Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Предельная база по страховым взносам в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Основная причина ввода единого тарифа по страховым взносам – объединение двух государственных внебюджетных фондов: ПФР и ФСС. В соответствии с Федеральным законом от 14.07.2022 № 239-ФЗ, изменения вступят в силу с 1 января 2023 г. Обновленное название будет звучать так: Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации.
Такие нововведения связаны со стремлением государства оптимизировать расчет страховых взносов, а также упростить их перечисление в бюджет. Таким образом, будет действовать единый тариф взносов и единая предельная величина базы, необходимая для их исчисления. При этом на основании Федеральный закон от 14.07.2022 № 237-ФЗ для приведения базы для исчисления взносов к единой форме на все виды обязательного социального страхования определен единый круг застрахованных лиц.
Помимо этого, начиная с 2023 г., в расчетную базу страховых взносов по всем видам обязательного социального страхования будут входить следующие выплаты:
-
работникам, с которыми заключены договоры ГПХ;
-
проживающим в РФ иностранным высококвалифицированным специалистам;
-
иностранцам, временно проживающим в РФ, за исключением высококвалифицированных;
-
студентам за работу в студенческих отрядах по договорам ГПД, при этом данные отряды должны входить в федеральный или региональный реестр детских объединений и молодежи, пользующихся поддержкой со стороны государства.
Общие изменения в отчетности
С 1 января 2023 года останется всего две формы отчетности:
- расчет по страховым взносам (РСВ) и
- единый отчет по сотрудникам.
Единый отчет заменит сразу четыре формы – СЗВ-ТД, СЗВ-СТАЖ, 4-ФСС, ДСВ-3. Фактически сведения о работниках будут передаваться те же самые, что и раньше, только уже в другой форме отчета. Причем подавать единый отчет нужно будет по частям с разной периодичностью. Так, например:
- часть единого отчета (вместо СЗВ-ТД), связанную с приемом на работу и увольнением, нужно будет, как и сейчас, подавать не позднее следующего рабочего дня;
- если же данные связаны с переводом на другую постоянную работу, подачей заявления о формате ведения трудовой книжки либо о предоставлении сведений о трудовой деятельности, их нужно будет сдавать не позднее 25-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступило указанное событие;
- часть отчета о взносах на травматизм и допвзносах на накопительную пенсию (вместо 4-ФСС и ДСВ-3) будет представляться по окончании первого квартала, полугодия, девяти месяцев и года до 25-го числа следующего месяца.
Новый расчет по страховым взносам заменит СЗВ-М и действующий РСВ. Это будет отчет со сведениями о работниках и выплатах в их пользу:
- ежемесячно до 25-го числа нужно будет подавать сведения для персонифицированного учета и данные о заработке и начисленных взносах;
- а по итогам квартала, полугодия, девяти месяцев и года в отчет нужно будет включать общие суммы по облагаемой и необлагаемой базе, а также начисленные за отчетный период страховые взносы.
Иностранные работники
С 2023 года придется уплачивать единый тариф страховых взносов, в том числе в ФОМС России, с заработной платы по трудовым договорам и вознаграждений по договорам ГПХ постоянно проживающим на территории РФ высококвалифицированным специалистам и временно пребывающим иностранным гражданам. Сейчас же, напомним, взносы на обязательное медицинское страхование за иностранных сотрудников работодатели не платят.
Данное изменение позволит иностранным гражданам получать медицинскую помощь по ОМС, но только через три года. К тому же в связи с изменениями работодатели больше не будут обязаны требовать представления полиса ДМС и указывать его реквизиты в трудовом договоре.
Общий тариф страховых взносов
В соответствии с Федеральным законом от 14.07.2022 № 239-ФЗ в 2023 году подавляющее большинство организаций и ИП перейдет на уплату страховых взносов по единому тарифу. Единый тариф объединит страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование, а также страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (пп. «б» п. 10 ст. 2 Федерального закона от 14.07.2022 № 239-ФЗ).
Величина общего тарифа страховых взносов с 1 января 2023 года составит (п. 3 ст. 425 НК РФ):
- 30% – в пределах установленной единой предельной величины базы для исчисления страховых взносов;
- 15,1% – свыше предельной величины.
Рассмотрим процедуру применения новых размеров предельных баз в 2019 году. Для расчета примем, что работник отработал каждый месяц полностью. Размер его оклада 146500 рублей.
Данное предприятие производит уплату отчислений в соцфонды в стандартных размерах. Так, в Пенсионный фонд ставка 22% (10% для сумм какие сверх базы), в соцстрах ставка 2,9%, в медстрах ставка 5,1%. Взнос по травматизму установлен как 0,6%.
Осуществим расчет взносов в Пенсионный фонд, исходя из представленных показателей:
Месяц | База в порядке возрастания до предела | База в порядке возрастания сверх предела | Взносы 22% | Взносы 10% |
Январь | 146500 | 32230 | ||
Февраль | 293000 | 32230 | ||
Март | 439500 | 32230 | ||
Апрель | 586000 | 32230 | ||
Май | 732500 | 32230 | ||
Июнь | 879000 | 32230 | ||
Июль | 1025500 | 32230 | ||
Август | 1150000 | 22000 | 27390 | 2200 |
Сентябрь | 1150000 | 148700 | 14650 | |
Октябрь | 1150000 | 295200 | 14650 | |
Ноябрь | 1150000 | 441700 | 14650 | |
Декабрь | 1150000 | 588200 | 14650 |
Распространенные ошибки при калькуляции общеобязательных взносов
Ошибка 1. Предельная база для взносов на травматизм и ОМС не устанавливается вообще. Данная норма остается неизменной и на 2023 г. Посему независимо от дохода физлица сборы по ним калькулируют обычным порядком. Например, для ОМС – по ставке 5,1%.
Ошибка 2. Зачастую при определении базы для калькуляции общеобязательных взносов в нее включают необлагаемые выплаты. Например, при выдаче фирменной одежды сотрудникам на ее стоимость не начисляют взносы. Это не правильно. Не облагаются сборами только сепцодежда и спецобувь, которая предназначена для работников, занятых на работе, связанной с вредными условиями, загрязнениями, особыми температурными режимами и т. п.
Следует заметить, что позиция «лучше начислить взносы на все выплаты работника, чем упустить какую-нибудь из них и не доначислить» не совсем уместна. Излишне уплаченные суммы могут привести к занижению базы для расчета иных обязательных платежей, что является нарушением.
Календарный год | Лимит выплат (руб.) | Основание |
---|---|---|
2022 | 1 032 000 | Постановление Правительства РФ от 16.11.2021 № 1951. |
2021 | 966 000 | Постановление Правительства РФ от 26.11.2020 № 1935 |
2020 | 912 000 | постановление от 06.11.2019 № 1407 |
2019 | 865 000 | постановление от 28.11.2018 № 1426 |
2018 | 815 000 | постановление от 15 ноября 2017 № 1378 |
2017 | 755 000 | постановление от 29 ноября 2016 № 1255 |
2016 | 718 000 | постановление от 26 ноября 2015 № 1265 |
2015 | 670 000 | постановление от 4 декабря 2014 № 1316 |
2014 | 624 000 | постановление от 30 ноября 2013 № 1101 |
2013 | 568 000 | постановление от 10 декабря 2012 № 1276 |
2012 | 512 000 | постановление от 24 ноября 2011 № 974 |
2011 | 463 000 | постановление от 27 ноября 2010 № 933 |
Тарифы страховых взносов для резидентов технико-внедренческой особой экономической зоны
Период |
Прежняя редакция Закона |
Новая редакция Закона |
Фонд социального страхования |
||
2010 г. |
0% |
0% |
2011 - 2012 гг. |
1,9% |
2% |
2013 - 2014 гг. |
2,4% |
2% |
2015 - 2017 гг. |
2,9% |
2% |
с 2018 г. |
2,9% |
2,9% |
Пенсионный фонд |
||
2010 г. |
14% |
14% |
2011 - 2012 гг. |
16% |
8% |
2013 - 2014 гг. |
21% |
8% |
2015 - 2017 гг. |
26% |
8% |
2018 г. |
26% |
13% |
2019 г. |
26% |
20% |
с 2020 г. |
26% |
26% |
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования |
||
2010 г. |
0% |
0% |
2011 г. |
1,1% |
2% |
2012 г. |
1,1% |
4% |
2013 - 2014 гг. |
1,6% |
4% |
2015 - 2017 гг. |
2,1% |
4% |
с 2018 г. |
2,1% |
5,1% |
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования |
||
2010 г. |
0% |
0% |
2011 г. |
1,2% |
2% |
2012 г. |
1,2% |
0% |
2013 - 2014 гг. |
2,1% |
0% |
с 2015 г. |
3% |
0% |
Итого: |
||
2010 г. |
14,0% |
14% |
2011 - 2012 гг. |
20,2% |
14% |
2013 - 2014 гг. |
27,1% |
14% |
2015 - 2017 гг. |
34,0% |
14% |
2018 г. |
34,0% |
21% |
2019 г. |
34,0% |
28% |
с 2020 г. |
34,0% |
34% |
В этот период они должны начислять страховые взносы по пониженному тарифу. И только с 1 января 2015 г. величина тарифа страховых взносов для них станет максимальной — 34%.
Контроль за применением пониженных тарифов
Контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляют (п. 1 ст. 3 Закона N 212-ФЗ):
- ПФР и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд РФ, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в фонды обязательного медицинского страхования;
- ФСС и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в ФСС.
Для того чтобы органы контроля имели возможность осуществлять контроль за обоснованностью применения пониженных тарифов страховых взносов ИТ-организациями и хозяйственными обществами, законодатели дополнили ст. 33 Закона N 212-ФЗ п. п. 5 и 6.
Положения этих пунктов обязывают налоговые органы представлять в ПФР и ФСС информацию, необходимую для проверки соблюдения этими организациями требований, установленных ст. ст. 57 и 58 Закона N 212-ФЗ.
Информацию налоговые органы обязаны передавать в органы контроля в электронной форме (п. 6 ст. 33 Закона N 212-ФЗ).
Стоимость пенсионного балла и размер фиксированной выплаты к пенсии в 2022 году
Для расчета величины страховой пенсии используются два параметра, размер которых устанавливается законодательно. К ним относится стоимость одного пенсионного коэффициента (балла), а также величина фиксированной выплаты.
Оба этих параметра ежегодно индексируют, причем до 2024 года включительно запланирована индексация с темпами, не зависящими от фактической инфляции. Изначально, пенсионный коэффициент (ПК) и фиксированную выплату (ФВ) увеличили с 1 января 2022 года на 5,9%.
Однако позднее в Закон внесли поправки, предложенные Президентом В. Путиным, устанавливающие индексацию на 8,6%.
- Стоимость пенсионного балла в 2022 году теперь (с учетом поправок, подготовленных по поручению Президента) составляет 107,36 руб., что на 8,5 руб. больше, чем в предыдущем 2021 г.
- Фиксированная выплата, назначаемая к страховой пенсии по старости, составляет 6564,31 руб. в 2022 году. Увеличение относительно предыдущего года — 519,83 руб.
Налоги и взносы, по которым не надо подавать Уведомления
Налоги и взносы, которые входят в ЕНП, но не требуют подачи уведомления.
Налоги и взносы | Срок подачи |
Налог на прибыль, если НЕ налоговый агент и не дивиденды иностранному контрагенту | НЕТ |
НДС | |
ПСН | |
НПД (по желанию) | |
АУСН | |
Акцизы | |
НДПИ | |
Водный налог (по желанию) | |
Налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья (по желанию) | |
Налог на игорный бизнес |
Как правильно оплачивать страховые взносы в ПФР и ФФОМС
Внимание! Рассмотрим на примере взносов за 2018 год. Общая сумма их была 32 385,00 рублей.
Совет: не оплачивайте их каждый месяц. Смысла нет. Поработали первый квартал, посчитали налог, получился 10 тыс. рублей. Так и оплатите в ПФР и ФФОМС эти 10 тыс, причём сначала на КБК ПФР.
Налоговикам — ничего, ибо взносы прошли взачёт налогу. Осталось 22 385,00 рублей, из которых 5 840,00 — в ФФОМС.
За второй квартал вышло ещё 10 тыс. налога. Снова не платим налог, а платим в ПФР. Осталось 12 385,00 руб., из которых 5 840,000 — в ФФОМС.
За третий квартал вышло ещё 10 тыс. налога. Снова не платим налог, а платим в ПФР.
НО! Отправляем уже не 10 тыс. в ПФР, а остаток от общего взноса (от 26545,00), т.е. 6 545,00. И этим траншем мы закрываем свои обязательства перед ПФР. Но налог у нас был 10 тыс., а заплатили мы 6 545,00. Остальные 3 455,00 отправляем в ФФОМС. Осталось заплатить на мед. страхование: 5 840 — 3 455 = 2 385 рублей.
Так вот уже за четвертый квартал, когда у вас налог снова выйдет 10 тыс.руб., остаток 2 385 отправляем в ФФОМС, а остальные 7 615,00 — на реквизиты налоговых органов!
IV. Распределение ЕНП
Отраженные по единому налоговому счету суммы налоговый орган самостоятельно засчитывает в счет исполнения плательщиком обязанностей по уплате конкретных налогов, страховых взносов в следующей последовательности, установленной п. 8 ст. 45 НК РФ:
- недоимка – начиная с наиболее раннего момента ее выявления;
- налоги, авансовые платежи, сборы, страховые взносы – с момента возникновения обязанности по их уплате;
- пени;
- проценты;
- штрафы.
Если на момент распределения суммы ЕНП недостаточно для покрытия всех налогов, авансовых платежей, сборов, страховых взносов с совпадающими сроками их уплаты, распределение производится в соответствии с приведенной последовательностью пропорционально суммам налоговых обязательств (п. 10 ст. 45 НК РФ).
Приведенная схема уплаты и распределения применяется к большинству платежей, предусмотренных НК РФ, но есть и исключения (см. п. 1 ст. 58 НК РФ). Вне состава ЕНП уплачиваются и учитываются налоговыми органами:
- госпошлина (за исключением госпошлины, в отношении уплаты которой судом выдан исполнительный документ),
- авансовые платежи по НДФЛ, вносимые иностранными гражданами, осуществляющими трудовую деятельность по найму в Российской Федерации на основании патента.
Данные платежи не входят в совокупную обязанность и не учитываются на едином налоговом счете (п. 2 ст. 11 НК РФ).
Могут уплачиваться не в составе ЕНП (на усмотрение плательщика):
- налог на профессиональный доход,
- сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов.
Зачем введены лимиты заработка
В российском законодательстве поясняется, что такое предельная база для начисления страховых взносов и для чего она нужна: это уровень дохода работников, до достижения которого работодатель (компания или ИП) начисляет и уплачивает обязательные платежи по особым тарифам или прекращает их начисление. Подобные ограничители установлены в двух сферах — пенсионной и социальной, и власти ежегодно повышают эти предельные суммы на уровень инфляции. Чиновники считают, что и повышение МРОТ, и увеличение лимитов взносов ВНИМ позволяет работодателям выплачивать большие заработные платы, не скрывая их от налогообложения.
Некоторое время назад лимит доходов существовал и в медицинской сфере. Но потом власти посчитали, что правила, как определяют предельную базу по страховым взносам в медицинской сфере, заметно ограничивают бюджет ФФОМС. Это, в свою очередь, бьет по программам обязательного медицинского страхования. В итоге решили удерживать все платежи по обычным тарифам со всей зарплаты, выплачиваемой сотрудникам.
Помимо сумм на ОСС и ОПС, которые уплачивают организации и ИП за своих сотрудников, база превышения страховых взносов влияет на размеры начисляемых больничных.
Предельная величина базы для начисления страховых взносов в 2017 год
Предельная величина для ПФР составляет 876.000 рублей.
Предельная величина для ФСС (временная нетрудоспособность) составляет 755.000 рублей.
Предельная величина для ФФОМС и ФСС (травматизм) отсутствует (т.е. вся зарплата облагается взносами).
До превышения предельной величины базы ставки составят:
— обязательное пенсионное страхование (накопительная и страховая части) — 22%.
— ФСС (нетрудоспособность) — 2,9%.
— ФФОМС — 5,1%.
— отчисления в ФСС (травматизм) — 0,2%.
После превышения предельной величины базы ставки составят:
— обязательное пенсионное страхование (накопительная и страховая части) — 10%.
— ФСС (нетрудоспособность) — 0%.
— ФФОМС — 5,1%.
— отчисления в ФСС (травматизм) — 0,2%.
В рамках индексации на 11,9% с 1 февраля 2023 года увеличится денежный эквивалент набора социальных услуг. Стоимость НСУ теперь будет составлять 1469,74 руб.
Если человек пользуется гарантированным ему соцпакетом, стоимость НСУ вычтут из суммы ЕДВ. Такой же порядок применяется и при частичном отказе от соцуслуг, когда какие-то из предусмотренных льгот предоставляются в натуральной форме, а взамен остальных перечисляется денежная компенсация. В этом случае из полной суммы ЕДВ вычтут только денежный эквивалент фактически предоставляемых услуг:
- 1132,03 руб. — за лекарственные средства;
- 175,12 руб. — за путевки на санаторно-курортное лечение;
- 162,59 руб. — за бесплатный проезд на ж/д транспорте.