого человека его бывшему работодателю-госоргану (ст. 64.1 ТК РФ). Бывший бюджетник должен сам сообщить вам, что ранее трудился на государственной либо муниципальной службе (ст. 12 Закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ). Зачем это нужно?
Формальная цель процедуры уведомления госорганов о новом месте работы бывшего сотрудника — противодействие коррупции. На деле за неуведомление о приеме на работу бывшего госслужащего для работодателя предусмотрен штраф по ст. 19.29 КоАП:

  • 20-50 тыс. руб. для должностных лиц и предпринимателей;
  • 100-500 тыс. руб. для юридических лиц.

Согласитесь, внушительная сумма. Разберемся, как не получить штраф.

Оплачиваемая работа госслужащего: в чем заключается?

Суть государственной службы заключается в улучшении благосостояния страны и ее граждан.

Госслужащие, наверное, никогда не останутся без работы, ведь перечень профессий велик. Список колеблется в зависимости от места работы: департаментов, отделов, государственных органов.

К государственным служащим относятся люди, занимающие должности в следующих аппаратах:

  • Правительстве и его аппарате;
  • Конституционном, Верховном, Высшем Хозяйственном судах РФ, иных общих и хозяйственных судах их аппаратов;
  • Администрации Президента, Государственных секретариатах Совета Безопасности, Управления делами Президента, иных госорганов непосредственно обеспечивающих деятельность президента РФ;
  • органы КГК, прокуратуры, Нацбанка, Центральной избирательной комиссии;
  • министерств, иных РОГУ, их территориальных подразделениях;
  • дипломатических представительствах РФ;
  • местных советах депутатов, исполнительных и распорядительных органах (исполкомы, администрации);
  • государственных нотариальных конторах;
  • таможенных органах;
  • иных госорганах.

При этом в список служащих госсаппарата не входят сотрудники, которые занимаются техобслуживанием и обеспечением функций госсаппарата (работники канцелярии, хозчасти, библиотеки, автохозяйства и т.д.).

Государственная служба может быть:

  1. Федеральной государственной гражданской. Сотрудник будет работать в федеральном органе и получать зарплату из федерального бюджета.
  2. Региональной государственной гражданской. Здесь сотрудник будет работать в органах власти субъектов РФ. Его зарплата будет начисляться из регионального бюджета (в редком исключении – из федерального).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *